Трибуна
8 мин.

Сладко и горько. Почему «Амур» внизу турнирной таблицы?

Спасибо, что ступили на тигриную тропу! Буду рад комментариям, репостам и мнениям! В последнем матче со Спартаком Алекс Броадхерст, переведенный нейросетью, что стало фишкой клуба в этом сезоне, сказал: «Сладко и горько. Приятно вносить вклад в команду (прим. игрок сделал дубль), но поражение разочаровывает». Безусловно, многие журналисты и эксперты отмечали селекцию клуба из Хабаровска в межсезонье: сохранены лидеры Владислав Барулин и Дмитрий Шевченко, продлили вратаря Игоря Бобкова, вместо Станислава Бочарова и Егора Коршкова пришли Девин Броссо и Алекс Гальченюк, но результаты по большей части именно «горькие». Прошла ¼ часть чемпионата, Мартемьянов грозит переменами, у болельщиков накопилось много вопросов, но что именно помешало клубу на старте чемпионата? Давайте рассмотрим причины плохого начала Амура и попытаемся найти сладкие позитивные моменты в относительно беспросветном начале сезона.

Тренер нападающих из ВХЛ и «буксующие» лидеры

Буквально вчера «Амур» объявил о том, что тренер нападающих Евгений Федоров покинул клуб. Почему? Ответ достаточно очевиден: предпоследнее большинство лиги, предпоследнее место по количество заброшенных шайб (в два раза меньше, чем у лидера по данному компоненту – СКА).

Все достаточно закономерно – тренер не справился со своей ролью. Летом Амур пытался договориться с Равилем Якубовым и Сергеем Кривокрасовым, а Евгений Федоров был, скорее всего, запасным и очень рискованным вариантом. Тренер, пришедший из Новокузнецкого Металлурга, не смог стать вторым Константином Шафрановым для Хабаровска, как не смог и Игорь Ефимов в прошлом сезоне. Был шанс, что даже с такими игроками Федоров сможет выйти на новый уровень, но, увы, этого не произошло.

Более того, приглашенные в команду лидеры не играют так, как от них ждут. Конечно, не хочется вешать все проблемы в атаке на одного тренера. Я считаю, что весь тренерский штаб не нашел подходов к игрокам из топ-6 в начале чемпионата, но в первую очередь спрос именно с Евгения Федорова.

*Без учета зарплаты Игната Коротких

14 шайб для игроков нижних звеньев – хороший показатель при условии, что лидеры забивают свои «дежурные» 2-3 шайбы за игру. На данный момент такого не происходит и во многих матчах команде не хватает буквально 1-й шайбы, чтобы выиграть или, как минимум, перевести игру в дополнительное время (у Нефтехимика, например, таких игр 8 из 19, у Амура лишь 3 из 17). Удивительно, что игроки боттома – исключительно тренерские игроки, которые делают команде результат своим упорством, работой и желанием. До них тренерский штаб (как мне кажется, в лице самого Андрея Алексеевича) достучаться смог. – Из 12 проигрышей 6 с разницей в одну шайбу (дважды удалось затащить игру в буллиты, но это еще одна проблема Амура). – Из 17 матчей лишь в 5 играх Амур забивал более 2-х шайб (но даже забив более 2-х шайб лишь 2 победы и 3 поражения), 3 «сухих» матча. – Количество бросков в створ (547) на уровне Адмирала (579) и Спартака (591), но сколько забивают клубы из Владивостока и Москвы, и сколько Хабаровск?

Конечно, изменения напрашивались, поэтому в последних 4-5 матчах с нападающими работал не только Евгений Федоров, но и Виталий Атюшов. В данном контексте есть небольшой прогресс.

На фоне активной игры впереди пошатнулась линия обороны, и если вынести за скобки абсолютно провальный во всех компонентах матч с Торпедо (хоть и с красивым для Хабаровского края счетом 2:7), то в первой части получится 26 пропущенных шайб в 12 матчах – 2,1 шайбы в среднем за игру, большая разница с 3,2. Вывод прост: клонируем Виталия и даем ему вторую должность в клубе, чтобы одновременно работал в направлениях обороны и нападения. Если без шуток, то интригует, как Амур будет играть дальше на фоне очередных небольших травм лидеров, отсутствия тренера по нападающим и накопившейся злости и эмоциональной усталости от поражений. 

