17 мин.

Наш хоккей давно болен. И состояние только ухудшается

Перечень основных проявлений и возможных причин

Этим летом наш хоккей создает столько инфоповодов, сколько, пожалуй, не было никогда. Проблема в том, что практически все можно назвать скандальными или, по крайней мере, удивительными. Это дает еще один повод обратить внимание на устройство нашего хоккея, потому что даже без детального анализа все больше очевидно, что он давно болен, и неприятных симптомов все больше.

Различных ситуаций, бьющих по репутации КХЛ и ФХР в глазах адекватной общественности за последние годы набралось столько, что даже не самым погруженным любителям спорта приходилось прислонять ладонь к лицу. Уверен, мой список можно дополнить, но основные события постараюсь не упустить:

1. Резонансная тема для российского футбола этим летом — новый лимит на легионеров и возможный потолок зарплат, который может быть введен вместе с ним. Идею заимствуют в том числе из КХЛ — там потолок зарплат в жестком виде начал функционировать в КХЛ с сезона 2020/21. Его введение не было революционным и происходило из успешного опыта НХЛ. Вымученные в локаут-2004 финансовые лимиты являются основой стабильности и привлекательности заокеанской лиги, поэтому желание повторить удачный опыт было логичным.

Ожидалось, что новые правила уменьшат силу недальновидных грандов и уравняет команды, но большего равенства он не привнес. Пока одни клубы могли в качестве цели ставить удержание над полом зарплат, другие, достигнув потолка, начинали контрактные махинации. Оказалось, что контракт игрока с клубом КХЛ можно очень легко разорвать и сразу подписать новый, с меньшей прописанной суммой. Это было бы не в интересах игроков, если бы не дополнительные бонусы, не учитывающиеся под потолком. Кто-то признавал это открыто, кто-то якобы сам просил снизить зарплату в 5 раз, однако ничего не сподвигло руководство лиги эту лазейку прикрыть. 

2. Претензии есть и к системе переходов в КХЛ. Существенное ее отличие от заокеанской в допустимости «денежных компенсаций», то есть прямой покупки игроков. Вкупе с возможностью всевозможных операций с контрактами это создает гремучую смесь, дающую практические безграничные возможности при наличии достаточных финансов. Это позволяет богатейшим клубам, в первую очередь СКА (по крайней мере в эру Ротенберга), собирать состав из любых доступных игроков. Если об НХЛ болельщики рассуждают в духе «у кого достаточно места под потолком на Марнера?» или «кто сможет предложить достаточно активов за Рантанена?», в России чаще вопросы плана «кто теперь в СКА понизит себе зарплату, чтобы клуб подписал Деанджело?» или «какой топ-клуб заберет сверкнувшего Бучельникова?» Конкуретности лиги это, конечно, тоже не способствует.

Обратная сторона (тоже негативная) — у клубов нет ценности активов, и они готовы расставаться с любыми игроками, поскольку заполучить новых несложно. Поэтому обмены редки (если не считать обмены на денежную компенсацию) и зачастую происходят с правами на игроков, приезжающими из другой лиги, а не с реальными игроками.

Все это развязывает руки руководителям клубов для любых действий, даже самых удивительных.

Один из свежих инцидентов, также связанный с контрактным беспределом — уход из «Салавата Юлаева» лучшего бомбардира и снайпера прошлого сезона Джоша Ливо. Самый ценный игрок сезона, который побил рекорд легендарного Мозякина по шайбам за сезон, оказался просто не нужен клубу. По крайней мере за ту сумму, которая полагалась ему по контракту, заключенному только в феврале. Журналисты сообщают, что дело в накопленных долгах и сократившемся бюджете клуба, но не могла же финансовая ситуация так радикально поменяться за полгода – налицо проявление недальновидного менеджмента. И в целом трудно уложить в голове, что клуб решил просто избавиться от такого хоккеиста, даже не получив ничего взамен. Как уже писали в комментариях, разве можно представить, чтобы условный «Бостон» выставил на драфт отказов Пастерняка, чтобы просто сэкономить?  

