Спецпроект
7 мин.

Кто и как шьет формы клубам КХЛ

Исследование Спортса’’ и Кинопоиска.

Кинопоиск открывает хоккей со всех сторон: показывает трансляции всех матчей КХЛ, выпускает уникальные шоу и совместно со Спортсом’’ делает исследования обо всех аспектах лиги. В этом выпуске мы разбираемся, как в лиге появляются игровые формы.

НХЛ давно использует практику единого поставщика: долгое время это был adidas, а с сезона-2024/25 его заменила фирма Fanatics. КХЛ не прибегает к централизованной системе. Хотя 16 из 23 клубов (то есть почти 70% лиги) сотрудничают с одной фирмой – Lutch. Остальные команды распределились по другим четырем компаниям.

Коротко о каждой фирме:

● Lutch – старейший (более 25 лет) и один из крупнейших экипировщиков России. Базируется в подмосковном городе Апрелевка. Ее услугами пользуются более 5 тыс. профессиональных и любительских команд из различных видов спорта. Хоккейные клубы приходили за сотрудничеством еще до создания КХЛ. Зачастую дизайнеры «Луча» сами предлагают эскизы будущих джерси, решая еще одну проблему заказчика;

● Steel Axes – компания из Магнитогорска, основанная в 2013 году, которая поставляет экипировку трем топ-клубам Востока, а также нескольким командам ВХЛ. Помимо этого сотрудничает с любительскими и детскими клубами, а также специализируется не только на пошиве формы, но и других аксессуарах – чехлах для телефонов, кружках и прочем.

● «Росспорт» и ССМ можно объединить в один пункт, так как обе компании относятся к холдингу «Спортконцепт». В 2016 году холдинг «Фонд развития российского спорта», связанный, по данным Forbes, с главным тренером СКА Романом Ротенбергом, приобрел 80% акций «Росспорта». А все контракты на дистрибуцию иностранных брендов, таких как CCM, теперь принадлежат «Спортконцепту», тоже основанному Ротенбергом. «Росспорт» сотрудничает не только со СКА, но и национальными сборными. ССМ при этом одевает два клуба КХЛ – «Локомотив» и «Сочи»;

● «Барыс» остается единственной командой, которая не сотрудничает с российским брендом. Казахстанцы работают с местной фирмой Alprima из Усть-Каменогорска.

Сколько форм команде нужно на сезон?

Чтобы детальнее погрузиться в цифры, мы связались с Анной Качаловой, специалистом по закупочной деятельности «Северстали».

«У нас не такой большой бюджет, поэтому делается все достаточно просто. Дизайн последней формы, в которой мы сейчас играем, заказывали у компании Quberten (студия, специализирующаяся на дизайне спортивной формы – Sports’‘). Наш генеральный спонсор ПАО «Северсталь» работает с ними. Дальше шло внутреннее согласование, в том числе с самой «Северсталью». 

Когда мы пришли с заказом, у нас было определенное ТЗ, что мы хотели бы поменять на форме, по которому исполнитель собирал макет. Хотя альтернативную форму на этот сезон мы разрабатывали в какой-то степени сами. У нас есть поставщик Lutch, который шьет нам форму, и дизайнеры оттуда помогали нам в ее разработке.

На сезон у нас есть черная основная форма, желтая – выездная. На каждого игрока мы заказываем по одной майке. Плюс у нас есть запасные свитеры на случай, если какие-то джерси придут в негодность или клуб подпишет нового хоккеиста. То есть это пустые джерси, на которые мы в случае необходимости просто пришиваем фамилию и номер. Делаем это уже в Череповце.

Еще у нас есть случаи, когда мы играем в альтернативной форме, посвященной каким-то событиям. Мы также заказываем по свитеру на игрока. То есть суммарно заказывается три комплекта на каждого хоккеиста и запасные джерси. Получается в районе 80-100 свитеров на сезон. Один джерси [стоит] в районе 10-12 тысяч рублей – с учетом того, что это оптовая стоимость для клуба. 

Тренировочные комплекты заказываются немного по-другому принципу – всегда сначала смотрим на остатки прошлых лет. Каждого цвета примерно штук по 10 заказываем, а там зависит от необходимого количества цветов. Бывает, 20 комплектов берем, иногда – 50. Например, если черный набор в хорошем состоянии остался с прошлого сезона, то на новый не берем».

По каким технологиям изготавливается форма?

К производителю приходит команда с эскизами. Обычно клубы приносят 2-3 образца на утверждение. Однако был сезон, когда одна из команд пришла с 20+ вариантами. На этом этапе проверяется доверие заказчика и исполнителя – у фирм есть отличная возможность слить концепты возможных форм и подогреть интерес фанатов, но они этого не делают. При этом никакого специального договора о неразглашении не заключается.

У крупных фирм, с которыми сотрудничает большое количество команд, зачастую есть несколько шаблонов для дизайна. Иногда они их используют, просто меняя клубные цвета. Среди уникальных дизайнов вспоминается альтернативная форма «Металлурга», где обыгрывался вырез из комбинезона работников местного металлургического комбината. Из свежего можно вспомнить альтернативные джерси «Торпедо» в прошлом сезоне, изготовленные к 800-летию Нижнего Новгорода. Пошивом занималась компания «Луч». 

Далее начинается печать формы, которая делится на два этапа: сначала гигантский принтер выводит специальной краской изображение формы на термотрансферном материале, а потом с помощью гидравлического пресса с нагревом в двести градусов картинка переходит в газообразное состояние и окрашивает волокна ткани на молекулярном уровне. Окрашенная таким способом ткань становится устойчивой к истиранию, выцветанию и даже к мощным бытовым химреагентам.

После печати всех элементов формы происходит раскрой: создаются отдельные небольшие детали, из которых швеи собирают готовый комплект. Фамилии и номера, как мы уже узнали, пришиваются отдельно и уже в расположении самих команд.

Иногда компании-производители получают необычные заказы на хоккейные формы не от профессиональных или любительских клубов. Например, форму для фильмов «Лед», «Движение вверх» и сериала «Молодежка» изготавливала все та же компания «Луч».

А пыталась ли лига прийти к единому поставщику?

Да, такая попытка была как раз в 2016 году – после покупки «Спортконцептом» «Росспорта». Среди дизайнеров и руководителей клубов появилось мнение, что в будущем КХЛ планирует перейти к единому экипировщику на базе «Спортконцепта». 

На тот момент вице-президент лиги Сергей Доброхвалов рассказывал в интервью «Бизнес Online», что КХЛ действительно раздумывала о переходе к единому поставщику по модели НХЛ:

«Мы несколько раз делали попытку заходить в эту историю. Но пока встречаем категоричное неприятие клубов. Пока клубы хотят работать с тем поставщиком, который им интересен. Мы стараемся принимать решения, выгодные для всех клубов».

Главное преимущество единого экипировщика в том, что дизайн всех клубов становится унифицирован, а это сокращает время на разработку формы. Командам не нужно тратить время на тендеры и на согласования с лигой и производителем. Но такая монополия может привести к однообразию производства: вдруг поставщик рано или поздно даст меньше креатива, потому что заказ и так поступит.

Фото: КХЛ/Беззубов Владимир, Коркка Александр, Кузьмин Юрий; РИА Новости/Сергей Гунеев

Реклама 18+. ООО «КИНОПОИСК»