11 мин.

Фанаты «Автомобилиста» – 18 лет с командой

Хоккей в Свердловске возник в далёком 1946 году. С тех пор сменилось несколько команд и названий. Современная история хоккея в Екатеринбурге начинается с 2006 года, когда после реконструкции вновь распахнул свои двери «Дворец спорта», сменив название на культурно-развлекательный комплекс «Уралец», а на его лёд вышла заново созданная команда с легендарным названием «Автомобилист», которая начинала свой путь в Высшей лиге. Именно тогда в Екатеринбурге стало зарождаться движение хоккейных болельщиков.

Фото: пресс-служба ХК «Автомобилист»/Фан-сектор

«Это было уже достаточно продвинутое  время интернета, тогда мы все, кто ходил на матчи «Автомобилиста», общались на гостевой книге хоккейного клуба под никами. Однажды мы решили собраться вместе и организовать поддержку. Так начали знакомиться, встречаться на каждом матче, общаться», – вспоминает активист фан-сектора Евгений, известный под ником Женёк.

Со временем активные болельщики, ярко поддерживающие команду на матчах, решили выделиться. Магазинов с клубной атрибутикой не было, поэтому экипировку с эмблемой клуба приходилось заказывать. Первые баннеры рисовались от руки.

«Тогда было весело ходить на хоккей, у нас была шумная компания 8-10 человек, мы поддерживали команду голосом, а также использовали инструменты а-ля дудки. Однажды решили обозначить себя и заказали хоккейные свитеры, мы их называем «сетки».  Потом  мы решили выделиться еще больше и решили сделать флаг. Большинство людей тогда жило в Пионерском районе, недалеко от «Парк Хауса». В одном из подъездов 16-ти этажного дома мы баллончиками через трафарет, смутив всех соседей, рисовали флаг на обычной белой простыне. Там было написано вверху Екатеринбург, а внизу «Автомобилист». Это было необычно, потому что обычно пишут наоборот, а мы именно так написали».

Фото: личный архив героя интерью/Самодельный беннер

Помимо свитеров с эмблемой команды и баннеров особое внимание стало уделяться качественной поддержке команды голосом.

«Мы начали постепенно использовать старые кричалки, еще с советских времён. Первые кричалки нам помогали вспоминать болельщики, которые уже ушли из жизни. Например, знаменитую кричалку «В России нет уже давно команды лучше, чем «Авто»». Раньше она звучала иначе: «В Союзе нет уже давно команды лучшем, чем «Авто». Эту кричалку  помог вспомнить один из уважаемых фанатов с ником Голос», - вспоминает Евгений.

Активистов, поддерживающих «Автомобилист», настолько увлекло это занятие и любовь к команде, что они решили поддержать её не только в родных стенах, но и отправиться за ней в другой город.

«На каждом матче мы стали собираться, и у нас возникла идея поддержать команду на выезде. 15-16 января 2007 мы заказали первую «Газель», скинулись по 500 рублей, взяли всё, что у нас было: сетки, флаг и поехали в Тагил. Съездили на одну игру, оттуда вернулись, заказали на следующий матч снова «Газель» - поехали. В следующем месяце  решили съездить в Пермь. В первый сезон мы так организованно не ездили. Но со второго сезона  начали ездить активнее. Летом съездили в Челябинск, потом начали ездить в Ижевск. Всё это дело каждый раз нас затягивало».

Такая поддержка не оставалась незамеченной. Активные болельщики своим примером заражали других, прививая культуру боления в Екатеринбурге.

«Нас становилось все больше, приходили новые люди, разрастался сектор. На следующий сезон нас на секторе было уже 30 человек.  К этому времени мы купили барабан. С тех пор мы каждый сезон поддерживаем команду, ездим, растем. Конечно, некоторые люди уходят из-за работы, семейных обстоятельств, переездов в другие города, но у нас есть костяк людей, которые с 2006-2007 годов так и ходят до сих пор», - добавляет Евгений.

Фото: личный архив героя интервью/Фанаты «Автомобилиста» тепло встречают на выезде

В сезоне 2009-10 произошло значимое событие для екатеринбургского хоккея, к которому готовились как фанаты, так и сама команда. «Автомобилист» начал своё выступление в Континентальной хоккейной лиге, сражаясь с сильнейшими командами континента, в которых выступали мастеровитые игроки и будущие звёзды мирового уровня. Благодаря этому хоккей в городе начал набирать популярность, возросло количество болельщиков хоккея, в том числе к уже существующему движению начали добавляться новые лица, сектор начал разрастаться еще больше.

«Все эти годы мы мечтали, что «Автомобилист» будет представлять нас в высшем эшелоне хоккея, на тот момент это была Суперлига,  а потом появилась КХЛ.  Мы, конечно же, к этому готовились.  Уже к первому  сезону КХЛ  мы выросли очень сильно. Потому что во времена Высшей лиги у нас были достаточно массовые выезда по сто человек.  У нас уже было два барабана. Мы начали рисовать больше баннеров, в том числе делать именные баннеры. У нас был игрок Вова Гудачек, мы ему сделали первый баннер на чешском языке», - отмечает Евгений.

