Почему погиб «Пахтакор». Футболист-шпион
70 историй про величие советского спорта и позоры советской политики.
11 августа 1979 года произошла третья авиатрагедия советских времен, связанная со спортивными командами. После гибели хоккейной команды ВВС (1950 год) и женской баскетбольной молодежки (1973 год), разбился футбольный «Пахтакор». Вспоминаем о той трагедии, ее предпосылках и последствиях.
«Шайбу-шайбу»
В сезоне 1961 года «Пахтакор» обменяется двумя гостевыми победам с московским «Спартаком». В гостях победит 1:0, благодаря победному голу Идгая Тазетдинова, дома уступит 0:2. По воспоминаниям Николая Озерова, в первом матче «Спартака» впервые прозвучит клич «Шайбу, шайбу», адресованный Борису Майорову. Запрет спортивного руководства совмещать командные игры, игроки первого звена хоккейного «Спартака» нарушали в течении двух лет. Самый отпетый «нарушитель» Борис Майоров, он сыграет не только с «Пахтакором», но и в следующей домашней игре с «Кайратом». Причем, уже в ранге бронзового призера чемпионата мира 1961 года. Мы тогда уступили в борьбе за золото Канаде, где запомнится Эдди Тамбеллини, основатель хоккейной династии Тамбеллини, куда входили сын Стив, и два внука. Североамериканский стиль сокращения имен заставляет нас называть Тамбеллини-старшего Эдди, но в паспорте он Адольф, названный так в год рождения — 1936 — сами знаете в честь кого. В борьбе за серебро мы проиграли Чехословакии, у которых также был совместитель Властимил Бубник.
В 1962 году уже все звено спартаковцев сыграет в футбол, Борис Майоров забьет, Вячеслав Старшинов не реализует пенальти в матче дублеров. За основу они уже не играют, которая «традиционно» уступает дома «Пахтакору» 2:3.
Раз уж мы заговорили о братьях в «Спартаке», то просто упомянем любопытный сезон 1966 года, когда тренерами «красно-белых» были братья Николай Гуляев и Виктор Гуляев. Этому назначению поспособствует трагическая история спартаковца Юрия Севидова. Причем, его отец Александр в 1939 году и Виктор Гуляев в 1948-м выступали в Казани за команду «Динамо».
Любопытно, что концовку карьеры красно-белые хоккеисты проведут в чемпионатах капиталистических стран. Евгений Майоров (1968-1969, играющий тренер «ВеХУ» Финляндия), у него среди соперников были финские татары Эркан Насиб («Ильвес»), его отец Наим Насиб, Насибуллин родился в российской империи, а уже Финляндии появился младший брат Лотфи Насиб, дядя Эркана, и все там стали хоккеистами. Наим Насиб успел еще и повоевать в Советско-финскую, а Лотфи Насиб во вторую мировую. С 1974 по 1976 год «Йокерит» будет тренировать Борис Майоров (на фото в футбольной и хоккейной формах). Среди его соперников очередной татарин Дениз Баваутдин. Баваутдин покинул Финляндию весной 1977 года, а уже осенью того года в Донецке состоялась историческая встреча самого «татарского» клуба страны со СК им. Урицкого из Казани — 3:1 в пользу финнов.
Ну, и Вячеслав Старшинов три сезона провел в самой «советской» команде за рубежом — японской «Одзи Сейси» (1975-1978 годы).
Немного о дырах в «Железном занавесе»
Как уезжали в капиталистические страны советские хоккеисты (ко времени прихода к власти Горбачева таковых наберется на две команд), так же без особых препятствий покидали Чехословакию ведущие спортсмены. Заговорив о хоккеисте Властимиле Бубнике, удивим, что он был в числе 15 футболистов, становившихся призерами ЧЕ-1960, ЧМ-1962 и ОИ-1964, которые уехали играть за границу уже после Пражской весны. 14 уехали играть в футбол, а Бубник , бронзовый призер ЧЕ-1960 по футболу и серебряный призер того самого ЧМ-1961 по хоккею, где дебютировали братья Майоровы и Старшинов, уехал в 1967-м в чемпионат Австрии по хоккею. Кстати, его однофамилец Аугустин Бубник, освободившись из тюрьмы, был отпущен на работу в Финляндию.
