Партия «Грузинская футбольная мечта» или почему погиб «Пахтакор»
70 историй про величие советского спорта и позоры советской политики
11 августа 1979 года произошла третья авиатрагедия советских времен, связанная со спортивными командами. После гибели хоккейной команды ВВС (1950 год) и женской баскетбольной молодежки (1973 год), разбился футбольный «Пахтакор». Вспоминаем о той трагедии, ее предпосылках и последствиях.
Коронный вопрос Тенгиза Сулаквелидзе: «Как дэла»?
19 апреля 1979-го в Ташкенте проходит товарищеский матч сборных Узбекистана и олимпийской сборной СССР под руководством Геннадия Логофета. Голы Исакова, Макарова и Федорова приносят победу хозяевам 3:2, в итоге к Олимпиаде от сборников останутся только Сергей Андреев, Ринат Дасаев, Олег Романцев, Реваз Челебадзе, Александр Чивадзе и Сергей Шавло.
Кстати, на Олимпиаде к ним присоединится еще один тбилисский динамовец Тенгиз Сулаквелидзе, так и не выучивший русский язык в полной мере. В чемпионате СССР он доиграет до 1988 года, в общении на русском ограничиваясь фразой: «Как дэла»? Перефразируя диалог из «Брата 2»: «Ему интересно — как у меня дела?» «Нет, не интересно. Он просто больше ничего не знает по-русски».
Тут надо будет немного забежать вперед событий. По аналогии с парламентской партией, хочется вспомнить «Грузинскую мечту» 1979-го. Отари Габелия, братья Гоча и Манучар Мачаидзе, Владимир Гуцаев, Виталий Дараселия, Давид Кипиани, Вахтанг Коридзе, Шота Хинчагашвили, Александр Чивадзе, Георгий Чилая, Рамази Шенгелия. Мы не назвали Сулаквелидзе, так вот он играл в Ливерпуле. Эта дюжина грузинских футболистов размажет по осенней грузинской траве действующего обладателя Кубка чемпионов до состояния «овсянка, сэр». 3:0 порвали британский клуб, состоящий из англичан, валлийцев, ирландцев и шотландцев, на британский флаг. Три, чита-грита, ноль! Когда «Динамо» выиграло Кубок Кубков, «Ливерпуль» не нашел в себе силы (волю, смелость, нужное подчеркнуть), чтобы сыграть с тбилисцами еще и матч Суперкубка. Его в итоге не сыграли немецкий «Бавария» (ФРГ) и Магдебург» (ГДР) в 1974-м. В конце концов, сборные этих стран сыграли на чемпионате мира, выиграла ГДР, чемпионом мира стала РФГ. Все были довольны. В 1985 году «Эвертон» не смог сыграть с «Ювентусом», поскольку английские клубы успели дисквалифицировать, изгнав их из еврокубков. И в 1981 году из-за фантомных болей «Ливерпуля» во всех его ливерпульских доках. УЕФА, где Суперкубок советским грузинам? Когда советские клубы не стали играть еврокубками после повторной жеребьевки в 1968-м (президент УЕФА Густав Видеркер из Швейцарии), изгнали советские клубы. Когда советская сборная не стала играть матч отбора ЧМ-1974 с Чили, поражение записали сборной СССР (президент ФИФА Стэнли Роуз из Англии). Почему, когда «Ливерпуль» отказался играть Суперкубок, УЕФА смолчал (президент Артемио Франки из Италии).
Должность «тренера по воспитательной работе» признана неактуальной
Тема с еврокубками настолько злободневная что авторы-составители календаря-справочника «Футбол» составляют анкету с вопросом: «Что надо сделать, чтобы наши клубы успешно выступали в европейских кубках». Идея здравая, исполнение страдает, поскольку возможность отвечать на эти вопросы предоставляется Олегу Базилевичу, Евгению Горянскому из «Динамо», Виктору Носову и Иштвану Секечу, удивительный квартет из трех наставников «Пахтакора» разных времен. Предложение обсуждать вкус ананаса с теми, кто его ел, до сих пор не актуально в советском футболе, и об успешности в еврокубках обсуждает квартет, у которых на четырех лишь три участия: это два последовательных поражения Носова с «Шахтером» от «Монако» и «Айнтрахта» и вылет ЦСКА от австрийского «Штурма» с Базилевичем во главе. И только спустя пять лет Носов пошумит со своим «Шахтером» в Кубке Кубков.
В 1979 году коллективу управления футбола СССР был представлен новый начальник Вячеслав Колосков. До 1978 года управление футбола Спорткомитета СССР возглавлял Анатолий Ерёмин, ранее работавший секретарём Киевского райкома партии в Москве.
Поначалу Еремин слабо разбирался в футболе и футболистах. Современники вспоминают, что попал он на сложные времена семидесятых, когда стали проявляться первые случаи отказа играть за сборную страны. Это Леонид Буряк не хотел выходить на поле, требуя выдать ему обещанную «Волгу». Еремин не знал ни подробностей этого дела, ни того что украинский футболист Буряк по национальности еврей.
Затем Еремина на посту «главного футболиста» сменил Вячеслав Колосков, которому в 1994-м году достанутся 14 подобных «буряков».
Про эпизод, связанный с ним, вспоминал ветеран советского судейского корпуса Сергей Беляев: «за полночь залетаю в вагон, ставлю сумку, поднимаю голову — напротив Анатолий Еремин Глаза вытаращил: «Сергей, ты откуда? Я ж тебя только что по телевизору видел, ты в Киеве судил...». Если кто не понял, то речь идет не о железнодорожном вагоне, а о метро на котором не чурались ездить и начальник всего советского футбола и очень востребованный судья.
