Сергей Стёпочкин: «Если не понимаешь, что делаешь, то ты уже не ледовар»
Без чего невозможна ни одна хоккейная баталия? Конечно безо льда! То, насколько хорошо подготовлена ледовая площадка, играет большую роль. Бывает, что результаты зависят не только от усердных тренировок и упорства, а ещё и от условий для занятий и игр. Любой изъян на льду может помешать даже самому опытному и мастеровитому спортсмену, поэтому покрытие должно быть качественным. В КРК «Уралец» каток создаёт команда специалистов, а о нюансах этой непростой работы мне рассказал начальник службы трансформации зала и подготовки льда Сергей Викторович Стёпочкин.
- Сергей Викторович, расскажите, как вы попали на эту работу?
- В своё время, когда господин Кретов руководил базой общепита №5 – «Чкаловская» (она была в его собственности), я работал там механиком. Он взял на реконструкцию «Дворец профсоюзов», и меня привлекли на работу. С 2003 года я работаю здесь. До 2003 года я передавал имущество на ответхранение и одновременно учился в Москве на специалиста плоскостных сооружений – это футбольные поля, хоккейные поля, баскетбольные поля, в общем, все виды площадок, на которых проводятся соревнования.
- А когда вы впервые сели за лёдозаливочную машину?
Это было в «Лужниках», где я учился. Там первый раз я понял, что такое ледовая машина.
- А в «Уральце»?
- А здесь в 2005 году 16 декабря на открытии ледовой арены «Уралец». После реконструкции мы готовили лёд. Тогда, в ночь на 16 декабря, я здесь прочувствовал полностью, как машина должна работать.
- Какие требования предъявляются к заливщикам льда при трудоустройстве?
- На данный момент правилами предусмотрено, чтобы была водительская категория «B», тогда работник допускается на право управления. Других ограничений нет. Но, в первую очередь, не только права надо иметь, надо немножко понимать, что ты делаешь. Можно кататься, рулить, сколько хочешь, - медведи в цирке тоже по кругу катаются. Так и тут. Если не понимаешь, что делаешь, то ты уже не ледовар.
- Берете уже обученных специалистов или обучаете?
- Я очень много специалистов обучил в Свердловской области, не только здесь в Екатеринбурге.
- Из скольких человек состоит сервис-бригада ледоваров в КРК «Уралец»?
- На данный момент у нас четыре ледовара - это комбайнёры, а также четыре подсобных рабочих. От них зависит подготовка льда к игре. Они делают полную вырезку льда перед игрой: заливают из шланга и выравнивают лёд, то, что комбайном просто так не выровнять, потому что всё равно где-то есть ямы. Комбайн всё идеально выровнять не может, и тогда идёт наращивание льда из шланга, чтобы лёд принял ровную поверхность. Это ремонт льда. Так мы готовим лёд в ночь к игре, чтобы он был идеально-идеально ровный. А во время игры получается другая ситуация. Комбайнер должен следить за тем, сколько вырезать, сколько воды налить.
- Почему на льду работают сразу два комбайна? Они выполняют одинаковую функцию?
- Мы во время игры готовим лёд в два комбайна. Это требование КХЛ к качеству льда и к скорости заливки. Как правило, чтобы качество льда было идеальным, нужно больше вырезать. Чем больше вырежешь, тем меньше глубина порезов и тем меньше воды наливаешь. В два комбайна мы вырезаем сразу одновременно 8 кубов снега, заливаем 300 литров воды. Каждая машина - по 150 литров. Воды льётся меньше, чтобы она быстрее замёрзла. Её температура при этом 60 градусов. Она не перетапливает лёд и не насыщает его кислородом. Эта температура оптимальна, потому что вода, у которой температура будет выше, вытеснит изо льда кислород, и у него увеличится плотность.
- Заливочные машины всегда ездят по площадке по одной траектории, описывая некий полукруг. Почему это происходит именно так?
