Трибуна
10 мин.

Новая глава свердловского хоккея: «Автомобилист» покидает «Уралец» и переезжает на «УГМК Арену»

«УГМК Арена». Фото Юрий Капустин

2025 год становится для историческим для хоккейного клуба «Автомобилист». Команда попрощалась со льдом КРК «Уралец» и готова переехать на новый многофункциональный стадион – «УГМК Арену», начав новую главу свердловского хоккея.

История КРК «Уралец»

Культурно развлекательный комплекс «Уралец», который многие екатеринбуржцы до сих пор по привычке называют Дворцом спорта (официально он назывался Дворец спорта профсоюзов), – до недавнего времени был домашней ареной хоккейного клуба «Автомобилист».

Дворец спорта в Свердловске, 70-е годы. Фото Б. Мусихин

Здание построили в начале 70-х годов. В те годы это был современный спортивный комплекс, где проходили различные всесоюзные соревнования, в том числе финалы третьей и четвертой Зимних спартакиад народов СССР.

В начале «нулевых» по инициативе губернатора Эдуарда Росселя Дворец спорта был закрыт на капитальную реконструкцию. Для этой цели было создано акционерное общество с одноименным названием «Дворец спорта» генеральным директором которого стал крупнейший девелопер Николай Кретов, он же был руководителем проекта.

Дворец спорта в Екатеринбурге, 2003 год.

Весной 2004 года начался демонтаж конструкций, уже к августу от здания остался один каркас, а 16 декабря 2005 обновленная арена, теперь под названием культурно-развлекательный комплекс «Уралец», вновь распахнула двери. Реконструкцию планировалось завершить на год раньше, однако из-за проблем с финансированием сроки сдачи в эксплуатацию задержались.

Спортивный объект целиком изменил облик. От прежнего здания остался только первый этаж, над ним надстроили еще два. Количество мест увеличили с 4200 до 5500, появились VIP-ложи. Кроме спортивных состязаний стало возможным проводить концерты и другие развлекательные мероприятия. На эти преобразования было потрачено 540 миллионов рублей.

Реконструкция Дворца спорта. Фото: Василий Голощапов.

Реконструкция Дворца в будущем позволила попасть «Автомобилисту» в элиту отечественного хоккея – Континентальную лигу.

Но даже после таких глобальных преображений арена в Екатеринбурге не могла конкурировать с современными ледовыми дворцами страны. КХЛ разрабатывала новые требования, отклонение от которых грозило вылетом команды из элитной лиги. Чтобы соответствовать новейшим тенденциям, рассматривались варианты по улучшению и расширению функциональности «Уральца».

В то время спортивным комплексом уже управляла команда бизнесмена Алексея Боброва, который приобрел контрольный пакет акций «Уральца», когда вступил в должность президента клуба в конце 2012 года.

В 2016 году Бобров подал в отставку, посчитав, что выполнил свою миссию, добившись с командой значительных успехов. Вакантное место президента «Автомобилиста» при поддержке губернатора Евгения Куйвашева занял генеральный директор УГМК Андрей Козицын. Но арена продолжала оставаться в распоряжении Боброва, от чего у «Автомобилиста» возникло множество проблем и ограничений. Трудности были, например, с составлением расписания тренировок, да и аренда льда новому руководству стоила недешево – около 70 миллионов рублей. А молодежной команде «Авто» пришлось временно переехать в Верхнюю Пышму, тренироваться и проводить домашние игры на местной ледовой арене.

КРК «Уралец», 2019-ый год. Фото пресс-служба «Автомобилиста»

Тогда встал вопрос о выкупе «Уральца». С Алексеем Бобровым начались переговоры, которые завершились тем, что спортивный комплекс перешел во владение Козицына. Однако оставшаяся часть акций – 34% принадлежала министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, но позже актив был выкуплен УГМК. Цена приобретения была равна стартовой цене 259,3 миллиона рублей.

