Немного о Поле Морисе
С 1988 по 1994 годы команда НХЛ «Хартфорд Уэйлерс» была брошена на произвол судьбы - у франшизы не было владельца. Она оказалась, что называется, «чемоданом без ручки» - и тащить тяжело, и выбросить жалко. Клуб в этот период существовал под патронажем муниципалитета города Хартфорд. Наконец, аккурат перед локаутом 94/95, был найден новый хозяин - Питер Карманос.
Карманос стал основным владельцем франшизы - мажоритарным, но существовала ещё группа владельцев миноритарных, в числе которых был Джим Рутерфорд (вообще-то, Rutherford, наверное, правильнее всё-таки Рузерфорд (Рузи - как зовут его в Америке)).
Так вот, Рузи занял кресло гроссмейстера, сдвинув на скамейку запасных (на место главного тренера) Пола Холмгрена. Рутина. Ничего необычного в этой «узурпации» не было. До «Хартфорда» Рузерфорд, отыгравший в НХЛ 14 сезонов вратарём, был гроссмейстером команд младших лиг (конкретно - речь идёт об ОХЛ). Там он и познакомился с Полем Морисом. Сначала Поль был защитником команды «Виндзор Компвайр Спитфайрс», фронт-офис которой возглавлял именно Рузи. Затем он получил травму глаза*, и на карьере игрока пришлось поставить крест (Морис, между прочим, был задрафтован «Филадельфией» в 1985-ом), и в 21 год, по предложению Карманоса, занял место «за скамейкой запасных» в качестве «ассистента главного». Питер Карманос и был владельцем компании «Compuware», занимавшейся программным обеспечением, т.е. - был и владельцем «Виндзора». В 1990-ом Карманос создаёт в Детройте новую франшизу, которой предстоит стать фарм-клубом «Ред Уингз», и приглашает туда, на место гроссмейстера, Рузерфорда (надо сказать, что Рузи большую часть карьеры игрока провёл именно в «Ред Уингз»), а тот, в свою очередь, тянет за собой Мориса. Перед сезоном 1993/94 у руководства команды высыпался «сор из избы» - общественным достоянием становятся разногласия с главным тренером Томом Уэбстером. Уэбстер был матёр, обладал опытом работы «главным» в НХЛ, приводил «Виндзор» к чемпионству в ОХЛ (Хоккейная Лига Онтарио), а потому, безусловно, имел право на высказывание собственного мнения. Мнение было выслушано, меры приняты - Уэбстер уволен. Морис сделал ещё один шаг вперёд по карьерной лестнице. Он уже также обладал «правом голоса», а потому смог настоять на кандидатуре «своего» ассистента. Им стал хороший товарищ Поля ещё по игроцким временам в «Виндзоре» - Питер ДеБур. Не правда ли знакомая фамилия?
* Над семьёй Морисов висел какой-то «окулистический» рок. Отец Поля потерял глаз ещё в 5-летнем возрасте. Его брат также в детском возрасте получил травму глаза и частично лишился зрения в результате этого происшествия. Причём, во всех трёх случаях речь идёт о правом глазе.
Два друга, уже работая главными тренерами клубов НХЛ, конечно, ни раз имели возможность пересечься командами, ими возглавляемыми, в плей-офф, но пока не сложилось. Однако... Вы ведь поняли ход моей мысли? Ведь пока я верстаю этот опус, всё может измениться.
Став главным тренером «Детройт Джуниорс», Морис два года подряд доводит коллектив до финала кубка Робертсона - главного трофея ОХЛ, причём в 1995-ом «Детройт» одерживает победу (правда, в финале Мемориального кубка команда потерпела сокрушительное поражение от «Камлупса»). В межсезонье 1995 года «старые товарищи-наставники» Карманос и Рузерфорд подтолкнули «своего» тренера дальше вверх по карьерной лестнице. Он был приглашён в «Хартфорд Уэйлерс». На должность ассистента главного. Но... В начале сезона 1995/96 «Уэйлерс» забуксовали и...
«Я не был готов к работе в НХЛ! У меня была пара успешных сезонов в главных юниорских лигах Канады. Босс моей команды, мистер Карманос, являлся также и хозяином «Хартфорда». Однажды он предложил мне стать ассистентом главного тренера «Китобоев». Я не чувствовал, что готов даже к этому. А когда после серии неудачных матчей уволили главного тренера, не сомневался: будет назначен опытный специалист. Три раза мне предлагали - отказывался. Отлично знал: не готов. Но Пол Холмгрен, которого я заменил, сказал: «Неизвестно, когда ты получишь следующий шанс. Мест в НХЛ очень мало, кандидатов на них - очень много. Решайся!» И я бросился в омут. Гэри Робертс, Рон Фрэнсис, Пол Коффи, Брэд Маккриммон... Не уверен, что я их тренировал. Скорее, они были в моей команде. Ведь когда Маккриммон проводил первый сезон в НХЛ, я учился в седьмом классе. С ветеранами оказалось легче всего. У меня хватило ума понять: их ничему учить не надо. Им нужны были только четкие правила и установки. Сложнее было с теми, кто моложе. Помню карикатуру в хартфордской газете. На ней - скамейка с седеющими, лысеющими, беззубыми мужиками. И полицейский, вытаскивающий за шкирку испуганного мальчика из этого вертепа. А они ему говорят: «Офицер, это наш тренер!» Еще во время шоу на ESPN после игры кто-то сказал: «Пол Морис был недоступен для комментариев, поскольку школьники в это время спят».