- Заливка идёт полукольцом из-за радиуса разворота. Если комбайн пойдет по всем кругам - по дальним, а потом на сужение в середину, то ему придётся повторно выезжать к борту и закрывать центр поля. А так он выходит с большого радиуса в центр и на расширение и сужение одновременно выходит.
- Сколько раз в год в КРК «Уралец» заливают лёд с нуля? Как это происходит?
- Только к сезону. Первоначально идёт подготовка поляны – это покраска. Сутки мы даём остыть плите до минус 10 градусов. Потом мы начинаем разбрызгивать воду из шланга, чтобы сформировались капельки, и было за что ухватится следующему слою. Постепенно делаем так четыре заливки. До четырех миллиметров наращиваем разбрызгиванием, а потом уже начинается активная наливка. Наливаем миллиметра четыре ещё, чтобы поверхность была идеально ровной. На машине нельзя выезжать если толщина льда менее 10 миллиметров, иначе лёд оторвёт. До 10 миллиметров мы наращиваем лёд из шланга, затем делаем сухую подрезку на комбайне и начинаем наносить разметку. Для этого существуют специальные ленты шириной 5 и 30 сантиметров. Всю разметку примораживаем. Наращиваем ещё 5 миллиметров льда, после этого начинаем наносить рекламу. Также сеточные баннеры примораживаются. После наращивается лёд и получается защита экрана 2,5 сантиметра над рекламой. Таким образом, по требованию КХЛ, лёд у нас 4 сантиметра. На это уходит до 90 кубов воды.
- Разметка всегда наносилась лентой или были времена, когда использовалась краска?
- Не так давно, примерно лет 30 назад, разметка наносилась краской. Была специальная установка радиусная. Заливались баки водой, а человек шёл по спирали этой установки и наносил разметку.
- Наверняка в заливке льда задействованы другие специалисты?
- Во время всего этого процесса идёт совместная работа диспетчерской службы и службы главного инженера. Нам нужна определённая атмосфера. Если будет приток тёплого воздуха сверху, то примерзать ничего не будет. Ту же разметку и рекламу не приморозить, если будет тепло на поляне. В метре над поверхностью льда температура должна быть минус 11 градусов.
- Есть ли какие-то секреты при заливке льда?
- Чтобы лёд не давал трещину, иначе он в паутинку может уйти, стараемся наращивать чаще, но потоньше слой воды наносить. Если толстый слой воды наносим, то лёд начинает рвать. При замерзании лёд расширяется, а борт ограничивает его расширение. Льду деваться некуда, он начинает лопаться. Чтобы этого не было, тоньше лёд делаешь, и его не так рвёт.
- А воду обычную используете?
- Нет. У нас стоит установка ОСМОС, которая производит подготовку воды. Очищает от железа и всех других посторонних примесей. Получается чуть ли не дистиллированная вода.
- Какой марки машины в КРК «Уралец»?
- У нас «Шевроле Олимпия Миллениум». На данный момент «Олимпия» признана более усовершенствованной, потому что она напичкана электроникой. Она не только режет или заливает лёд, у нее еще есть вариант - мыть лёд. Заливается холодная вода в специальный отдельный бак и можно просто не заморачиваться. Прошло какое-то мероприятие, где постелили ковер на лёд. На льду остался ворс, чтобы не подготавливать весь лёд, на комбайне выезжают и делают промывку.
- На чем работает ваша заливочная машина?
- На бензине. Это бензиновый вариант. Есть вариант, который работают на газу и есть электрокомбайны, но у нас такие не используются.
- А какова максимальная скорость машины?
- Вообще она рассчитана на 18 км/ч, но при такой скорости никто никогда лёд не готовит. А так машина работает со скоростью примерно 11-12 км/ч. Если больше скорость, то её начинает потряхивать, а сзади же ножи. Чем больше скорость, тем хуже качество льда.
- Как часто приходится точить ножи?