При этом сам факт расторжения контракта по инициативе клуба в очередной раз бросает тень на контрактную систему лиги. По заявлению «Салавата» расторжение произошло из-за опоздания игрока на сборы, никаких компенсаций, естественно, не причитается. Несмотря на то, что игрок и агент сначала были настроены добиваться выплат, вопрос был решен без них, чтобы канадец мог искать новый клуб. В ситуации страдают все: клуб лишается звезды, игрок — хорошего контракта, а болельщики клуба потеряли яркого игрока.

3. Этим летом еще две звезды лиги были буквально выкинуты своими клубами. Если Николая Голдобина «Спартак» выставил на драфт отказов, где его подобрал СКА, с Владимиром Ткачевым «Авангардом» просто расторг контракт, правда, без надуманных предлогов. Помимо желания клуба избавиться от тяжелого контракта, в этой истории замешаны противоречия Ткачева с главным тренером Ги Буше. Но контракт был подписан в декабре (тоже недавно) до 2030 года, а получил Владимир только 25% от первого года – трудно представить, чтобы профсоюз игроков НХЛ в такой ситуации допустил бы такое. Таким образом, 3 отказа от топовых игроков без какой-либо компенсации — странная и неспортивная история.

«Авангард» вообще этим летом устроил чехарду с игроками, благо контрактная система позволяет делать это практически без последствий. Наиболее вопиющий пример — расторжение контракта с защитником Джесси Блэкером, которого подписали всего за 1,5 месяца до того. Стандартная картинка с подписью «Спасибо за игру» в адрес человека, который ни одну игру так и не сыграл — один из последних мемов нашего хоккея.

4. Также 1,5 месяца числился в «Сочи» Вячеслав Козлов. Тренер стал жертвой смены руководства клуба, было объявлено о новых задачах и амбициозных целях. Но еще больше удивляет личность его сменщика — 75-летнего Владимира Крикунова, который не работал в лиге с 2021 года. Похоже, опыт тренера — единственный критерий, по которому выбирали новые руководители клуба.

5. Говоря о тренерском опыте, можно перейти к части статьи имени Романа Ротенберга — безусловно, самого одиозного персонажа нашего хоккея. В начале 2022 года представитель известной фамилии, занимавший в СКА должности главы штаба и вице-президента (а также вице-президент ФХР и член совета директоров КХЛ) стал главным тренером команды из Санкт-Петербурга «в целях улучшения управления штабом и командой». Тренер-дебютант одного из флагманов КХЛ обладал богатым опытом из 800 просмотренных матчей и серьезным образованием в Высшей школе тренеров СибГУФК (видимо, работа на руководящих постах в СКА и ФХР не мешала учебе в Омске), что позволило собрать солидный тренерский штаб из известных специалистов (включая предыдущего главного тренера).

За период тренерства Ротенберга в СКА приходили и бесславно уходили самые перспективные молодые игроки, российские и иностранные лидеры других клубов КХЛ и даже вполне себе звезды НХЛ (при этом волшебным образом умещаясь под потолок зарплат), но даже до финала дойти у клуба из северной столицы не получилось. В целом, можно сказать, что результаты СКА регрессировали с каждым годом: от победы в конференции и полуфинала в первом сезоне до 7 места Запада и вылета в первом раунде в этом году. 

6. Отдельного пункта заслуживают выступления теперь уже бывшего главного тренера СКА — благодаря пресс-конференциям Романа Борисовича лексикон отечественных любителей хоккея частенько пополнялся новыми перлами. Неудачные результаты СКА сопровождались рассказами не всегда верных футбольных историй про «Йозе Марино», «Шулшера», и «Эмбаппе», поиском среди журналистов врагов из Бостона, оправданиями про «самолетные ноги», сомнительными перфомансами с будильниками и регулярными отчетами о статистических рекордах в соц. сетях (куда обычно входили успехи СКА при других тренерах). На этом фоне в прессе со стороны хоккейных ветеранов (включая Крикунова) постоянно звучали хвалебные оды специалисту, который в качестве тренера смог только единожды вывести в полуфинал Кубка Гагарина команду с самыми большими финансовыми возможностями (возможно, наряду с ЦСКА). Часто звучала мысль, что Ротенберг успешно привлекает внимание к хоккею, но не такие инфоповоды от нашего хоккея хочется получать.