Микротравмы игроков

В последнем матче Алекс Броадхерст получил неприятную травму в виде сломанного носа (снова против Спартака!) и лидер команды опять, скорее всего, пропустит ближайшие игры. На неопределенный срок в списке травмированных Кирилл Слепец. Уже восемь матчей пропустил Девин Броссо. И все это – тенденция, начавшаяся еще в сезоне 22/23. В очень интересной статистической статье о травмах КХЛ можно обнаружить, что Амур одна из самых травматичных команд Востока. В этом году история повторяется: от травм пострадали (были внесены в список травмированных), как минимум 8 игроков. Нестабильное начало в том числе связано с тем, что многие игроки сыграли несколько матчей, потом пропустили, а затем снова начинают искать игровой ритм, в рамках перелетов и смены часовых поясов это делать еще сложнее. Хоть Мартемьянов и Тамбиев не призывают акцентировать на этом внимание, достаточно ясно, что это тяжело с любыми восстановительными процедурами. Кстати интересно, что на выезде Амур пока что играет достаточно неплохо (3 победы, 5 поражений, 50% очков).

Новый формат подготовки к сезону

Один из важных моментов, на который хотелось бы обратить внимание – физическая форма команды. Хоть в команду и вернулся один из лучших тренеров по физической подготовки – Денис Богданов (вы прошлогодний Трактор видели?), сокращенный формат явно ударил по лидерам команды. Об этом говорили и критиковали и Мартемьянов, и Кудашов, и Разин о своих командах после различных матчей чемпионата. Очевидно, что игроки на двусторонних контрактах в первой части чемпионата выглядели свежее, быстрее и легче, а Гальченюк, Дюрандо, Броадхерст очень долго пытались вернуться к лучшей своей форме. Более того, команда провела достаточно много времени в Казахстане, Челябинске. Алексей Шевченко подчеркивал, что игроки устали друг от друга, что не могло не повлиять на начало чемпионата. Это прямое следствие сокращенного формата предсезонки и желания тренерского штаба сыграть больше матчей, попробовать разные сочетания и т.д.

На сладкое – сладкая часть!

Конечно, есть отдельные элементы игры, которые удаются Амуру – игра в меньшинстве, отбор шайбы у соперника, активный прессинг, хорошая игра на точке (после первых 5 матчей), бросковая активность, но все элементы не складываются в цельную игру и команда играет очень волнообразно. В такой ситуации любой болельщик, обозреватель да и сам тренер задастся вопросом: а что делать? На мой взгляд, команде просто необходима маленькая серия побед. В первую очередь это поможет эмоционально, потому что были матчи, где победа была настолько близка, но гол с точки вбрасывания за 30 секунд до конца, неудачный рикошет в конце третьего периода или одна позиционная ошибка защитника лишили команду хотя бы одного набранного балла, после чего, конечно, тяжело собраться на следующий матч. Во-вторых, это поможет в турнирном плане. Восточная конференция традиционно очень плотная и 2 поражения или 2 победы катают команду будто на американских горках. В этом плане очень важная следующая домашняя серия, где команда сыграет с Адмиралом, Авангардом, Металлургом, Автомобилистом, Трактором.

Андрей Мартемьянов Фото: Дмитрий Кулинич, photo.khl.ru

Многие успели уволить Мартемьянова пару раз, но хочется вспомнить несколько простых фактов: – В сезоне 17-18 команда после 9 поражений выдала серию, в которой одержала 14 побед из 20 возможных. – В сезоне 23-24 после очередных 9 поражений, Амур выиграл 8 из 9 следующих игр (+единственное поражение по буллитам). – Лидер команды в прошлом сезоне Егор Коршков в первых 33 матчах набрал 5+9 (0,42 очка за игру), а в последующих 34 матчах набрал 10+20 (0,88 очка за игру). Кстати, лишь в 34 матче образовалось ведущее звено команды – Бочаров-Барулин-Коршков. Конечно, загнав себя в сложную ситуацию, исправить ее, как мне кажется, сможет только сам Мартемьянов, а не кто-то другой. Да и на кого его менять? Где-то будет больно, где-то не очень смотрибельно для зрителей, но нужно держать в уме, что Андрей Мартемьянов отчетливо понимает, как построить коллектив, а еще важнее знает пройти с ним через трудности, которые в конечном итоге вознаградятся (надеюсь!).

Подписывайтесь на телеграм-канал!

Фото на обложке: Олег Ли (Дмитрий Кулинич, photo.khl.ru)