Я хочу, чтобы у Ларионова получилось в «Торпедо». Легенда в небольшом клубе – это красивая история, которой не хватало КХЛ
Петухов о любимом тренере.
«Мы с Боумэном на эту тему говорим постоянно:
– Тебе нравится этот пас, когда [идет] подставление?
– Нет
– Мне тоже, я его ненавижу. Зачем шайбу отдавать?».
Интервью Игоря Ларионова Денису (Дэннису!) Казанскому и Андрею Николишину - по крайней мере, его начало – это довольно агрессивный неймдроппинг: Лос-Анджелес, «Тампа», Кучеров, Арсен Венгер, «Мансити», «Барселона».
В какой-то момент Профессор рассказывает, как присылал защитнику «Торпедо» Мише Орлову нарезки с игрой Девона Тэйвса, а Максу Федотову – эпизоды Кэйла Макара, и становится как-то совсем неуютно: а не утопия ли все это? Не слишком ли высоко метит тренер нижегородской команды? Не слишком ли он увлекся теорией? Все класс, но играть-то ему простыми нижегородскими парнями.
Эти отсылки, безусловно, смущают среднестатистическое русское ухо, привыкшее к тому, что в хоккейных интервью спикеры используют 2-3 шаблона: благодарность властям за поддержку хоккея, выражение гордости за советские традиции, сожаление о том, что НХЛ продалась капиталу и не занимается развитием хоккея.
Они смутили и меня, обладателя таких же среднестатистических ушей, но к концу интервью я справился со смущением. Думаю, в этом смысле я нахожусь в меньшинстве, но на меня подействовали три наблюдения:
1. Эти отсылки Ларионова все-таки звучат и работают не как трехкопеечные понты (Йозе Марино!), а как производная от ощущения погруженности в конкретный контекст мирового спорта. И этого ощущения у Ларионова никто не имеет права отнять. Он абсолютный мировой суперстар, один из самых авторитетных интеллектуалов в истории мирового хоккея – не нашего, а мирового. Он выигрывал все, играл против сильнейших и вместе с сильнейшими (Брендана Шенахана он без всяких стеснений называет «Шеня»), видел и жесть, и кубки, и все развитие хоккея за последние 40 лет.
У него есть все основания считать, что с Арсеном Венгером они находятся более-менее на одной ступени величия (впрочем, Венгер, может быть даже немного не дотягивает).
2. Все использованные громкие имена и теорию Ларионов довольно продуктивно заземляет, переводя разговор на конкретику: схемы, упражнение, приемы. По ходу его интервью хоккей становится все более и более понятной игрой: он ненавидит передачи на подставление в средней зоне – так делают команды, которые играют через простой вброс; он ненавидел тупую беготню на тренировках в молодости; он готов подробно объяснять, почему замедление в средней зоне может быть не только вынужденным, но и довольно разумным.
3. Ориентироваться и изучать лучших – это совершенно нормально, и вообще-то очень зря, что эту практику мы в России сейчас считаем понторезоемкой. На что еще ссылаться Ларионову в рамках разговора со своими игроками, как не на «Тампу»? ХК «Сочи»?Специально искать примеры попроще? Глупость какая.
А потом я посмотрел первый матч «Торпедо» в сезоне – и картинка получила еще одно измерение. Все, что заявлял тренер, было видно на льду. Не без проблем, в очень сыром виде – «Торпедо» в игре с «Магниткой» выглядело скорее как бета-версия для самого начального тестирования – но все намерения, идеи и тренерскую лексику было видно.
«Да, пас на подставление в средней зоне – полный отстой», – говорил своим хоккеем Нижний Новгород.
Редчайший случай в России вообще и в современной КХЛ тем более.
Для меня это все, на самом деле, плохие новости. Я настраивался совсем не смотреть регулярку КХЛ и как-то минимально следить за плей-офф; но после первого матча «Торпедо» мне хочется увидеть второй. Похоже, я посмотрю их все.