Сейчас Ротенберга попросили из СКА, но в российском хоккее он остается — будет развивать детско-юношеский и молодежный хоккей в «Динамо» и тренировать «Россию 25».

7. Все в том же 2022 году началась еще одна сюжетная линия, связанная с Романом Ротенбергом. В условиях отстранения от традиционных международных соревнований сборных, как и в других видах спорта единственным выходом для функционирования национальной команды оставались товарищеские матчи. Это был бы понятный ход и от ФХР, но последний матч сборная России провела все в том же 2022 году. Товарищеские встречи, в основном с Беларусью и Казахстаном, до сих пор играет «Россия 25», которая сначала создавалась как «сборная молодых звезд U25», но потом чуждая русскому языку буква пропала, тренером этой команды стал Роман Ротенберг, и оказалось, что 25 — это ориентировочный средний возраст команды (куда входили и игроки далеко за 30). Таким образом команда стала просто странной заменой сборной России по хоккею. Ни одной веской причины создания отдельной сборной так и не было представлено общественности, поэтому весь проект выглядит как предоставление возможности Ротенбергу стать главным тренером сборной страны, когда он по какой-то причине не смог официально сменить Алексея Жамнова во главе «настоящей» сборной. Результаты этой команды под руководством тренера без каких-либо тренерских успехов с учетом уровня соперников кроме как ужасными назвать нельзя, а постоянные заявления Ротенберга про суперсерии и эфемерные противостояния с канадцами только добавляют абсурда.

8. Удивительная история произошла в 2022 году с Иваном Федотовым, основным вратарем чемпионского ЦСКА, который в статусе одного из сильнейших вратарей КХЛ подписал контракт с «Филадельфией» и готовился переехать за океан, а потом пропал и оказался на срочной службе в Северодвинске. Понятно, что вопрос военной службы хоккеистов не решается лигой или клубами, но ситуация вызывает много вопросов: почему именно в этот момент, почему это единственный призыв топового хоккеиста за последние годы, почему после года службы Федотов вернулся в ЦСКА при действующем контракте с «Филадельфией»... А были еще слухи про конфликт вратаря с руководством ЦСКА. Так много вопросов, а ответов так и нет. Как бы то ни было, вратарь высокого уровня потерял год карьеры и хорошую игровую практику в этот период.

9. В плане состава КХЛ стабильности в целом не было никогда, но чаще всего изменения происходили из-за иностранных участников лиги, реже — из-за движений клубов между КХЛ и ВХЛ. Этим летом произошло еще одно изменение – подмосковный «Витязь» (как и его клуб-земляк из РПЛ) прекратил свое существование из-за финансовых проблем. Это событие само по себе не уникально ни для России, ни для спорта в целом, хотя, конечно, по имиджу лиги должно бить.

На этом фоне продолжает вызывать удивление наличие в лиге формально китайского клуба, который после начала пандемии играл также в Подмосковье, но этим летом переехал в Санкт-Петербург, по дороге сменив название на «Петербург «Шанхай Дрэгонс». Его финансированию в этом сезоне, похоже, сможет позавидовать большинство клубов КХЛ. Но зачем в лиге нужен клуб, много лет играющий не в своей стране, без зрительского интереса и спортивных достижений – вопрос, который уже, судя по всему, стал риторическим. Еще удивительнее, что этот клуб этим летом взял Жерара Галлана, качественного тренера даже по меркам НХЛ, и переехал на новую арену, о чем ниже. 

При этом легендарная «Кузня» — новокузнецкий Металлург, который подарил хоккейному миру немало талантов (один из них взял 2 последних Кубка Стэнли в воротах «Флориды»), после выхода из КХЛ 8 лет назад теперь может покинуть и ВХЛ. Дело опять в финансовых проблемах, а конкретно — в отсутствие возможности совершать необходимые выплаты за арену. Если между мэром города и клубом не будет найдено взаимопонимание, некогда очень хоккейный город может перестать быть таким.