И, чтоб два раза не вставать, вспомним про пресловутый «Железный занавес», который, если и был, то с громадными дырами. Иначе как объяснить то, что на Западной Украине появились два уроженца Аргентины Педро Хуан Тыщик и Хосе Турчик, игравшие во Львове и Дрогобыче. На Волыни в Луцке образовалась семья словака Ивана Бондры и его русской супруги Надежды, вышедшей замуж за иммигранта из Чехословакии. Там родились три сына, два из которых Юрай и самый знаменитый в семье Петер Бондра стали хоккеистами, уже по переезду семьи в ЧССР. Тот же Ташкент во времена СССР был интернациональным городом. Американский боксер Сидней Джексон считается отцом узбекистанского бокса. Американец Оливер Голден и польская еврейка Лия Бялик переехали в советский Ташкент, где родилась дочь Лия Голден, одна из сильнейших теннисисток города. Затем уже она переехала в Москву, вышла там замуж за премьер-министра Занзибара и у них родилась ныне известная тележурналистка Елена Ханга, в молодости также занимавшаяся теннисом. Испанец Педро Саэс Бенедикто развивал бокс на Украине, среди его учеников Олег Григорьев, Сергей Сивко, Станислав Степашкин.
Футболист-арбитр...
Ну, и затронув «Международную панораму», вспомним, что 27 октября 1966 года в Лондоне умер 75-летний Сэнди Маккиббин, Кадровый офицер британской разведки. Он же Александр Васильевич Мак-Киббин, согласно определению в книге Александра Савина «футболист, хоккеист, легкоатлет, журналист, спортивный организатор и судья». И это все один и тот же многогранный, и по своему талантливый человек. Вот что написано про него в книге Савина «Москва футбольная. Полная история в лицах, событиях, цифрах и фактах».
«Александр Васильевич Мак-Киббин, который вскоре занял пост председателя спортивной комиссии «Униона», был личностью уникальной. Вице-капитан «Униона», игрок сборной Москвы по футболу и хоккею с мячом, спортивный организатор, член Московского олимпийского комитета (там он представлял хоккейную лигу), постоянный автор журнала «К спорту!». О послереволюционной судьбе самого Александра Васильевича, к сожалению, ничего неизвестно».
Если автор книги искренне написал последнюю фразу о том, что ему ничего не известно о судьбе Александра Мак-Киббина, это, конечно, печально. Поскольку врагов надо знать в лицо.
Отец этого персонажа – выходец из Шотландии, дворянин Василий Васильевич (Вильям Вильямович) Мак-Киббин. В 1929 году был арестован по обвинению в шпионаже и в 1931 году расстрелян на Ваганьковском кладбище. Реабилитирован в 1989 году.
После получения независимости в 1918 году Эстония оказалась в зоне интересов нескольких западных государств. И Великобритания послала туда кадрового офицера Ми 6 Сэнди Мак-Киббина, он же упомянутый свыше футболист команды «Унион» Александр Васильевич Мак-Киббин. Будучи подданным российской империи, он в Первую мировую Сэнди Мак-Киббин пошел добровольцем воевать за Англию. Хотя, как воевать, будучи журналистом нескольких московских газет, он просто разъезжал по стране, предлагая сотрудничество различным редакциям. В частности, договорился с архангельским «Северным утром». После Первой мировой очутился в Эстонии. При том, что Мак-Киббин был достаточно молодым человеком — всего 30 лет, он перестал играть, зато начал судейскую карьеру, которая вместе с журналистикой и деятельностью лесопромышленника служила отличным прикрытием для резидента британской разведки до 1939 года, пока Эстония не вернулась в состав нашей страны, теперь уже под новым названием СССР.
… И шпион-террорист
Известный российский публицист Андрей Паршев (автор нашумевшей книги «Почему Россия не Америка») в другой своей книге «Когда началась и когда закончилась Вторая мировая» пишет о любопытных встречах Мак-Киббина с Тоомасом Хеллатом, руководителем эстонской разведывательной группы «Тюмлер», подконтрольной абверу. Происходили эти встречи английского разведчика и эстонско-немецкого шпиона летом 1944 года, уже после официального открытия второго фронта. В 1949 году заведующий Балтийской секцией в Ми 6 Сэнди Мак-Киббин стал одним из главных участников шпионской операции «Джунгли», раскрытой советской контрразведкой.
Операция заключалась в создании широкой агентурной сети в республиках уже Советской Прибалтики, «благо» стараниями трех высокопоставленных советских, мягко говоря, чудаков Яна Калнберзиня (кстати, тестя писателя-сатирика Михаила «Ну, тупые» Задорнова), Вилиса Лациса и Вячеслава Молотова, в 1946 году была проведена Амнистия легионеров СС с последующим возвращением в Советскую Прибалтику репатриантов. Когда из советских лагерей освободилось порядка 45 тысяч изменников, то амнистия не касалась советских военнопленных. Вот печальная судьба трех эстонских футболистов, воевавших в рядах советской армии: Рихард Куремаа, Эльмар Тепп, Хейнрих Уукиви. Они попали в немецкий плен, а по освобождении были приговорены в СССР к расстрелу. Теппу и Уукиви заменили расстрел на 15 лет заключения, и оба умерли, один в тюрьме, другой во время этапирования. Куремаа заменили расстрел на 10 лет лагерей, из которых он отбыл девять, освободившись за год, до окончания срока, и по возвращении тренировал «Спартак» из Вильянди.
