17 мин.

Драфтовые истории. Вспомним, как всё начиналось

7 - 8 июля, в Монреале, Национальная Хоккейная Лига проведёт юбилейный, 60-й по счёту драфт молодых игроков, многих из которых, а может-быть и не очень многих, мы скоро увидим в составах команд сильнейшей мировой Лиги. Сегодня я предлагаю Вам пройтись по драфтам былым, вспомнить канувшие в историю перипетии прошлого и имена, уже немного подзабытые. А может-быть и узнать что-то новое.

Драфт задумывался для того... Да, собственно, для того он и задумывался, чем в конечном итоге и стал. Его цель - уравнять игровое поле в Национальной Хоккейной Лиге. В "Золотой век" НХЛ, каковым, по праву, в Северной Америке считают "эру оригинальной шестёрки", франшизы Лиги создали на просторах Канады (в большей степени) и США (в степени на много меньшей) обширную, многоуровневую сеть фарм-клубов. Эта сеть включала в себя профессиональные клубы минорного уровня, полупрофессиональные команды, крупные юношеские хоккейные объединения с их ответвлениями в детские организации. Вся эта многоярусная система подготовки игроков находилась на спонсорской дотации клубов-маток, т.е., "той самой шестёрки". Причём, сферы влияния были поделены по региональному принципу - Канаду ( в основном) "контролировали" "Торонто" и "Монреаль", четырём американским командам были отданы на откуп Соединённые Штаты. Целиком. Согласитесь, щедрость канадцев не знала границ. Вы-то, конечно, оценили мой сарказм (благодарю), ведь отлично знаете, что уровень развития хоккея в США в середине ХХ века был далеко не тот, что ныне, хотя, Вы ведь так же помните, что сборная этой страны выигрывала олимпийское золото в 1960-ом (боль и страдания года 80-го оставляем пока в покое). Конечно, и американским клубам "перепадало кое-что с барского стола" канадцев. Любой золотодобытчик расскажет Вам, что в отработанной породе, при повторных промывках, нет-нет да и попадётся самородок, иной раз даже достаточно солидный. Ведь каким-то образом оказались же в "Чикаго" Бобби Халл и Стэн Микита. А ещё раньше из-под носа у "Торонто" ускользнул в "Детройт" Горди Хоу. Горди увели, конечно, во многом из-за того, что Конн Смайт, "кленовый диктатор", находился во время "кражи" в госпитале на излечении после тяжёлого ранения, полученного им на фронте (высадка в Нормандии - я не устану это повторять). Полковник Смайт, безусловно, сумел бы удержать будущего "Мистера Хоккея", он даже судился с "Ред Уингз" из-за него, но... Во многом из-за этого случая "хоу-крадства" Смайт уволил Фрэнка Селки с поста гроссмейстера (Генерального менеджера)... Горди оказался "не закован" спонсорским контрактом, играя на "подконтрольной" "Мэйпл Ливс" территории, чем не преминул воспользоваться Джек Адамс, гроссмейстер и главный тренер "Детройта"... Я, как всегда, отвлёкся от темы. Мы ведь говорим про драфт. Так вот, система спонсорского мотивирования, в результате которой молодые игроки уже в раннем возрасте подписывали достаточно жёсткие, а можно даже сказать - кабальные контракты, не могла устраивать руководство Лиги. В 50-е годы бизнес-траектория развития НХЛ начала принимать несколько иное, чем раньше, направление. Телевизионные компании начали выходить на ведущие позиции по ассигнованию средств в основные спортивные лиги. А, как известно, кто платит, тот и имеет приоритет в "листе заказов". Если с канадским хоккейным рынком было всё достаточно ясно - жителей "страны кленового листа" абсолютно устраивали разборки за первенство между "Канадиенс" и "Мйпл Ливс", со второстепенным вмешательством в них (в разборки) соседей с юга, то в Штатах этот сценарий продавался уже не столь успешно. Нет, телевизионные магнаты не давили на Кларенса Кэмпбелла, президента НХЛ - не тот это был человек, на которого можно было давить. Кэмпбелл сам отлично понимал, в чём будущее Лиги - как профессионального и успешного объединения. Лоббирование идеи драфта исходило как раз от американских команд, в рядах которых определился лидер по данной тематике. За четверть века существования "оригинальной шестёрки", "Нью-Йорк Рейнджерс" 18(!) раз не выходили в плей-офф. Другими словами - они 18 раз за 25 лет занимали одно из двух последних мест. Представляете тщетность. Чарльз Долан, владелец контрольного пакета акций "Мэдисон Сквер Гарден" (MSG-III), а также мажоритарный владелец "Рейнджерс" и баскетбольных "Никс", помог Кэмпбеллу продавить через истеблишмент "Торонто" и "Монреаля" (а они не на шутку противились) проект с драфтом.