10. С «Шанхаем» из Санкт-Петербурга связана другая любопытная история. Уже официально подтверждено, что новым домашним стадионом клуба будет «СКА-Арена». Самая большая хоккейная ледовая арена мира – для китайской команды с самой низкой посещаемостью в прошлом сезоне. Как и следует из названия, строилась она с прицелом на СКА, а также на Чемпионат мира 2023 года, который в итоге прошел не в России, но у истинно петербуржского клуба сложились сложные отношения с ареной. Немного хронологии:

- февраль 2024 — СКА провел первый матч на новой арене (как раз против «Куньлуня») и переехал туда на конец регулярки, несмотря на ряд недоделок. Представители клуба рассыпались в комплиментах («лучший стадион мира», «даже лучше, чем «Камп Ноу»). Чтобы объявить о самом посещаемом хоккейном матче в истории звучали разные числа и методы подсчета, попутно Ротенберг раскритиковал подсчет рекордной посещаемости в Чикаго (там якобы посчитали «всех кошек и собак»). В итоге на петербургской арене стали считать вообще всех людей и через несколько матчей рекорд зафиксировали официально.
- март 2024 — после вылета из Кубка Гагарина Ротенберг заявляет, что переезд повлиял на клуб и «это усложнило ситуацию»
- в июне на арене случается пожар, и СКА возвращается в старый Ледовый дворец, причем «не только из-за пожара»
- декабрь 2024 — СКА возвращается на «СКА-Арену» и играет там остаток сезона
- июнь 2025 — СКА объявил, что проведет следующий сезон в Ледовом дворец из-за «низкой транспортной доступности «СКА-Арены» вследствие ремонта ближайшей станции метро, неофициально — из-за высоких расходов на аренду самой большой ледовой арены при сократившемся бюджете.

Таким образом оказалось, что огромное спортивное сооружение как будто никому и не нужно («Куньлунь»-«Шанхай» точно обошелся бы меньшей ареной), но будет использоваться, просто потому что уже построили. Вопросы о простейшем расчете окупаемости проекта на этапе планирования и вообще целесообразности его постройки – тоже уже, похоже, риторические. 

11. Еще одна актуальная история — уход Игоря Никитина из «Локомотива». Сам по себе уход тренера из команды-чемпиона — событие довольно редкое, но здесь добавляется еще дополнительный контекст: в «Локо» Никитин пришел после увольнения из ЦСКА за поражение в финале, а сейчас возвращается в армейский клуб, расторгнув контракт после чемпионства. И решение ЦСКА в 2021 году и поступок Никитина сейчас были внезапными и неожиданными. Сам тренер объяснил уход желанием «двигаться дальше», но возможно дело в более приземленных вещах — проходила информация, что ЦСКА предложил зарплату почти в 2 раза больше. Это еще раз показывает разрыв в уровне возможностей клубов, среди которых два армейских значительно выделялись в течение всех последних лет. 

Вдобавок, в ярославском клубе, очевидно, затаили обиду на тренера и его помощников, ушедших к прямому конкуренту. Так, штаб Никитина не получил чемпионские перстни и не был приглашен на чемпионский парад (говорят, даже не упоминался на нем). Какие бы причины на это ни были, ситуация выходит некрасивая.

Глобальные причины

Безусловно, такое количество разных ситуаций вызвали разные причин, но я попытаюсь сформулировать глобальные проблемы нашего хоккея.