«Уже в Континентальной  лиге  мы Андрею Субботину баннер рисовали  на юбилей - 1000 матчей. Он даже сам не понял, что столько матчей сыграл», - присоединяется к беседе Илья.

В 2012 году молодые активисты с фан-сектора создали молодёжное фан-движение «Драйв». Сначала молодые люди активно поддерживали на играх молодежную команду «Авто», а затем присоединились к  «Автомобилисту».  Появление «молодой крови» привнесло  в фанатскую среду свежие идеи, азарт и, конечно же, драйв. Поддержка команды стала более яркой, громкой и красочной.

Ярко выделяющийся фан-сектор, не умолкающий ни на минуту, заряжает своей энергией всю арену, подавая пример. Болельщики присоединяются к мощнейшим зарядам, а общая энергетика передаётся команде.  Поддержка действительно важна для игроков, это даёт силы, мотивирует на результат.  

«Атмосфера – сумасшедшая. Очень здорово поддерживали. Я даже собрал вначале аплодисменты! Безумно приятно», - отметил Павел Дацюк после своего первого сыгранного матча за «Автомобилист» в Екатеринбурге.

Команда не остаётся без громкой поддержки даже вдали от дома. Екатеринбургские болельщики славятся своими выездными традициями, а самые преданные и активные готовы ехать за ней за сотни километров. Их знаменитый баннер «Берегись автомобиля» объездил всю Россию и даже побывал за её пределами.  Нет ни одного города, где бы ни побывал фанат «Автомобилиста» на выездном матче команды, а у некоторых из них за плечами более сотни таких поездок.

 «Вообще все выезда, которые существовали за эти годы, закрыты фанатами «Автомобилиста». У нас нет такого города, где бы мы ни были. Для нас важно, чтобы представитель фан-сектора всегда присутствовал на этих матчах. Были случаи, что у человека есть возможность, но нет времени, а у другого  есть время, но нет возможности. Тогда мы помогали ему финансово, и он ехал  на выезд поддерживать команду. Пусть один, но зато с атрибутикой», - отмечает Илья.

Фото: личный архив героя интервью/Фанаты «Автомобилиста» на выезде

В других городах практически всегда «выездных» встречают тепло, но были случаи, когда  было далеко не так.

«Если даже брать Высшую лигу, когда  мы приезжали  в другие города, там народ немножко злой был. Ты чувствовал эту злость на себе. Простые зрители к тебе относились как к врагу.  Бывало, что в нас что-нибудь кидали. Бутылки летели, семечки, яйцами обкидывали наши машины», - вспоминает Евгений.

«В некоторых городах среди болельщиков до сих пор остается такое отношения, где презрительно относятся к приезжим фанатам», – добавляет Илья.

 «Фанаты – это достаточно смелые люди, потому что нужно обладать силой воли и духа, чтобы приехать в какой-то чужой город, встать против всей арены вдвоём, втроём, допустим, и просто стоять, поддерживать команду, не обращая внимания на выкрики со стороны», – продолжает Илья.

«И мы даже не смотрим на этих людей, не замечаем их. Мы приехали для того, чтобы поддержать нашу команду. Помочь им победить, даже если матч складывается неудачно, потому что мы на выездах видели и 1:10, например, но всё равно поддерживали команду до конца», –  говорит Евгений.

Но это, скорее, исключение из правил. Хоккейные фанаты дружат за пределами арен. В других городах фанатов из Екатеринбурга всегда встречают с радостью, оказывая теплый приём. Да и в самом Екатеринбурге готовы с теплотой  встретить болельщиков, приехавших поддержать свою команду.

«Мы отличаемся от других фанатов тем, что дружим со всеми. У нас нет принципиальных врагов. Может быть, у нас есть команды, которые нам не нравятся, но со всеми болельщиками мы общаемся, дружим давно», –  рассказывает Илья.

«У нас хорошие отношения с Челябинском, с болельщиками «Югры», «Ижстали», «Зауралья» из Кургана, то есть начали всё, конечно, с Высшей лиги. Да со всеми, просто чаще общаемся с теми, кто ближе географически, с ними самые тёплые отношения», – подтверждает Евгений.

Фанаты «Автомобилиста» даже «пробивали» выезд за хоккейный клуб «Югра», впрочем, как и югрчане за екатеринбургскую команду. Представители фан-секторов этих команд даже создали семью,  уже семь лет счастливо женаты и воспитывают дочку, которая уже пошла по стопам родителей.

 «Марина один раз приехала потусить на новогодние праздники в Екатеринбург, на матч «Автомобилиста». Я тогда её уже знал через интернет. Она приехала, я её встретил, погуляли с ней по городу. И так всё завертелось, что живём вместе, дочь у нас. На выезда ездим вместе. Дочка болеет за «Автомобилист», но маму, конечно, тоже поддерживает, болеет за «Югру». Я нормально к этому отношусь. Она помнит, что  родилась в Екатеринбурге, поэтому волей-неволей больше за «Автомобилист», – воспоминает Евгений.

