8 мин.

В «интересах сборной» Тихонова или почему погиб «Пахтакор»

70 историй про величие советского спорта и позоры советской политики

11 августа 1979 года произошла третья авиатрагедия советских времен, связанная со спортивными командами. После гибели хоккейной команды ВВС (1950 год) и женской баскетбольной молодежки (1973 год), разбился футбольный «Пахтакор». Вспоминаем о той трагедии, ее предпосылках и последствиях.

Среди детских наставников Родниной одни эмигранты

При развитии зимних дисциплинах в СССР нет-нет, да и использовал иностранцев. В столице Латвии хоккейную команду «Даугава-РВЗ» тренирует чехословацкий специалист Станислав Мотл. К названию «Динамо» рижане вернутся только в 1968 году, когда их возглавит Виктор Тихонов. Причем, Мотл не первый тренер из ЧССР, поднимавший советский спорт. Ранее в Москве работала семейная пара фигуристов Милослав Балун и Соня Бурянова, консультировавшие в Москве тренеров в парном катании. Затем семейство Балун перебралось в Австрию, и получается, что среди первых наставников Ирины Родниной одни эмигранты, еще и детский тренер Яков Смушкин, уехавший в Канаду.

Кстати, затем тренером Родниной на два олимпийских цикла станет Станислав Жук, чья младшая сестра Татьяна была первой женой футболиста Альберта Шестернева. Интересно, на вопрос сотрудницы ЗАГСа хотят ли они вступать в брак, дважды пришлось отвечать невесте: за себя и за того парня?

В 1977 году в СССР были утверждены слова нового государственного гимна. Сергей Михалков подправил текст, его утвердили и снова начали исполнять со словами. Для Михалкова переделать слова гимна, это как выиграть Суперкубок, после чемпионата. Условно говоря, сам чемпионат был выигран в 1943, когда Михалков написал основную часть текста гимна, а спустя 34 года дождался песенного аналога Суперкубка, когда, среди прочего, Сергей Владимирович заменил фразу «Нас вырастил Сталин — на верность народу», вставив тело четверостишия «На правое дело он поднял народы», и относилось это к Ленину.

Вот бы наша интеллектуальная элита так же бодро возвращала сталинские и ленинские госпремии, как уверенно приспосабливала свои принципы под решения очередного съезда и доклад Генсека. С другой стороны, по существу, прав был Михалков, поскольку поколение, выращенное Сталиным, к 1977 году уверенно торило дорогу на погост, терпеливо ожидая там скорого подхода и политических лидеров страны.

В целом, текст гимна изменен косметически, кроме одного четверостишия. Вместо воинственного сталинского...

«Мы армию нашу растили в сраженьях. Захватчиков подлых с дороги сметём! Мы в битвах решаем судьбу поколений, Мы к славе Отчизну свою поведём!»

Михалков предлагает вариант в духе хельсинкских соглашений...

«В победе бессмертных идей коммунизма Мы видим грядущее нашей страны, И Красному знамени славной Отчизны Мы будем всегда беззаветно верны!»

Одними из первых советский гимн со словами услышат дети репрессированных ОУНовцев

С исполнением гимна возникла загвоздка. Не смогли его пропеть на хоккее, первом и победном чемпионате мира среди молодежных команд (на юниорском чемпионате Европы звучал гимн Швеции, ставшей чемпионкой). Дело в том, что с гимном случилась заминка. То ли Михалков не мог закончить свой шедевр, то ли Политбюро, в целом, его не утверждало, то ли Брежнев, который, согласно воспоминаниям, дал дорогу едва ли не десяткам кинокартин, признанных цензурой крамольными, с утверждением слов нового гимна взял паузу.

Предположим, что именно из-за этого наш игровой спорт терпел стабильные неудачи. Хоккеисты проиграли чемпионат мира в Вене, ватерполисты не попали в тройку призеров чемпионата Европы, баскетболисты уступили в финале ЧЕ, и тут на помощь пришли... Кто бы вы думали? Футболисты. Сборная СССР выиграла первый в истории молодежный чемпионат мира в Тунисе (27 июня — 10 июля).