Конец шпионской операции Великобритании под кодовым названием «Джунгли» пришелся на апрель 1955 года, то есть, десять лет по окончании второй мировой войны бывшие союзники активно боролись против СССР с помощью бывших прислужников Рейха и Александра Мак-Киббина, которого в наших книгах характеризуют как «Великолепный хавбек, отличный легкоатлет-прыгун, блестящий спортивный аналитик и журналист».
Еще парочка футболистов-шпионов из Российской империи
Кстати, монархисты всех мастей любят рассказывать, что Великую Октябрьскую революцию устроили евреи с поляками. Хотя достаточно посмотреть на командование российской армией в Русско-японской войне (Вирен, Витгефт, Иессен, Старк, Энквист, сплошь вятичи да куряне) и военное командование белого движения (Врангель, Дитерихс, Каппель, Колчак, Миллер, Унгерн), чтобы убедиться, что здесь не русский дух, и Русью тут не пахнет. Но футбол российской империи это же просто издевательство над лимитом. Вот, к примеру, состав команды КСО, Клуб спорта «Орехово»: ее хозяином был Гарри Чарнок из Ланкашира, в команде играли три брата Вилли, Джеймс и Эдвард Чарноки, Чарльз Бейт, тренировал играющий тренер Артур Гаскелл из Болтона... Плюс мужья их сестер Сарры Дженни Бонд и Сусаны Гринвуд...
Плюс Бертельс, Гамильтон, Гейвуд, Горн, Гоф, Дункерлей, Макдональд, Нуталь, Пауэр, Стандринг, Тодт, Уатсон. В 1912 году КСО стал чемпионом Москвы, когда в составе команды играли Бонд, Дикин, Томлинсон, братья Вилли и Джеймс Чарноки, а также шотландец Локчард, он же Роберт Гамильтон Брюс Локхарт. Он же генеральный консул Великобритании в Москве, высланный из Советской России за попытку организации военного переворота. Помимо футбола и шпионажа, страстью Локхарта были женщины, самая известная из которых Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг. Мария Закревская несколько раз выходила замуж, что отразилось на длине ее фамилии, а между замужествами была любовницей шотландца Локхарта в Москве, и русского Алексея Пешкова в Италии. Среди ее любовников латыш-чекист Янис Петерс, писатель-фантаст Герберт Уэллс, советский посол Иван Майский: не женщина, а переходящее знамя.
Еще один футболист-шпион (не факт, что последний) времен Российской империи это Петр Соколов, участник Олимпиады 1912 года. Монархист Соколов охотно служил всем врагам Советской России и СССР, начиная с британской Ми-6, заканчивая Абвером. Так как у Соколова было связей поболе, чем у британцев, то он привлекал к шпионской работе своих бывших коллег по футболу Николая Никитина («Спорт», Санкт-Петербург), братьев Антона и Георгия Хлопушина (оба «Унитас», Петроград), Георгий еще и в баскетбол играл, Александра Ольшевского (их партнером по «Унитасу» был Виталий Бианки, в будущем советский писатель, по сценарию которого снят пронзительный фильм «Тропой бескорыстной любви»). Успев сбежать до объявления Финляндией «смешной войны» нацистской Германии, Соколов спрятался в Швеции од именем Пауль Салин. Может быть, нашим спецслужбистам удалось бы его ликвидировать, но Хрущев «позаботился» о безопасности изменников родины, когда упек на 15 лет в тюрьму Павла Судоплатова, успешно проводившего подобные акции возмездия.
P. S. То, чего на белом свете вообще не может быть. Изучая историю «Пахтакора», в частности, и прошлое спорта, в целом, можно узнать много чего интересного. Мужская баскетбольная сборная Египта четырежды принимала участие в чемпионатах Европы. Это дебют в 1937 году, третье место в 1947-м, чемпионство на домашнем чемпионате Европы 1949 года, и заключительное выступление в 1953-м, в Москве). Всему виной проблема колонизации Африки, поскольку до середины 50-х годов на Черном континенте было всего два субъектных государства — Египет, и ЮАС, ныне ЮАР.
Натренировавшись в 1956 году в товарищеских играх с «Пахтакором», сборная Эфиопии рискнет отобраться на чемпионат мира 1962 года через УЕФА, но уступит первому попавшемуся сопернику — Израилю.
На клубном уровне команды Азии и Африки принимали участие в баскетбольных еврокубках до конца 70-х годов. В шахматном чемпионате Европы 1973 года стартовал Тунис, на розыгрыш 1980-го был заявлен Алжир, в итоге отказавшийся от участия. А в чемпионате по регби 80-х годов принимают участие сборная Туниса (5 место в чемпионате Европы 1985 года), затем сборная Марокко.
(Продолжение следует)
М-да. В родную гавань. "То щетинился как еж,он над нами издевался,ну ...."