Фото: личный архив героя интервью/Женёк с дочерью

Помимо поддержки команды на трибуне и массовых съездов с представителями других фан-секторов болельщики  устраивают различные мероприятия вне арены, например, ежегодный автопробег, который проводится перед стартом Чемпионата КХЛ. Он не ограничивается представителями фан-движеня, к нему может присоединиться любой желающий. Цель – проехать по центральным улицам города, привлекая внимание людей. В этом году конечной точкой автопробега стала площадка ЭКСПО, где автомобили выстроились в огромную эмблему клуба.

Помимо этого, уже в своём кругу фанаты отмечают открытие и закрытие сезона, не расстаются даже в межсезонье. Не отставая от своих кумиров, поддерживают здоровый образ жизни, увлекаясь различными видами спорта, в зависимости от своих увлечений –  для кого-то это футбол, кто-то, не изменяя стихии льда, играет в ночной хоккей, но и те, и другие не прочь поиграть в бильярд в рамках турнира «Автошар».

«Наша философия – здоровый образ жизни, поддержка команды, сплоченность коллектива. Наш коллектив – это целый организм, мы ездим на выезда, кроме того, что  мы поддерживаем команду, у нас есть своя хоккейная и футбольная команда, например ФК «Авто», созданная еще в 2007 году. Мы проводим различные турниры, у нас есть «Автошар», мы собирались и играли в боулинг, устраивали турниры в настольный теннис. Сейчас много уже и не вспомню», – говорит Евгений.

Фото: личный архив героя интервью/На турнире Памяти Петра Хрустовского

На секторе есть свой костяк – те люди, которые пережили с  «Автомобилистом» самые сложные времена, вместе с командой пройдя путь от горьких поражений до ярких побед.

Стабильное финансирование у «Автомобилиста» было не всегда. Были тяжёлые времена, когда клуб мог покинуть Континентальную лигу, а его игра оставляла желать лучшего. Тем не менее в этой сложной ситуации команда не оставалась без поддержки, как на арене, так и за её пределами. Тогда самые преданные поклонники решились на отчаянный шаг – вышли на митинг, который организовали на  Площади труда, с требованием сохранить клуб.

Фото: пресс-служба ХК «Автомобилист»/Фанаты активно поддерживают команды во время игры

Сейчас у «Автомобилиста» большие спонсоры, команда показывает хорошую игру, заявляет о себе, как о топ-клубе. Но этого всего могло не быть, если бы екатеринбуржцы, патриоты города и болельщики хоккея, не  защитили свою команду.

Сейчас на хоккейную арену приходит всё больше и больше поклонников команды, заполняя её полностью. Аншлаги на каждой игре. Билеты, несмотря на высокие цены, разлетаются достаточно быстро, а на плей-офф за ними выстраивались очередь, в которой болельщики  проводят по пять часов, лишь бы попасть на игру команды.  Еще больше разрастается и сам фан-сектор.  Оказаться на нём, попав в фанатские ряды, можно.

«На фан-сектор, именно как в сформированный костяк фанатов,  можно попасть, если сначала присутствовать  с фан-сектором.  Рядом покупать билеты, в тех же «сетках» приходить, ездить на выезда, чтобы было заметно, что ты тянешься к фан-движению. Мы замечаем таких ребят, общаемся с ними, а на следующий год или через два года они становятся полноценными участниками фан-сектора», – рассказывает Илья.

Фото: личный архив героя интервью/В Челябинске готовевой сектор забит до отказа

Поддерживают команду в атмосфере драйва люди разных возрастов, профессий и материального положения.

«Сейчас  численность более 100 человек.  Аудитория самая разная,  начиная от  самых маленьких детей и заканчивая самыми старшими возрастами, там уже и пенсионеры. Кто-то школьник-студент,  а кто-то владелец очень крупного бизнеса», – добавляет Илья.

К матчам любимого клуба на секторе готовятся очень тщательно. Придумывают и рисуют баннеры, используя различные инфоповоды. На саму игру – дресс-код и активное участие до финальной сирены. Их цель не быть отдельным фан-сектором, а подавать пример всей арене, создавать особую атмосферу единства с командой, но их отличает определенный регламент внутри коллектива.

«У нас одна цель, разумеется. Но есть определенный регламент, свод правил, что должен делать владелец фанатского абонемента, в каких учувствовать мероприятиях, если человек не соблюдает, то лишается абонемента. Сначала  предупреждение, а потом, если оно не подействовало, абонемент блокируется», – говорит Илья.

Фото: пресс-служба ХК «Автомобилист»/Игроки команды тепло приветсвуют фанатов

Каждую последнюю субботу ноября самые преданные поклонники клуба, проверенные испытаниями и временем, празднуют дату основания фан-движения. В этом году ему исполняется 18 лет. И, как говорят сами фанаты: «Едем дальше!».