12 мин.

Игорь Лукиянов: «Нужно, чтоб выигрывали не отдельные личности, а команда!»

Хоккейная команда – это не только игроки на льду и тренеры на скамейке. Это огромный слаженный коллектив, находящийся «за кадром» ледовых поединков. Overtime.life продолжает знакомить с людьми, которые вносят не малый вклад в победы «Автомобилиста». На очереди администратор команды Игорь Юрьевич Лукиянов. Мастер спорта международного класса, который провёл за екатеринбургский клуб 12 сезонов, вспомнил о своей карьере, рассказал о том, что не только продолжает играть в хоккей, но и является активным представителем ветеранского движения Свердловской области, поделился мнением, нужны ли команде доморощенные игроки, и объяснил, что нужно сделать, чтобы выиграть Кубок Гагарина.

- Игорь Юрьевич, объясните для болельщиков, кто такой администратор команды. Что он делает?

- Администратор команды – это человек, который занимается бытовыми вопросам, как клуба, например, взаимодействует с КРК «Уралец», так и хоккеистов. Он помогает во всех бытовых делах, касающихся жизни и бытовых условий хоккеистов, команды – по квартирам, по питанию, по автотранспорту, по встречам команд, по взаимодействию с судьями и по всем остальным вопросам.

- Вы ездите с «Автомобилистом» на выездные матчи или работаете только в Екатеринбурге?

- На выезды езжу не всегда, а только тогда, когда этого требует ситуация. Если кто-то заболел и не может по каким-то причинам поехать, то еду я. Если надо команде по разным бытовым вопросам помогать, тоже могу поехать.

- Как получилось, что вы стали администратором команды?

- Я практически всю жизнь в хоккее. В клубе я уже давно, наверное, с 2008 года. Уже 14 лет. Был начальником основной команды, также был начальником молодёжной команды. Последнее время, уже лет шесть, работаю в должности администратора.

- Карьерный рост для администратора команды возможен?

- Наверное нет. Дальше, я думаю, некуда. Но меня устраивает моя должность.

- Вы не один администратор в команде. У вас есть коллега Юрий Викторович Ерёмин. Расскажите о нём. Чем он занимается? Как вы делите обязанности?

- Юрий Викторович работает практически 45 лет в «Автомобилисте». Он, как икона клуба. Он дольше всех работает в команде именно на должности администратора. Он уже здесь работал, когда я в 1981 году был хоккеистом и приходил сюда играть. Ему сейчас уже 80 лет, но он в хорошей форме себя держит, выполняет свои обязанности. Его непосредственные обязанности – работа с судьями, с которыми он уже знаком десятки лет и знает про них всё. В основном, он занимается этим, а также встречей команд. Благодаря тому, что его знают все в КХЛ, он с представителями команд общается. У него это хорошо получается. Мы очень счастливы, что он до сих пор в строю, в клубе, и работает даже в такое тяжёлое время.

- Расскажите, как в вашей жизни появился хоккей?

- В хоккей меня отвёл отец. Я жил рядом со «Спартаковцем» недалеко от парка Энгельса. Я катался и во дворе, и в парке. Были катки и на «Спартаковце». А уже с первого класса, с семи лет, ходил в школу «Спартаковец», где у нас были тренировки и игры. С тех пор и по сей день, практически вся моя жизнь в хоккее.

- Кто был вашим тренером?

- У меня было несколько тренеров. Они менялись. Когда я только начинал заниматься, был Альберт Викторович Фёдоров, потом он перешёл на «Юность», а у нас стал Юрий Архипович Тараненко.

- А как вы попали в команду мастеров?

- Я попал в 1981 году. Это было даже не после школы, а во время обучения в школе. Я заканчивал десятый класс. Летом в июне поехал на сборы с командой «Автомобилист» в Адлер. Так и стал игроком команды.

- Конкуренция высокая была?

- Тогда была очень высокая конкуренция. Нас с  «Автомобилистом» поехало на сборы девять человек 1963 года. Команда «Юность» этого года была чемпионом России. Я поехал от «Спартаковца». Естественно, надо было попадать в состав. Конкуренция была не только между нами, но и девять человек – ветеранов, которые тоже не хотели уходить, надо было вытеснять из команды. Пришлось доказывать и завоёвывать своё место в составе.

- Сколько прошло в состав «Автомобилиста» из этих девяти ребят 1963 года ?

- Я сейчас точно не вспомню сколько прошло. Все ребята были перспективные. По-моему, два или три человека не прошло, остальные попали в состав.

- Молодым хоккеистам в те времена было труднее закрепиться в составе команды мастеров, или труднее это сделать сейчас?