После этого, в 2017 году, с ареной вновь произошли масштабные изменения. Конечно, многое было сделано по требованию Континентальной лиги, но и об удобстве зрителей новые владельцы тоже позаботились. Прошли ремонтные работы в самом здании, где рабочие произвели косметический ремонт, обновили раздевалки, установили современные турникеты, модернизировали противопожарные системы, системы видеонаблюдения и сигнализации. Появилась новая входная группа на правом торце здания, именно там исторически был главный вход. Также были выполнены работы по благоустройству прилегающей территории – увеличилось число парковочных мест, появились дополнительные заезды к зданию.

Лед КРК «Уралец». Фото пресс-служба «Автомобилиста»

До недавнего времени КРК «Уралец» – был единственной в Свердловской области площадкой, которая соответствовала требованиям Континентальной хоккейной лиги.  

Однако, несмотря на нововведения, ледовый дворец выглядел морально устаревшим. В фойе, где проводились развлекательные мероприятия, было тесно, а арена, вместимостью 5545 человек не могла принять всех желающих. В 2019 году, благодаря уменьшению ледовой площадки до финских размеров, появились несколько посадочных мест, но болельщиков, которые хотели попасть на хоккейные матчи – намного больше. На игры плей-офф или матчи с именитыми клубами достать билет было трудно. Острая нехватка посадочных мест вновь серьезно намекала на то, что столица Урала нуждалась в современном спортивном комплексе.

Строительство «УГМК Арены»

О необходимости новой арены в Екатеринбурге говорили давно. В еще ноябре 2015-го соглашение о строительстве подписали губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и Дмитрий Чернышенко, который на тот момент был президентом КХЛ. Но всерьез вопросом занялись, когда к руководству «Автомобилиста» пришел президент холдинга УГМК Андрей Козицын . В августе 2017 года «УГМК-холдинг» и областное министерство по управлению государственным имуществом заключили договор о создании АО «Ледовая арена». Уставной капитал разделили следующим образом: 60% владеет УГМК, 40% принадлежит Свердловской области.

Сначала долго выбирали место. Рассматривались варианты за чертой города и в центре. Остановились на втором – новый дом для «Автомобилиста» будет находиться в 15 минутах ходьбы от действующей арены, в квартале улиц 8 марта – Куйбышева – Розы Люксембург – Декабристов. Для этого пришлось пожертвовать недостроенной телебашней, строительство которой началось в 1983 году и было заморожено в 1991 из-за отсутствия финансирования. Башня, по мнению некоторых горожан, являлась символом города, многие выступали против ее сноса. Однако недосторой было решено взорвать. Посмотреть на снос весной 2018-го года собрались толпы горожан, которые вооружились мобильными телефонами и фотоаппаратами, чтобы запечатлеть это историческое событие.

Стройка «УГМК Арены», 2020 год. Фото Марина Молдавская

В конце октября 2019-го года холдингом УГМК было объявлено о старте строительства ледового комплекса. Тогда на площадке уже завершались подготовительные мероприятия – выемка грунта и установка свай. Для того чтобы следить за строительными работами, рядом со стройплощадкой установили часы, которые показывают обратный отсчет до завершения работ и открытия долгожданного объекта.  Президент холдинга, он же президент хоккейного клуба «Автомобилист», Андрей Козицын заверил, что строительство завершится в намеченный срок – 30 июня 2022 года.

Планировалось, что в высоту внутри сооружение будет достигать 27 метров, а безопорная зона над ледовым полем возвысится почти на 100 метров. Вокруг основной игровой площадки возведут вместительные трибуны, в том числе телескопические, которые будут выдвигаться перед проведением игр и концертов при необходимости увеличения числа зрительских мест — с 12 до 15 тысяч.

Арена имеет сетчатый металлический каркас медного оттенка в соответствии с фирменным стилем УГМК. Фото Юрий Капустин

Кроме хоккейных матчей оснащение нового спорткомплекса позволит проводить соревнования еще по 11 видам спорта: фигурному катанию, баскетболу, волейболу, мини-футболу и другим. Объект многофункциональный. Также ледовую арену можно будет трансформировать под концертно-развлекательную площадку.