Кларенс Кэмпбелл. Между прочим - официальный представитель Канады на Нюрнбергском процессе.

В первые годы своего существования драфт не выглядел инструментом, способным выровнять крен, который был допущен в сторону канадских франшиз. Это, собственно, было не мудрено, так как большинство молодых игроков имели на руках те самые "спонсорские контракты" и получали некие стипендии, которые обязаны были отработать в команде-спонсоре. Во время обсуждения деталей процедуры драфта, "Монреаль", пользуясь своим привилегированным положением сумел добиться для себя преференции - "Канадиенс" заимели право забирать себе двух лучших франко-канадских хоккеистов не используя драфт.

Драфт 1963 года.

Итак, на первый "драфт приобретённых прав юниоров" (таким было официальное название), состоявшийся 5 июня 1963 года, выходили 15 - 16-летние хоккеисты. Порядок выбора на драфте определялся так - первой выбирает худшая команда, последней - обладатель Кубка Стэнли, порядок выбора остальных четырёх определялся жребием. Было запланировано 4 раунда. Контракты с выбранными игроками должны были заключаться при достижении ими 18-летнего возраста. Любительская команда, игрок которой был задрафтован, получала за него 2 тысячи долларов от команды совершившей выбор. Регламент какой-никакой написан, всем всё, вроде, понятно, можно начинать. "Канадиенс" ничего не желали пускать на самотёк, они добились и того, что драфт должен был быть проведён на их территории. И вообще - до 1984 года данная процедура проходила исключительно в этом городе. Правда, долгое время никому и в голову не приходило поставить процедуру драфта, как шоу. Более того, до СМИ лишь через несколько дней доводилась информация из офиса Лиги, какой игрок стал собственностью какой франшизы. Первые 10 драфтов прошли в монреальском отеле "Куин Элизабет".

Отель "Куин Элизабет".

Однако... Регламент, так долго устанавливавшийся, начал переписываться сразу, ещё до начала процедуры драфта. "Канадиенс" на первом драфте отказались от своего привилегированного права на "льготный выбор" двух франкофонов. "Бостон", по неведомым мне причинам, отказался от положенного им выбора №1, уступив его "Монреалю". Впрочем, этот обмен "правом выбора", а фактически - это было ничто иное, "Бостону" достался от "Монреаля" выбор №3, не был подкреплён дополнительной бонификацией и в официальные анналы Лиги не вошёл, как обмен выбором, как ценным ресурсом. Гарри Монахан - он никогда не выигрывал Кубок Стэнли, он не брал индивидуальных призов, но он вошёл в историю Лиги, как первый игрок выбранный на драфте. Будет много звёзд - ярких и не очень, будет множество легендарных, будут сотни просто "овеянных славой", но №1 драфта всех времён и народов - это Гарри Монахан.

1974-75 Garry Monahan Vancouver Canucks Game Worn Jersey
Гарри Монахан в составе "Ванкувер Кэнакс". Сезон 1974-75.