- Всегда были свои трудности. В то время одни трудности были, сейчас другие. Всё то же самое. Смысл один – надо приходить и доказывать. Ты же занимаешь чьё-то место, ведь команда не резиновая, в ней не может быть сто человек. Если ты пришёл, то кто-то должен уйти. Ты пришёл на чьё-то место. Это было тогда, и это есть сейчас. Другое дело, что у нас год был очень перспективный, нас пришло девять человек. Это не как сейчас по одному-два человека приходят. Не было больше таких случаев, когда пришло в команду девять человек от одного года. На тот момент ещё в этом была сложность, а так, я думаю, одинаковые условия – что тогда, что сейчас.

– Как тренировались в то время и как проходили сборы?

- Мы на три недели обычно езди в Сочи, в Адлер, на летний сбор, где занимались в зале. У нас была физподготовка на земле. Потом, когда мы приезжали домой, начинались ледовые тренировки. Было сочетание тренировок на льду и на земле. Они проходили во «Дворце спорта» или же их проводили на двух-трёх недельных сборах в Курганово. Базу там тогда только построили. Сейчас хоккеисты живут дома и приходят на игры. У нас было не так. Мы жили на базе перед играми и во время сборов. В основном тренировались и готовились там. Когда начинался чемпионат и начинались разъезды во время игр, тоже готовились и жили в Курганово. Домой отпускали только на выходные.

ХК «Автомобилист», состав 1987 года

- Вы вошли в ТОП-15 самых результативных игроков в истории клуба. Как считаете, удалась ли ваша игровая карьера? Какие самые запоминающиеся моменты можете выделить?

- Я думаю, что карьера удалась. Я хотел попасть в команду «Автомобилист», я хотел попасть в хоккей, у меня это получилось. Другое дело, что бывали случаи, когда меня преследовали травмы, но от этого никто не застрахован. В любом случае, я поиграл в хоккей. Попадал в сборную СССР, в сборную клубов. Мне запомнились игры с Олимпийской сборной Канады. Мы, сборной клубов, играли с ними в Канаде и выиграли эту серию. Нас было несколько человек из «Автомобилиста». Также получилось попасть на всемирную Универсиаду в 1985 году, которую мы тоже выиграли, став чемпионами.

- Можно сказать, что практически всю игровую карьеру вы провели в «Автомобилисте», отыграв 12 сезонов...

- Да, большую часть карьеры я отыграл в «Автомобилисте». Два сезона я провёл в свердловском СКА, где проходила моя армейская служба. Также я провёл сезон в Швейцарии и три года в магнитогорском «Металлурге».

- С чем связано, то, что вы оставались верны родному клубу?

- В наше время все, кто в каком городе родился и начал тренироваться, тот и играл за этот город. У нас всё равно было чувство патриотизма, что мы выступали за свой клуб, за свой город. Мыслей не было куда-то уезжать и играть за другую команду. Поэтому я и играл большую часть времени за «Автомобилист».

- У нынешних воспитанников клуба есть этот патриотизм?

- Более-менее. У них приходят на хоккей  близкие, родственники, друзья. Может быть, это ещё обязывает играть за клуб, за город, за свою репутацию.

- А как вы считаете, должны ли воспитанники клуба быть в команде?

- Обязательно должны быть! Не то, что должны быть, это должен быть костяк команды. Без этого очень сложно построить команду, набрать людей, в которых ты будешь уверен, которые не подведут и которые будут отдаваться за клуб, за город. Поэтому они должны быть в команде.

- После завершения карьеры в команде мастеров, вы являетесь активным представителем ветеранского движения Свердловской области, продолжаете много и успешно играть в хоккей. Как поддерживаете форму?

- Я понимаю, что ребята, бывшие хоккеисты, чей организм приспособлен каждый день тренироваться, как только заканчивают, сидят дома на диване, либо начинают выпивать. В этом ничего хорошего для них нет. Поэтому для поддержания физической формы, для общения с друзьями, с бывшими одноклубниками, необходимо тренироваться. С помощью клуба «Автомобилист», с помощью КРК «Уралец», с помощью любителей тех же, кто любит хоккей, мы пытаемся найти время и возможность покататься, съездить на турниры, чтобы ветеранам было интересно, чтобы они занимались спортом, поддерживали здоровый образ жизни.

Инициатором этого являетесь вы?

- Ну, не то, что инициатором, можно сказать – организатором. Кто-то должен это организовывать. А инициаторов есть много. Тем более, сейчас начинает развиваться любительский хоккей, Ночная хоккейная лига. Поэтому и любители катаются, и мастера – все вместе. Мы помогаем друг другу, главное это всё организовать.

- Насколько для Екатеринбурга и региона важно и нужно ветеранское движение хоккеистов?