- На машинах ножи меняются после каждых 100 подрезок. Сто циклов нож прошёл, и его отправляют на заточку. Одна подготовка ледового поля занимает 0,2 моточаса, 20 часов проходит, это сто подрезок – так и считают.
- Тренеры «Автомобилиста» или хоккеисты предъявляли какие-нибудь требования ко льду?
- Всегда есть вопросы по качеству льда. Время сжато. Одна тренировка закончилась, через 15 минут другая тренировка начинается. За 15 минут просто нет возможности идеально отремонтировать лёд, потому что 25 человек 2 - 2,5 часа его убивают. Там образуются рытвины, выбоины, и комбайн просто за такой промежуток времени не может качественно сделать лёд. Это, как минимум, надо 40-50 минут, чтобы его восстановить до идеального состояния. И тут возникают вопросы. А то что на это 15 минут нам даётся, не всегда учитывают. Но еще бывает, сбой в автоматике произошел, появилась приточка тёплого воздуха. В таких условиях, лёд, как правило, обмякает и становится рыхлым, получается налипание стружки ледяной, из-за которой образуется шероховатость, и шайба начинает подскакивать.
- В летний период или в теплую сентябрьскую погоду, когда начинается сезон, происходит что-то подобное?
- Нет, на ледовых аренах система замкнутого цикла. Притоки теплого воздуха бывают очень редко. В основном работают кондиционеры, которые подают холодный воздух на поляну. Сама плита дает холодный приток. Летом спокойно можно держать лёд, и вопросов в этом нет. Многие арены вообще по четыре-пять лет не растапливают поляну.
- От чего зависит качество льда?
- От правильной температуры льда, от правильного кондиционирования вентиляции, от качества воды и от умения комбайнеров. Комбайнер не может сделать идеальный лёд, если ему не предоставлены условия. Допустим, комбайнёр выехал, сделал лёд, а вода не замерзает. В это время уже выходят хоккеисты и начинают жаловаться «вот у вас вода стоит». А он ничего не может сделать, потому что на поляне тепло. Когда ему создадут атмосферу для подготовки льда, он до тонкостей сделает подрезку и подливку.
- По состоянию льда можно ли понять какая была игра?
- Да. Вот здесь вот очень интересно. Когда активная игра идёт, то образуются глубокие порезы, до двух сантиметров рубцы бывают. После игры, во время ремонта льда, это сразу видно. Понятно, что игрок резко тормозил на пятаке, закручивал петлю. Видно, что было в атаке, что в обороне. А когда спокойная игра идёт (если сравнить с тем, когда играют по ветеранским правилам, без силовых приёмов) лёд как после детишек, не разрезан. Такой лёд проще восстанавливать - спокойно вырезали, подрезали, залили, и он опять идеальный.
- А если сравнивать игры в КХЛ и МХЛ?
- В Континентальной хоккейной лиге более мастеровитые игроки. Они ведут свою игру уравновешенно. Таких вот гонок нет, как у молодежи. Молодежь же более активную игру ведет. Недавно с «Мамонтами Югры» молодёжка играла. Они в некоторых точках ледовой поверхности навыбивали ямы аж до самой плиты. После молодёжки лёд изрезан больше.
- Крупные выбоины приходится латать вручную или с этим справляется машина?
- Заранее у нас заготовлен снег. Шпаклюем все выбоины и глубокие порезы снегом.
- Просят ли хоккеисты или звездные гости покатать на заливочной машине?
- Кататься мы никому не доверяем. Прокатить можно, а передавать право управления запрещено, потому что эта машина непредсказуема.
- Как выглядит ваш рабочий день во время домашнего матча команды и в неигровой день?
