7 мин.

Последняя битва Боброва и Тарасова или почему погиб «Пахтакор»

70 историй про величие советского спорта и позоры советской политики

11 августа 1979 года произошла третья авиатрагедия советских времен, связанная со спортивными командами. После гибели хоккейной команды ВВС (1950 год) и женской баскетбольной молодежки (1973 год), разбился футбольный «Пахтакор». Вспоминаем о той трагедии, ее предпосылках и последствиях.

Краткое взаимодействие футбола и Комсомола

Оставляя за спиной шестидесятые, в той последовательности, в которой мы погружались в воспоминания — «Пахтакор», советский спорт, международные турниры, хочется поделиться наблюдением. УЕФА начинает проводить чемпионаты Европы для юниоров и молодежи, наш футбол активно включается в это движение. Благо в стране уже есть «Кубок Юности», «Кубок Надежды», календарь увеличивали за счет таких турниров, как «Кубок Комсомола» (1965 год), «Подснежник» на призы газеты «Советский спорт» (1967-1969 годы), предсезонный турнир, проводившийся на Югах. В частности, одна из групп собиралась в Узбекистане.

В Самарканде играл «Зенит», и его тренер Аркадий Алов (правда в «Советском спорте» тех лет его называли Орловым) высказывал пожелание, что «у «Зенита» нет своей постоянной южной базы. В Самарканде нам создали хорошие условия. Мы бы хотели и на будущее получить там весеннюю прописку». Иосиф Беца, наставник ростовского СКА не был комплиментарен: «Достоинства турнира очевидны, нет смысла повторяться. Поговорим об огрехах. Сначала жили в колхозе «Политотдел», потом переехали в Ташкент, затем в Самарканд, и под конец — в Андижан. Андижанцы приложили все силы, чтоб мы почувствовали их гостеприимство, но о какой работе можно говорить, когда почти весь турнир мы провели на колесах».

Не суть, мы нас самом деле хотели отметить, что с увеличением международного календаря, «железный конь пришел на смену крестьянской лошадке» и скукоживался календарь внутренний. Во-вторых, международные турниры меняли подходы к комплектованию, и в советский спорт начали приходить неофициальные «подснежники». Популяризация юниорских и молодежных чемпионатов ввело в советский спорт (и не только) понятие переростков, комплектование команд спортсменами более старшего возраста. Можно было бы привести множество отрицательных примеров, но хочется позитива. И мы отмечаем, что по итогам первых юниорских и молодежных соревнованиях сборные СССР не просто в медалях, что самоценно только в моменте, из сборных выходят крепкие профессионалы, которые долго и успешно играют. Нет никаких претензий к первым советским юниорам из Закавказья, и грузины братья Гиви и Леван Нодия, Пируз Кантеладзе, Карло Мчедлидзе, Нугзар Читаури, Реваз Чохонелидзе, Владимир Шелия, Малхаз Шергелашвили, армяне Александр Мирзоян, Арам Парсаданян, Роберт Халайджян, азербайджанцы Игорь Пономарев, Юрий Роменский, Николай Смольников, за редким исключением, играли долго.

Стремившийся на «Ярмарку» «Спартак» первым с нее и вылетел

А вот с 80-х число не заигравших юниоров из того же Закавказья существенно вырастет, что наводит на определенные размышления. И правильный вывод: не стоит химичить ради сиюминутного попадания в сборную младшего возраста. Через пару лет чисто возрастное физическое превосходство нивелируется, и соответствовать переписанным паспортным данным будет все труднее. Например, кто помнит или югослава Антона Йосиповича, новозеландца Кевина Берри и корейца Пак Си Хуна? А ведь первые двое чемпион и вице-чемпион Олимпиады 1984, а Пак Си Хун выиграл Олимпиаду 1988 года по боксу. И оба раза несправедливо проиграли даже не соперникам, а рефери на риге два американца Эвандер Холифилд и Рой Джонс. В первом случае «кража» победы была сложнее, поскольку югославский рефери на ринге дисквалифицировал Холифилда в поединке с Берри, чтобы потом тот спокойно проиграл в финале его соотечественнику Йосиповичу. Вот и советские переростки, побеждая в моменте, уступали на дистанции длинной карьеры.

Начальник московского «Спартака» Андрей Старостин выступал с инициативой: делегировать победителя турнира на Кубок Ярмарок, на котором мы никак не могли дебютировать, вплоть до его отмены. В результате Кубок Комсомола выиграло киевское «Динамо», на «Подснежнике» последовательно расцветали московские динамовцы, победители 1967 и 1968 годов, и и тбилисские одноклубники, выигравшие в 1969.

В итоге на Кубке УЕФА, заменившем Кубок Ярмарок в 1972 году, дебютировал все тот же «Спартак», который первым же с этой футбольной ярмарки и вылетел. 0:4 от «Витории» из португальского Сетубала и 11 спартанцев летят в Москву на щите. Вот бы сыграть, как обещал Александр Минаев пахтакоровцу Владимиру Федорову «на рожон лезть не будем», с итоговым результатом 3:0 в чемпионате 1974-го. Так нет же. Разгром от португальцев смотрелся тем обиднее, что в следующем круге Сетубал был разгромлен в Румынии 0:3 малоизвестной командой УТА из города Арад.

Кстати, один из участников противостояния с Сетубалом Владимир Редин был и остается неразгаданной спортивной загадкой времен СССР. Каким ветром его, с одноклубником из «Спартака» Валерием Зенковым, занесло в 1979 году в узбекистанский Ургенч, выступавший на первенство коллективов физкультуры? После чего Редин отправиться «служить»-играть в ГСВГ.

Разгром обладателя Кубка Кубков и Суперкубка...