- Это важно, потому что благодаря ветеранскому движению у нас получилось привить любовь к хоккею любителям – простым ребятам, которые по каким-то причинам в  детстве не смогли играть в хоккей, но сейчас этим занимаются. Мы создали несколько хороших команд в Ночной хоккейной лиге, благодаря которым выиграли гранты на строительство трёх дворцов спорта, для того, чтобы было больше возможностей играть и тренироваться детям и взрослым. Поэтому есть большая польза от этого ветеранского движения. Это и общение. Мы ездим по области и играем с другими командами. Товарищеские матчи проходят у нас с представителями других хоккейных клубов. Я думаю, так будет дальше.

Игорь Лукиянов, Андрей Разин, Андрей Хазов

- В Канаде в 2012 году на Кубке мира среди ветеранов вы были капитаном команды, которая выиграла все 4 матча и завоевала главный трофей. Тогда уральская команда оказалась лучшей среди 115 команд из 20 стран мира. В чём был секрет её успеха? Ожидали ли тогда, что станете победителями?

- Мы готовились к этому. Мы попытались собрать хорошую команду. На базе нашей ветеранской команды, мы практически создали сборную Урала. Костяк был из Екатеринбурга, но мы вызвали несколько человек из Магнитогорска и из Челябинска. Это были свердловчане, которые в своё время выступали за другие клубы: за магнитогорский «Металлург» и «Трактор» из Челябинска. Просто всех своих ребят собрали и выиграли этот турнир. Мы ехали с мыслью выиграть этот кубок и мы его выиграли!

- А ваш личный успех на том турнире с чем связываете? Вы стали лучшим снайпером, забросив в ворота соперников 14 шайб.

- Только с тем, что постоянно нахожусь на льду на тренировках, катаюсь каждый день или через день, ну и нахожусь в хорошей физической форме, наверное. Один в хоккей не играешь, хорошие партнеры были на тот момент и хорошая команда, с которой мы выиграли турнир.

- Планирует ли команда свердловских ветеранов участвовать в подобных турнирах в дальнейшем?

- Да конечно. Если есть возможность, то мы сразу участвуем в этих турнирах.

- О чём разговаривают ветераны хоккея, когда собираются вместе?

- Обо всём! Но, в основном, вспоминаем то время, когда сами играли. Интересные моменты жизни вспоминаем. Вспоминаем матчи. Ну, и о будущем тоже думаем. Мечтаем, строим планы.

- Обсуждаете нынешний состав «Автомобилиста», его игру?

- Эту тему мы меньше всего затрагиваем. В основном идут воспоминания о нашей карьере, о том, как мы играли и о том, как будем строить наши тренировки игры и встречи. В «Автомобилисте» есть люди, которые отвечают за игру команды, пусть они и делают выводы.

Игорь Лукиянов на матче в честь 75-летия Свердловского хоккея

- В этом сезоне Свердловский хоккей празднует юбилей – 75 лет. Мы чтим и вспоминаем наших уважаемых ветеранов разных поколений, которые внесли немалый вклад в победы команды, были известны не только в городе, но и в стране, в мире. Если взглянуть на новое поколение уральских хоккеистов, то заметно, что в последнее время практически никто не сумел закрепиться в основе «Автомобилиста». Почему?

- Не могу сказать. Думаю, что лучшие, более перспективные ребята, раньше уезжают в другие клубы. Конечно, хотелось бы, чтобы у нас было больше талантливых ребят. Сейчас обязательно при клубах должна быть детская школа. У нас она есть – «Спартаковец». Почему там нет ребят – не знаю. Чтобы попасть в команду, в тот же «Автомобилист», опять же говорю на примере нас, нужно себя чего-то лишать в молодости. Не ходить с друзьями отдыхать, а восстанавливаться, готовится и много тренироваться. Ты должен всё подчинить одной цели. Видимо, в нынешних условиях молодёжь не совсем этим хочет заниматься. У них, наверное, другие интересны. Хоккей – это тяжелый труд, это самопожертвование. Я думаю, что, может, ещё и из-за этого.

- Как вы восприняли решение КХЛ досрочно завершить регулярный чемпионат в нынешнем сезоне и сразу после Олимпиады начать плей-офф?

- Если Лига приняла такое решение, значит, они на чём-то основываются, значит у них есть какие-то веские аргументы к принятию такого решения. Но, в любом случае, я думаю, что всё равно должен быть какой-то спортивный принцип, который ставит все команды в равные условия.

- Вы наверняка мечтаете о том, чтобы «Автомобилист» стал обладателем Кубка Гагарина. Как думаете, удастся ли команде это сделать? И что нужно сделать, чтобы почувствовать вкус чемпионства?

- Нужно выигрывать! Конечно, это возможно. Невозможного ничего нет. Нужно выигрывать, но чтобы выигрывали не отдельные личности, а команда. Нужно создать такую команду, которая была бы способна достичь такого результата.