Морис не был, как это может показаться, самым молодым главным тренером в истории Лиги - в 1979-ом Гэри Грин был назначен тренером «Вашингтона» в возрасте 26 лет, но Поль точно был самым молодым тренером, достигшем отметки в 1000 игр в должности «главного» в НХЛ. В 2009-ом, в возрасте 42 лет, «за скамейкой» «Харрикейнз». Но то было уже его «второе пришествие» в «Каролину».
Поль Морис стал последним главным тренером в истории «Хартфорд Уэйлерс». Когда в 1994-ом на Питера Карманоса вышли представители Управления развития штата Коннектикут, и предложили стать владельцем хартфордской франшизы, с ним был заключён договор, что он не увезёт клуб из Хартфорда, по крайней мере - из Коннектикута. В свою очередь, администрации города и штата будут содействовать в строительстве новой арены. Но прошли выборы, власть и в городе, и в штате сменилась, а вмести с ними сменилась и позиция по строительству новой арены. Результат нам известен - франшиза переехала в Северную Каролину. И вот Вам очередной виток истории. Сейчас в другом штате - в Аризоне, другая франшиза НХЛ испытывает проблемы, схожие с проблемами «Уэйлерс» начала 90-х, и также не находит понимания у местной администрации (впрочем, здесь, пожалуй, есть различие - общественность Коннектикута, в отличии от общественности Аризоны, не желала переезда франшизы). В свою очередь, представители Хартфорда уже посылали «ходока» в штаб НХЛ на переговоры по поводу обретения городом клуба Лиги. Им был никто иной как Говард Болдуин - основатель и первый владелец франшизы «Нью-Инглэнд» - «Хартфорд» - «Каролина». Но уже много желающих заиметь франшизу НХЛ, и Хартфорд будет далеко не первым в этой очереди.
Три года подряд «Хартфорд», а затем и «Каролина» под руководством Мориса не могли пробиться в плей-офф. Тем не менее, Рузерфорд, а главное - Карманос, проявляли терпимость к неудачам своего протеже, постепенно формируя конкурентоспособную команду. Они не без оснований считали, что коллектив не готов к решению серьёзных задач, а для пребывания в андеграунде - Морис вполне подходящая кандидатура. Терпение руководства молодой тренер в конце концов оправдал. И не просто выводом клуба в плей-офф. В 2002-ом «Харрикейнз» совершенно неожиданно для многих (да практически для всех) пробились в финал Кубка Стэнли, где уступили могучему «Детройту». На тот момент состав команды пополнили несколько сильных игроков, таких как Рон Фрэнсис, Мартин Желина, Брет Хэдикэн, Сами Капанен, Аарон Уорд, Глен Уэсли... Этот список можно было бы дополнить вратарём-ветераном Томом Барассо - №1 «Питтсбурга» начала 90-х, но Вы-то, конечно, помните, что участие обладателя «Колдера» и «Везины» 1984 года (уникальнейшее достижение), а я говорю о Барассо, было номинальным, в роли основного голкипера команды выступал Артур Ирбе.
Под №17 в центре второго звена играл Род Бриндамор. Поиграв в «Блюз» и «Флайерз», Род пришёл в «Харрикейнз» уже в достаточно зрелом хоккейном возрасте (в 99-ом, в 29 лет). «Каролина», на тот момент, повторюсь, не блистала. Многим показалось, что сделав этот шаг, Бриндамор «поехал с ярмарки». Поль Морис, безусловно, помог своему недавнему оппоненту по полуфиналу Кубка, перезагрузить в «Каролине» свою карьеру. Позже Род станет капитаном «Ураганов», выиграет с ними Кубок Стэнли, а так же два «Селки Трофи».
Но то будет уже без Мориса. Пребывание в подвале турнирной таблицы и систематическое непопадание в плей-офф прощалось коллективу без особых претензий и молодому, неопытному тренеру. После финала-2002 их статус, бесспорно, повысился, и на организацию стали смотреть пусть ни как на контендер, то уж точно, как на потенциального участника плей-офф. Руководство решило нанять на роль «главного» более опытного специалиста. Поль Морис ещё успел подписать «путёвку в Лигу» Эрику Стаалу (сезон 2003/04), с которым идёт сейчас вместе по лестнице плей-офф, и перед Новым, 2004-ым, годом был отправлен в отставку. 20-летнее сотрудничество Карманос / Рузерфорд - Морис закончилось.
Сезон 2004/05, как Вы помните, не состоялся из-за локаута, а в 2006-ом франшиза пришла к своей главной и пока единственной победе. Смогла бы она сделать тоже самое с Морисом? История не терпит сослагательного наклонения, да, к тому же, давайте не будем ставить под сомнение заслуги и квалификацию Питера Лавиолетта.
Конечно, можно вспомнить и о том, что Поль Морис пару сезонов был главным тренером «Торонто Мэйпл Ливс». Мимоходом. Как-никак была в нынешнем плей-офф битва его «Пантер» с этой командой. А так - ничего запоминающегося. К сожалению, уже более полувека о «Торонто» иначе и не скажешь. Ну, разве что - самая богатая франшиза Лиги. Читатели «Форбс», наверное, оценят. А читатели моего блога? )))
Желаю здоровья, добра, удачи Вам и Вашим близким.
До встречи.