22 июня 1975 года «Пахтакор» обыгрывает дома днепропетровский «Днепр», это противостояние двух бывших сослуживцев Вячеслава Соловьева и Виктора Каневского, работавшего у него в штабе. «Пахтакор» победит, но это станет последней игрой Соловьева во главе команды.

Уже в следующем туре «Пахтакором» руководит Гавриил Качалин. На тот момент он был на положении гостренера, которых командировали в команды в случае форс-мажора. Ранее, в 1971 году Александра Келлера прямо по ходу сезона сменил Геннадий Красницкий, в 1975 сезон доработал Гавриил Качалин, которого в 1976 сменил Анатолий Башашкин, но также не доработал сезон, а уже его сменил всё тот же Красницкий, то есть «Пахтакор» то и дело терял тренеров, дважды заменяя их на Красницкого.

Качалин дебютирует с победы, его подопечные обыгрывают в Киеве местное «Динамо» 1:0. Более того, в домашнем матче громит киевлян 5:0, которые 10 днями ранее выиграли Суперкубок УЕФА. Правда, в воротах киевлян не Евгений Рудаков, почивающий на лаврах завоеванных еврокубков, а 28-летний Валерий Самохин, ставший «мальчиком для битья».

А теперь мы вернем читателей к абзацу с покупкой «Баварией» шведского форварда Конни Торстенссона из «Отвидаберга». Скандинава запомнят в СССР, как убийцу «Арарата». Чемпион СССР 1973 года попал на «Баварию» в четвертьфинале 1975-го, но голевая передача забитый мяч Торстенссона (2:0 в пользу «Баварии») перевесили на чаше весов гол Аркадия Андриасяна, в матче, когда дебютировал Хорен Оганесян, и отлично сыграл Армен Саркисян, не давший забить Герду Мюллеру (0:1 в Ереване). В том же 1975 на Спартакиаде народов ССССР дебютирует его младшая сестра Анаит, которой 15 лет.

И вылет из высшей лиги 1975-го года

«Бавария» выйдет в финал Кубка чемпионов, где встретится с английским «Лидсом», По мнению английских болельщиков их любимцы проиграют не немцам, а судье-армянину Мишелю Китабджяну, гражданину Франции. Китабджян, чья бабушка эмигрировала во Францию во время турецкого геноцида, не дал два потенциальных пенальти, и отменил гол англичан, после чего «Бавария» взяла инициативу в свои руки, победив 2:0. Раздосадованные фанаты «Лидса» выбежали на поле, УЕФА дисквалифицировала их клуб на четыре года. Судейство армянина Китабджяна в матче немецких и английских соперников, это такая ответочка за гол-фантом в финале ЧМ-1966 года, зафиксированный советским судьей азербайджанцем по национальности Тофиком Байрамовым.

У советских фанатов футбола, в свою очередь, на короткое время появляется свой судья, которому можно симпатизировать. Это турок Доган Бабаджан, который на ЧМ 1974 года удалил чилийца Карлоса Кассели (хоть какая-то ложка меда в бочке дегтя, после нашего не попадания на тот ЧМ как раз-таки из нежеланий играть с чилийцами, после военного переворота). А в 1975 году Бабаджан проведет второй матч Суперкубка между киевским «Динамо» и «Баварией» — 2:0. Это даже не Бабаджан, а Баба-Джаным.

Кстати, примерно в те же время международный футбол обслуживал арбитр Георг (Георгий) Крутелев, сын российского купца Ивана Крутелева, родственник Ивана Крутелева, футболиста петроградской «Мурзинки». Только судья Крутелев представлял Финляндию.

Тем не менее, даже разгромив Киев, сам «Пахтакор» стоит в концовке чемпионата на вылет. Из воспоминаний голкипера московского «Спартака» Александра Прохорова: «Пахтакор» к нам с Папаем (имеется в виду Виктор Папаев) Мишу Барского подослал, администратора. Чтоб игру отдали. «Мы и ковры вам сделаем, и по тысяче каждому!»

Это предпоследний тур чемпионата, после которого «Пахтакор» стоит вместе с «Зенитом» на вылет, у обоих по 23 очка. Однако в последнем туре «Зенит» играет вничью, и на очко опережает «Пахтакор», проигравший дома московскому «Динамо» 0:2. Причем, динамовцам достаточно было ничьей, чтобы гарантировать бронзу, но договориться на неё команды в чемпионате, который принято называть «продажным», ташкентцы почему-то не смогли, вылетев в первую лигу. Видимо, кончились у узбеков ковры или предложение было актуально только для «Спартака».

P. S. То, чего на белом свете вообще не может быть. Изучая историю «Пахтакора», в частности, и прошлое спорта, в целом, можно узнать много чего интересного. Два слова о матче, который невозможно обойти вниманием. Третьего июля 1975 года 15 тысяч ценителей футбола и один гурман будут наблюдать за четвертьфиналом Кубка СССР между ЦСКА и алма-атинским «Кайратом». Армейцы победят, чем очень обрадуют своего наставника Анатолия Тарасова. Алмаатинцы проиграют, чем огорчат своего наставника Всеволода Боброва, который попытался вытащить алмаатинцев из первой лиги, но уступили Куйбышеву и минскому «Динамо» под руководством Евгения Горянского. Огорчат и вышеназванного Гурмана, Михаила Гурмана, игравшего за «Кайрат». Кстати, старший брат Изя Гурман годом ранее защищал цвета узбекистанского «Янгиарыка». Сик транзит глория советского спорта, когда последнее противостояние двух хоккейных антагонистов Тарасова и Боброва состоялось в футболе при судействе Бахрамова.

(Продолжение следует)