Будущий тренер «Пахтакора» Сергей Мосягин собрал под флагом сборной СССР (на фото) вариант сборной УкрССР: харьковчане Балтача, Бессонов, Каплун, Крячко, Сивуха, продукт работы местных школ и открывшегося харьковского спортинтерната, плюс львовяне Баль и Батич, одессит Жарков, криворожец Сопко. Кого-то ко времени старта чемпионата уже забрали в Киев (Балтача, Сопко), формируя новый состав, на смену обладателям Кубка Кубков, кто-то подтянется позже (Баль, Бессонов, Каплун).

Стартовую встречу с Ираком (3:1) мы провели под арбитраж испанца Анхеля Франко Мартинеса, который вынужден был к фамилии Франко прибавить вторую фамилию Мартинес, чтобы его не путали с Каудильо Франсиско Франко. Испанский диктатор к началу чемпионата уже два года, как мертв, но традиция испанцев использовать две фамилии, уже неизменна. В полуфинале обыгрываем по пенальти Уругвай. Пять его футболистов спустя три года выиграют первый и пока последний «чемпионат чемпионов», когда в Уругвае в 1980 году соберутся пять чемпионов мира по футболу разных лет, плюс голландцы. В отказ пойдет Англия, вечно бойкотирующая все нововведения международного футбола: чемпионаты мира и Европы, еврокубки, теперь «чемпионат чемпионов». У Уругвая в чемпионском составе аж пять выходцев из молодежки — де Леон, Красоуски, Морейра, и две звезды Рубен Пас и Венансио Рамос, плюс еще три участника последующих чемпионатов мира, но в конкретном 1977 году все они бессильны перед советскими пенальтистами. Потом наши и в финале завоюют победу над Мексикой в серии 11-метровых. И в Тунисе наконец-то прозвучит новый советский гимн со словами «Партия Ленина — сила народная нас к торжеству коммунизма ведет!» (Но это неточно).

Порадуются победе и послушают гимн львовяне Андрей Баль и Григорий Батич, двое сыновей репрессированных западенцев. У Баля отсидела мать, у Батича — отец Иван Батиг (И это тоже неточно).

19:2 в двух матчах против хваленых канадских профессионалов

Увы, новый гимн не услышит Роберт Халайждян, сыгравший два матча, и отправленный восвояси еще во время группового этапа. Где-то в студии Матч ТВ по этому поводу удивленно поднимет брови Александр «Царь». Зато порадуется, и взглянет одним глазком на золотые медали одессит Вячеслав Жарков, не сыгравший ни одного матча.

И вот тут вопрос, который мы сами же и подвесим. У нового гимна две даты утверждения. Вот две взаимоисключающие фразы: «С 1971 по 1991 год гимн исполнялся в новой редакции, впоследствии утверждённой указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977» и «1 сентября 1977 года — Утверждён новый текст гимна СССР». Так 27 мая или 1 сентября? Если верна вторая дата, то тогда первыми гимн прослушали мужская и женская волейбольные сборные СССР, выигравшие свои чемпионаты Европы в Финляндии, причем, они проходили в одни сроки. 2 октября мужчины в своем финале обыграли в Хельсинки сборную Польши, а женщины победили в Тампере сборную ГДР.

Возвращаясь к тем сборным, кто так и не услышал гимн в 1977-м. Самой обидной в этой череде поражений выглядит неудача хоккейной сборной. Чемпионат мира 1977 года в Вене переломный, на него впервые приехали самые настоящие НХЛовцы, после семи лет бойкотирования международных стартов, и канадцы в последнем туре разгромили Чехословакию 8:2. А до этого мы разгромили 6:1. В итоге Чехословакия завершит мини-турнир среди команд квартета сильнейших с разницей шайб 15:22. В 2008 году футбольная сборная России финиширует с отрицательной разницей 7:8, но ничто не помешает ни тем, ни другим радоваться итогам. По очкам, набранным внутри квартета у ЧССР — 7, у шведов — 6, и две личные победы над СССР, у наших тоже — 6, у Канады — 5. И на два разгрома ЧССР — 8:2 и Швецию 7:0, «хвалёные профессионалы» получили 1:11 и 1:8 от сборной Советского Союза.

Золото чехословакам преподнесут шведы, финишировавшие вторыми, мы третьи. Разгромы канадцев и будущих чемпионов чехословаков, вызовут временный восторг и бросание чепчиков в воздух, но по итогу одним из этих чепчиков снесло тренерский штаб Бориса Кулагина и Константина Локтева, по итогам чемпионата.