И да, мне очень хочется, чтобы у Ларионова получилось. Мне хочется, чтобы КХЛ какое-то время побыла такой: с суперзвездой в роли главного тренера команды из второй табличной десятки. Это же как Бьелса в «Лидсе» – теория сумасшедшей прокачки на сдержанных локальных ресурсах. Супер.
Причем у этого «получилось» довольно аморфные рамки. Мне просто хочется увидеть какой-то внятный и осознанный стиль в рамках хоккея России, мне хочется, чтобы этот стиль внятно объяснили – мне очень этого не хватает.
И на этом все. Я не представляю, чтобы Нижний в этой своей версии выиграл кубок – да и не сказать, что мне как зрителю он очень нужен. Скорее всего, под «получилось» я подразумеваю развитие этих очень занятных идей. Чтобы они с бумаги перешли на лед – и преобразования, которые идеи переживут на ходу, никакая не проблема. Даже интересно. Да, хотелось бы, чтоб «Торпедо» не вывалилось из обоймы плей-офф. Будет супер, если оно всерьез зацепит какого-нибудь гранда (извините) КХЛ в серии плей-офф. Но это все необязательно. Самого факта того, что вот кто-то в России делает и живет, и относится к игре вот так, мне уже достаточно.
Это не означает, что мы на Sports.ru будем хлопать в ладоши после каждой игры Нижнего. На самом деле к этому подходу Ларионова куча вопросов – и я постоянно их записываю. Вот, например: эта теория – гимн несгибаемому творчеству – довольно уютно смотрелся в молодежке, где цель тренера не столько в том, чтобы добыть медали, сколько в том, чтобы задать правильный вектор развитию лучших молодых игроков страны. Профессиональный клуб – это совсем другой контекст, тут невозможно, чтобы все игроки были одинаково талантливы, тут невозможно всем запретить играть через подставление в средней зоне. Точнее, тут наверняка будут ситуации, где эти подставления очень понадобятся.
Плюс – первый матч «Торпедо» получился скорее проблемным. Очень много короткого паса, в том числе плохого. Очень много потерь. Очень много отрывов 2-в-1 у соперника – такими темпами Нижний рискует серьезным разгромом от условного ЦСКА. Всем сразу станет неуютно.
Я пока не знаю, какими будут ответы на эти вопросы, но мне нравится, что это все вопросы про хоккей. Что Ларионов своей деятельностью в хоккее мотивирует меня – и некоторых еще людей – обсуждать хоккей. Не власть. Не родственные связи персонажей. Не политические взгляды. А хоккей.
КХЛ находится на такой стадии развития, что мне на самом деле достаточно уже и этого, и я этому бесконечно рад.
«Торпедо», вперед.
Фото: globallookpress.com/www.imago-images.de, Tomi Hänninen; РИА Новости/Алексей Филиппов
Я конечно дико извиняюсь, но что выиграл Ларионов, чтобы можно было его по достижениям в качестве тренера сравнивать с Венгером (человек провел выдающуюся карьеру тренера в АПЛ, с феноминальной стабильностью).
По теме. Многие почему-то автоматически ставят знак равенства между хорошим хоккеистом и хорошим тренером, а ведь это разные профессии. "Абсолютный мировой суперстар" Уэйн Гретцки - напомнить, каким он тренером в Финиксе был? А уж сравнивать с Венгером, ну такое себе. Пока у Ларионова тренера заслуг нет. Контроль шайбы замечательно, конечно же, но на МЧМ уже видели этот пресловутый контроль, максимум за своими воротами. Авансов много навыписывали, но рано ещё огород городить. На словах он ого-го какой специалист, вот давайте и будем поглядеть. Я тоже, как болельщик Торпедо, хочу, чтобы всё получилось. Но меня терзают смутные сомнения. И чем больше я смотрю пресс-конференций с участием нашего руководства, тем больше этих самых сомнений. Я уже не говорю про родню и бывших клиентов в команде.
А по сути, вся нынешняя философия Торпедо упирается только в одно - отсутствие денег. Но все толкают красивые речи про молодёжь и новый вектор развития.
Впрочем, время покажет, как и всегда.
Взяли на минимальный контракт. Какие вопросы?