Он отыграл за 5 команд в 12 сезонах в Лиге. Выступал, в основном, на позиции левого вингера. В 1975 году, играя за "Ванкувер", забросил первую шайбу франшизы в плей-офф. Что ещё? В том же, 1975-ом, всё так же, играя за "Ванкувер", получил в контрольном матче травму "следующего содержания" - упав, глубоко порезал ногу о каркас ворот и выбыл на долгое время. Пришлось даже делать срочную операцию. Через несколько лет подобную травму получил Марк Хоу из "Хартфорда", что побудило Лигу пересмотреть конструкцию ворот. Это, по большому счёту, всё интересное, что можно рассказать об этом хоккеисте. Как, собственно, о подавляющем большинстве тех, кто был выбран на том, самом первом в истории Лиги драфте-63. Всего был выбран 21 игрок (13 нападающих, 7 защитников, позиция одного (Билл Косбурн) осталась загадкой, вратари на первом драфте не выбирались). "Ред Уингз" выбирали только в двух раундах, "Блэк Хоукс" - в трёх (откуда и появилось число - 21 выбранный). Из этих 21-го до НХЛ добрались лишь пятеро. И всё же, был среди этой пятёрки и игрок "звёздного уровня". Пит Маховлич, ушедший под №2 в "Ред Уингз". Болельщики со стажем, безусловно, помнят Пита, как участника Суперсерии-72 или, как говорят канадцы, саммита-72. К тому времени Маховлич-младший (Вы ведь помните про старшего брата Пита, Фрэнка(?)) уже несколько лет выступал за "Канадиенс".

Пит Маховлич.

На "Монреаль" приходятся "золотые годы" Пита. С этим коллективом Маховлич выиграл 4 Кубка Стэнли, что, безусловно, не мудрено, учитывая тот уровень доминирования "Канадцев" в Лиге в те годы. Между прочим, оппонентом (вернее, правильно говорить - одним из оппонентов) Пита Маховлича по трейду из "Детройта" в "Монреаль" был как раз Гарри Монахан. Вот такое пересечение на транзакционном пространстве №1 и №2 драфта-63. Под №3 был задрафтован, кстати говоря, тоже интересный персонаж. Он не провёл в НХЛ ни одного матча. Да он в других-то лигах почти не играл. На просторах интернета я не нашёл ни одной его фотографии. Просто человек-фантом да и только. А между тем - человек был. Да что там был - он и сейчас проживает в канадском городке Ватерлоо, агломерации Китчинер. Зовут его Орест Ромашина. Отчего такая фамилия? Точно не знаю, но могу предположить, что когда в трёхлетнем возрасте, в 1949 году, мальчик с матерью приехал в Канаду, то родительница в иммиграционных документах писала свою фамилию, как положено - в женском роде. Не мудрствуя лукаво, чиновники закрепили фамилию матери и за мальчиком ничего не сокращая. Орест Ромашина (или Ромашин) родился в 1946 году в Германии, в "западном секторе оккупации". Несколько раз я натыкался на утверждение об "украинских корнях" его родителей, хотя ничего более конкретного не встретил, а фамилия, как Вы можете убедиться, вполне себе русская. Глава семейства, на момент рождения Ореста, уже жил и работал в Канаде, куда, как я уже сказал, в 1949-ом перебралась вся семья. Ромашина с детства был страстным болельщиком "Брюинз". Играл с молодых лет в команде городка, в котором жил - Нью-Гамбург. Его детский тренер был хорошо знаком с Милтом Шмидтом - гроссмейстером "Брюинз". Он и попросил Шмидта за Ореста. Можно даже, пожалуй, говорить о протекционизме.))) Но о Ромашина (как теперь склонять-то эту фамилию) я вспомнил вовсе не как об игроке, первым выбранном на драфте "по блату", отнюдь. На момент драфта Орест Ромашина ещё не был гражданином Канады, каковым станет лишь достигнув 18-летнего возраста, уже будучи студентом университета Ватерлоо. А на момент драфта он был гражданином Германии. Так что, имеем все основания считать Ореста Ромашина (или Ромашину(?)), первым европейцем выбранным на драфте. Сверх 2000 долларов, которые "Бостон" заплатил "Нью-Гамбургу", "Мишки" ещё персонально заплатили Оресту 300 "зелёных" - "мзда" чистой воды, особенно если учесть, что легенда "Бостона" Милт Шмидт сам был, как не трудно догадаться, этническим немцем. "Брюинз", на сезон 1963-64, отправили Ромашина в свой фарм - "Ниагара фаллс", но там он не произвёл впечатления, хотя, вместе с командой, и стал чемпионом ОХА - юниор. Далее Орест в "серьёзный хоккей" не играл, а закончив университет, всю сознательную жизнь отработал в школе учителем и заместителем директора.