«В интересах сборной» как козырь Виктора Тихонова

Вскоре сборную возглавит Виктор Тихонов, начав с 3:8 от Чехословакии на домашнем «Призе Известий». Но затем он создаст из национальной команды «красную машину». Практически непобедимую, за исключением Олимпиады-1980, Кубка Канады-1984, чемпионата мира 1985 года. Ну, ладно, еще «Кубок Швеции 1984», обидном больше из-за разгрома от чехословаков 2:7. А в остальном одни победы, ради которых в топку «красной машины» была заброшена интрига чемпионатов страны.

Ветераны спорта помнят заклинание «в интересах сборной», которым оперировал Виктор Тихонов, насыщая хоккейный ЦСКА лучшими игроками страны. Парадокс, но формулу «в интересах сборной» начали применять лет на десять раньше, чем Виктор Васильевич с ЦСКА, но выглядело это абсолютно иначе.

Перед Олимпиадой 1968 года в Мехико «в интересах сборной» сильнейшие баскетболисты и волейболисты не участвовали в чемпионатах СССР, будучи призванными в составы сборных страны. В баскетболе в сборную призвали пять армейцев, трое баскетболистов таллинского «Калева», по двое игроков тбилисского «Динамо» и киевского «Строителя». В итоге таблица чемпионата страны выглядит фантастически, когда на пьедестала почета «Динамо», Тбилиси, СКА из Киева и ЦСКА. В волейбольном чемпионате на призовых местах «Калев», «Буревестник», Алма-Ата и «Радиотехник», Рига, а ЦСКА финиширует аж на восьмом месте. То есть «интересы сборных» конца 60-х шли в разрез с интересами ЦСКА, после чего волейболисты выиграли олимпийское золото, баскетболисты финишировали в Мехико на третьем месте, и больше подобный опыт не повторялся. Однако десять лет спустя у Тихонова появляется козырной туз, которым он использует, как опытный шулер.

В результате рижский динамовец Хелмут Балдерис оказался в хоккейном ЦСКА, где создавалась вторая тройка нападения сборной СССР, в компании с двумя воспитанниками Виктором Жлуктовым и Сергеем Капустиным. Хотя, казалось бы, создав боеспособную тройку вне ЦСКА, можно было бы оказывать существенное сопротивление ведущей тройке Михайлов-Петров-Харламов, вот она конкуренция, столь необходимая сборной. Но нет, формула «в интересах сборной» от Тихонова приведет к тому, что интересы национальной команды всегда совпадали с интересами ЦСКА. Почему-то...

Между тем, Жлуктов из Инты, Капустин из Ухты, и это Коми АССР. В том числе и в этом скрывалась мощь советского спорта, что в республике Коми развивался хоккей с мячом («Строитель» из Сыктывкара даже играл в высшей лиге), шайба была на задворках (самые звездные игроки латыш, участник чемпионата мира 1939 года Карлис Мушке, сосланный в Воркуту за связь с немецкими оккупантами, и китаец Николай Лю), а из республики вышло трое олимпийских чемпиона, включая Андрея Николишина. И вот таких захолустий с чемпионами во времена СССР и не сосчитать. А сейчас в Коми даже спортивный флагман республики — сыктывкарский «Строитель» по хоккею с мячом оказался близок к исчезновению. Вот и вся разница между тоталитарным советским прошлым и настоящим, для характеризации которого пока не нашли подходящих терминов.

P. S. То, чего на белом свете вообще не может быть. Изучая историю «Пахтакора», в частности, и прошлое спорта, в целом, можно узнать много чего интересного. Международные федерации волейбола внедряют в спортивную жизнь новые решения. Поначалу это совместное проведение чемпионатов мира, которые в 1970 и 1974 годах проходят в Болгарии и Мексике, соответственно, где собираются и мужские и женские сборные. С 1975 года эту традицию подхватывает европейская конфедерация, проводящая в Югославии одновременно мужской и женский чемпионаты. В рассматриваемом нами 1977 году они проводятся в одни сроки в Финляндии, но в разных городах. Мужчины в Оулу и Хельсинки, женщины в Котке, Лахти. И только Тампере и Турку выступают хозяевами обоих чемпионатов.

(Продолжение следует)