1. Пожалуй, главная из них, касающаяся не только хоккея — финансирование. Раздутые траты и «гонка вооружений» крупнейший сырьевых госкорпораций (как и в футболе) создает пузырь, при котором клубы очень далеки от самоокупаемости и в большей степени зависят не от своей посещаемости и лояльности болельщиков, а от владельцев, что создает значительную уязвимость перед любыми изменениями у этих владельцев. Такими изменениями могут быть как ухудшение финансового положения компаний и оптимизация, так и смена руководства региона или настроения состоятельного инвестора. В то же время, в хорошие времена у владельца клубы в лице их руководителей могут не считать расходы, тратя деньги на топовых игроков и тренеров, аренду огромных арен или ребрендинг. Для самих владельцев хоккейный клуб – это не инвестиция и не бизнес, а проявление корпоративной социальной ответственности (или социальной нагрузки) или просто реализация хотелок, амбиций одного человека. В такой ситуации естественно, что мнение простых болельщиков никому не интересно и не важно. Соответственно, пресловутый институт репутации тоже никому не важен.

2. Собственно, как вторую проблему, вытекающую из первой, можно выделить недальновидный или непрофессиональный менеджмент — как клубов, так и лиги + ФХР. Чаще всего в руководстве наших клубов находятся люди, связанные с владельцами (или с более высокопоставленными или авторитетными людьми), и продвинувшиеся совсем не за эффективное управление в спорте. Также, как следствие первого пункта, у них может и не быть цели грамотно выстроить функционирование организации, поскольку проще добиться выплат от спонсоров и поэтому выстроить отношения с ними — более важная задача. Точно так же и незачем проворачивать выгодные обмены, набирать ценные активы (игроков, права на игроков), если за денежную компенсацию можно получить нужного хоккеиста, а в случае чего, спокойно разорвать с ним контракт. Стоит ли говорить о каком-то стратегическом планировании в этих условиях.

Другая категория руководителей — бывшие великие хоккеисты. Очевидно, что должность государственном органе (спортивном или нет) — наиболее комфортный вариант спортивной пенсии. В целом, от бывших спортсменов странно было бы требовать навыков эффективного управления, прославились они все-таки не этим. Кроме того, их экспертиза в хоккее тоже часто сомнительна, поскольку многие играли совсем в других реалиях. Конечно, бывшие спортсмены в спортивном руководстве — нормальная практика в большинстве стран, но в идеальной ситуации должен происходить определенный естественный отбор и на самом высоком уровне оставаться только наиболее талантливые управленцы среди бывших спортсменов. У нас такого не видно.

3. Свою роль играет и слабость международных хоккейных институтов. В отличие от футбола, где есть выстроенная общепризнанная система, в рамках которой регламентированы многие важные моменты от трансферных окон до финансового фэир-плей с возможностью отслеживать исполнение и наказывать нарушителей, в хоккее такого нет. Сильнейшая лига живет обособленно и по своим правилам, а европейские чемпионаты, включая КХЛ, хоть и формально находятся в юрисдикции ИИХФ, имеет слишком мало рычагов для какого-то реального воздействия (в этом удостоверились в кейсе Федотова). Таким образом, КХЛ предоставлена сама себе в плане придумывания и имплементации регулирования (включая те же контрактные правила) и единственными мотиваторами становятся умения и желания руководства нашего хоккея, что возвращает нас к предыдущему пункту. Очевидно, что многие решения принимаются для пресловутой имитации бурной деятельности, отчетов вышестоящему руководству, для красивых лозунгов. Урегулирование вопросов в пользу игроков, болельщиков, да и в целом конкуретности никому не нужно.

В результате складывается ситуация, когда нашему хоккею в различных его проявлениях все сложнее сопереживать. Возникает замкнутый круг, когда все действующие лица преследуют исключительно свои интересы без цели сделать действительно лучше. Особенно огорчает, что это распространяется и на сборную, которая существует сейчас в непонятном виде и как будто абсолютно не готова к реальной борьбе на международной арене. Последние годы вокруг нашего хоккея через лозунги выстраивалась ширма благополучия и процветания, изоляция этому только помогала, но уродливая суть все явственнее проглядывается, проблемы наслаиваются друг на друга, и никто не хочет с ними разбираться. Возможно, в головах основных лиц уже настолько укоренилась эта ширма, что они забыли, что за ней что-то есть.

Сергей Савостьянов/ТАСС, ХК «Салават Юлаев», ХК СКА, ФХР, Юлия Пыхалова, Александр Федоров/«СЭ», Григорий Сысоев/РИА Новости.