Еще на стадии разработки проекта каждая деталь согласовывалась с инвесторами, международными федерациями по всем видам спорта, которые планировалось проводить на арене, с Континентальной хоккейной лигой и Международной федерации хоккея (IIHF). Среди консультантов были эксперты, которые участвовали в создании олимпийских объектов.

Строительство шло по запланированному графику. Несмотря на пандемию, которая доставила немало хлопот, подрядчики старались соблюдать сроки. Работы по возведению арены не прекращались ни на один день. Однако смещение дат все-таки произошло из-за непростой геополитической ситуации – сместились даты поставки материалов и оборудования. Сначала достроить арену планировали в 2023-и году, а затем новая дата ввода в эксплуатацию была назначена на декабрь 2024-го года. Сроки снова сдвинулись, но не критично: к февралю 2025-го сооружение прошло государственную экспертизу, а 28 февраля произошло долгожданное для всего спортивного сообщества событие – «УГМК Арена» распахнула свои двери.

Ледовая коробка уменьшилась в размерах. Теперь она канадская. Фото ) photo.khl.ru, Юрий Кузьмин

Честь первыми сыграть на свежем льду выпала екатеринбургскому «Авто» и уфимскому «Толпару». Обе команды выступают в Молодежной хоккейной лиге. Матч между двумя молодежными командами был тестовым мероприятием и нужен был, чтобы выявить и исправить возможные недочеты перед играми КХЛ. Согласно протоколу, матч посетили 6603 зрителей.

Несмотря на колоссальную поддержку трибун, хозяева льда уступили: основное время встречи завершилось с ничейным счетом 3:3, а в серии буллитов сильнее оказались гости — 4:3. В историю вошел нападающий «Авто» Ефим Белых, который забил первый гол на новенькой арене, где будет писаться новая глава уральского хоккея.

Что будет с «Уральцем»?

Накануне исторического события, которое в Екатеринбурге ждали долго, «Автомобилист» сыграл последний матч на льду «Уральца». Этот матч символично стал 1000-м в истории уральского клуба, поэтому на форме игроков красовался специальный шеврон с именами 297 игроков и 12 главных тренеров, представлявших клуб за 15 лет в Континентальной хоккейной лиге. Команда Николая Заварухина принимала казанский «Ак Барс» и порадовала болельщиков победой, красиво завершив выступления на арене, которая была домашней для местных команд с 1972-го года. Последнюю шайбу под сводами старенькой арены забросил Брукс Мэйсек, уставновив счет 2:1.

Яркие победы, обидные поражения, исторические матч плей-офф, перфоманс Величкина и Казаионова, победные кувырки Якуба Коваржа, возвращение Павла Дацюка  — все это останется в памяти поклонников клуба будет связано «Уральцем». Здесь сменилось ни одно поколение хоккеистов и болельщиков. Стоит ли говорить, что прощаться будет тяжело?

Прощальный баннер. Фото Алексей Колчин

Еще в 2021-м году несколько источников подтверждали, что здание «Уральца» перейдет РМК и пойдет под снос, а на него месте будет возведен дворец единоборств. По словам инсайдеров единоборства в Екатеринбурге были на пике популярности, а имеющихся площадок для организации спортивных секций не хватало. Впрочем, были мнения, что на этом месте появится очередной жилой дом.

Однако спортивный характер места будет сохранен, а сам «Уралец», который хранит в себе часть истории свердловского хоккея, пока что продолжит свое существование. Вице-президент КХЛ Александр Гуськов, посетив Екатеринбург, рассказал, что у «Уральца» другой хозяин, а формат и профиль проводимых соревнований станут другими, отличными от хоккея, но не уточнил какой. Скорее всего там будут играть в падел-теннис, который становится популярным в России.

Последний матча Автомобилист» в КХЛ на арене КРК «Уралец». Фото Алексей Колчин