- Для нас не существует понятий игровой день и не игровой день. Для нас отношение к подготовке льда одинаково. Люди добросовестно относятся. Иногда даже выйдут, посмотрят - и решат ещё один раз прокатиться, сделать получше. Работают сутки через трое. Есть выводные подсобные рабочие, которые выходят каждый день. Они помогают сделать ремонт борта, ремонт стекла, запиловку стекол. Не знаю, с чем это связано, но раньше игроки часто ломали стёкла, мы не успевали выпиливать новые и менять. Сейчас вроде бы это упокоилось всё.
- Чем занимается сервис-бригада во время игры?
- Заливщики подготавливают комбайн к следующей подготовке льда. Другие специалисты стоят в службе обеспечения проведения игры, возле борта в специально отведенном месте и контролируют ход игры. У нас есть такие ситуации, когда игрок получал травму, а на льду образовывалась кровь. Тогда люди выходят на зачистку крови с поверхности льда. Здесь нет разницы комбайнер или подсобный рабочий. Чем быстрее убирается поверхность, тем быстрее возобновится игра. На это судьи тоже очень жёстко смотрят. Если по вине службы идет задержка игры, то может прилететь штраф.
- В КРК «Уралец» пару лет назад лёдозаливочная машина делала ещё одну функцию, не свойственную ей. Можете вспомнить какую?
- (задумался) Функцию? Машина делала?
- Я вам подскажу. На финале Чемпионата Молодёжной хоккейной лиги.
- Я могу сказать, что это было. Это был фейерверк. Тогда устанавливали на заднюю платформу пушки для фейерверка. Обе машины выходили, вставали - и у линий и в сторону хоккеистов подавался фейерверк.
- Мечтайте ли вы, чтобы это снова произошло и не только с молодежной командой «Авто», но и с «Автомобилистом»?
- Мы всегда хотим, чтобы команды побеждали. Мы стоим, болеем, что за ту команду, что за другую. Мы тоже зависим от команды. Чем дольше команда играет, тем больше мы держим лёд. До 30 апреля у команд контракты, они просто тренируются, а потом уходят в отпуск. Когда плей-офф, то намного интересней.
- А что вы чувствуете, когда команда выигрывает?
- Ну вообще это называется адреналин. Всегда за команду радуешься. Но невозможно всегда все выигрывать. Когда Мартемьянов принял команду, то 18 игр подряд выигрывали. От этой сирены, которая через каждые три минуты гудела на весь дворец, на душе было радостно, а когда сирены нет, тоска берет.
- Во время межсезонья чем занимаетесь?
- По окончанию сезона мы растапливаем лёд, накрываем поле терраковером и уходим в отпуск. Отпуск у нас 28 дней, как и у всех. Когда мы выходим из отпуска, то начинаем подготовку к новому сезону: проверяем борта, стёкла – готовимся по полной программе.
- Вы часто видите игроков, какие они в жизни?
- Такие же люди, как и мы. Ничем он нас не отличаются. Звёзд с неба не хватают, здороваются. Трямкина я вообще давно знаю. Когда он ещё маленький был, приходил кататься. Это было 16 лет назад.
- По кому-то из игроков скучаете, кто покинул клуб? Может быть, есть любимчик?
- Любимчик у меня был Федя Малыхин. Он уехал в Казань. Сейчас в «Витязе» играет. Федю Малыхина я с малых лет знаю, когда он еще у Мухина Евгения тренировался здесь в молодежной команде.
- Малыхин воспитанник свердловского хоккея, может быть, ждете его возвращения?
- У нас много воспитанников, которые ушли в другие клубы играть. Пожелания, вообще-то, есть, чтобы они вернулись в родной клуб. Но насколько клуб хочет это, и какое у них самих желание? Может, у них нет желания вернуться.
- 16 января - отмечается день заливщиков льда. Знали ли вы о том, что существует такой праздник?
- Да, об этом празднике знаем мы все. Господин Замбони придумал ледовую машину «Замбони», а потом уже «Олимпия» была произведена.
- Вы любите свою работу?
Ну как? (улыбается) Работу я свою люблю! Если бы я не любил, то я бы не ходил на работу. Я вообще пенсионер.