Как похорошел «Бустон» при новом начальнике хлопкотреста Каюме Шадиеве
Определенным спасением для пахтакоровцев выступит вторая команда УзССР тех лет — «Бустон» из Джизака. Само возникновение этой команды вызывает большие вопросы. В чемпионате СССР 1970 года в Классе Б, Средняя Азия стартовали 18 команд, после первого круга снялся «Спартак» из Андижана, а в итоге всё равно финишировало 18 команд. Объяснение крайне невероятное: Андижан (кстати, в нем играл Искандер Галиуллин, отец будущего ветерана «Нефтехимика» Вагиза Галиуллина) по итогам первого круга заменила команда «Джизак». Через три года Джизак станет столицей образованной в 1973 году Джизакской области, и там образуется команда «Труд». Первый ее наставник известный футболист из Ферганы Николай Медных, чей сын Олег Медных поиграет за все юношеские сборные республики.
Футбольная команда Джизака за девять лет команда «вырастет» настолько, что выиграет турнир второй лиги, став второй по рангу командой республики. Туда перед началом сезона 1979 года отправились пахтакоровские ветераны Борис Серостанов, Олег Чечетин, плюс молодежь Хусан Байметов, Владимир Карман (вскоре он поменяет фамилию на Мережко), Сергей Юрин, которых поджидал бывший тренер «Пахтакора» Добин Шегай, пришедший в 1978 году. Задача стояла: сейчас или никогда. Все дело в том, что во второй лиге существовал лимит на опытных футболистов, которыми считались игроки старше 25 лет, которых в «Бустоне» хватало, а дальше ситуация грозила ухудшиться.
Серьезное сопротивление победителям оказал «Шахриханец» из Шахрихана, который перед сезоном возглавил легендарный Берадор Абдураимов, но у «Бустона» были высокие покровители из уроженцев Джизакской области.
Корченов забил гол, сделав себе подарок ко дню рождения. За четыре дня до смерти
Мансур Талибджанов в 30 лет завершил игровую карьеру в Гулистане, где тут же стал одним из тренеров, затем тем самым «тренером по воспитательной работе», и ушел в 1978 году в «Пахтакор» на должность администратора. Годом ранее на этой должности работал Николай Любарцев, бывший голкипер «Пахтакора», но он получил приглашение в «Янгиарык», в тренерский штаб на помощь Сергею Доценко, и даже сыграл в 1979-м году один матч в воротах. И это любопытно в том плане, что подчиненный (37-летний голкипер Любарцев) почти на пять лет старше своего руководителя (32-летнего Доценко), что в советском спорте огромная редкость. А Талибджанов, перешедший в «Пахтакор», к своему бывшему тренеру Тазетдинову и экс-партнеру по команде Михаилу Ану, окажется с ними и в одном салоне самолета...
Другая легенда «Пахтакора» Сергей Доценко, тот самый который стал первым узбекистанским чемпионом Европы— в 30 лет заканчивает игровую карьеру, и тут же начинает тренерскую, получив назначение в Янгиарык, ранее так нещадно критикуемый за тягу к «летунам» и возрастным игрокам. К 1977 году команду переименовали в «Хорезм», там молодой тренер делает ставку на молодежь в составе, и у него появляются Владимир Сабиров, затем Равиль Агишев, Шухрат Ишбутаев, которых отправляли на стажировку, после чего они с триумфом вернулись в «Пахтакор», где сразу стали игроками основы.
23 июля, в 15 туре «Пахтакор» обыграл в Ростове СКА 3:1, и это был последний матч под руководством Александра Кочеткова. Он и начальник команды Вячеслав Амбарцумян пребывали в штате «Пахтакора» только до середины лета 1979 года. Почему такое случилось? Ходили разговоры, что Кочеткова подкосило воспаление легких, подхваченное еще весной. Про Амбарцумяна известно то, что он пережил «Пахтакор» на 28 лет, погибнув под колесами автомобиля. Он вспоминал, что «Позвали меня на должность тренера по воспитательной работе (Так его должность называлась до 1978 года включительно, затем переименованная в начальника команды). Чем мог помогал главному тренеру Николаю Кочеткову (Именно Николаю, после чего думается, что журналист брал это интервью, будучи изрядно.. не в теме). У него, правда, отношения с руководством как-то сразу не сложились. И стоило ему ненадолго заболеть, как начальники позвали на его место Базилевича. Мне тоже пришлось уходить».
20-летний Шухрат Ишбутаев дебютирует в «Пахтакоре» 1 июня 1979 года в матче против «Зари», и сразу забьет. Затем еще один гол, третий мяч снова влетит в ворота «Зари», но это будет уже матч второго круга. Он оказался предпоследним для того состава «Пахтакора», и заключительным для Ишбутаева.
Последний гол в том составе опять же в ворота «Зари» забьет экс-казанец Александр Корченов, зафиксировав итоговый счет 3:1. Корченов за три дня до матча с «Зарей» справил 30-летие, получается, что сделал сам себе подарок. Это 7 августа, за четыре дня до трагедии.
P. S. То, чего на белом свете вообще не может быть. Изучая историю «Пахтакора», в частности, и прошлое спорта, в целом, можно узнать много чего интересного. В сезоне 1976-197 годов за баскетбольный «Партизан» сыграл Батч Тейлор, первый американский спортсмен, задействованный в странах Восточной Европы. Для понимания, следующий янки появился в «Партизане» только в 2000-м. Правда 25-летний Тейлор, выбранный «Филадельфией» на драфте, но не сыгравший в НБА, не помог «Партизану», югославская команда в тот сезон даже не пробилась в «Финал шести».
(Продолжение следует)