Драфт 1964 года.

Порядок выбора на втором драфте был таков - команда, выбиравшая год назад первой, т.е., "Канадиенс", опускалась в самый низ, остальные поднимались на одну ступеньку выше. Иные правила остались прежними. "Монреаль" вновь не стал пользоваться своим правом драфтовать вне очереди уроженцев провинции Квебек. Да и вообще, забегая вперёд, скажу, воспользовались этим правом они лишь однажды, в 1968-ом году, выбрав вратаря Мишеля Плассе. На этот раз никто не пропустил очередь своего выбора, т.е., заполнены были все 24 вакансии. И хоть, скажем прямо, по количеству заигравших в НХЛ талантов драфт-64 не на много превзошёл драфт-63, на этот раз в сетях гроссмейстеров заячеилась "крупная рыба". Одна. Но какая! Это одна из ярчайших звёзд плеяды НХЛ. Возможно, это лучший вратарь из всех, кто когда-либо выступал в Лиге. Речь идёт о Кене Драйдене.

Кен Драйден в своей классической стойке.

Безусловно, то что Драйден дошёл до драфта, не подписав "спонсорский контракт" в раннем возрасте, это результат его решения отложить хоккейную карьеру в пользу получения образования. Выбор Кена, кстати говоря, создал прецедент, которым будущие поколения гроссмейстеров активно пользовались, пользуются и будут пользоваться. Я имею ввиду ресурс под названием "права на игрока" и их обмен. Драйдена, на самом деле, был выбран "Бостоном" под общим №14 в третьем раунде - вратари очень редко уходят под высокими номерами и Драйден тому не исключение. Далее официальная версия выглядит следующим образом (она выглядит, как ода тонкому расчёту гроссмейстера "Канадиенс" Сэму Поллоку, назначенному на этот пост всего за два месяца до драфта). Поллок знал, что "Брюинз", чей выбор в раунде был выше выбора "Монреаля", будут брать Драйдена в третьем раунде, но он так же знал, что они проявляют интерес к Гаю Аллену и намеренно, для обмена, перехватил того во втором раунде. Ну, а затем команды обменялись правами - "Монреаль" стал владеть правами на Кена Драйдена, а "Бостон", соответственно - правами на Гая Аллена. Впервые произошёл обмен правами на задрафтованных хоккеистов. Действительно, игра Поллока выглядит гроссмейстерской, если не видеть весь драфт-лист 1964 года. Дело в том, если "весь списочек" не делить на раунды, то получается, что Аллена "Монреаль" задрафтовал под №12, а "Бостон" Драйдена, как уже говорилось, под №14. В чём хитрость? Можно было спокойно... Что случилось, то случилось. Шестикратный обладатель Кубка Стэнли, пятикратный обладатель "Везины", но что лично меня больше всего поражает - единственный в истории Лиги игрок, выигравший "Конн Смайт Трофи" раньше "Колдер Трофи". Опять же, "болельщики со стажем" помнят суперсерию... Кен играл недолго на высшем уровне - всего 8 сезонов, в том числе дебютный сезон 1970-71, в котором пропустил практически всю регулярку. Кен Драйден - первый игрок выбранный на драфте, избранный по окончании карьеры в Зал хоккейной славы.

А первым на драфте-64 был выбран "Детройтом" Клод Готье, так и не сыгравший в Лиге ни одного матча. Как, впрочем... Вообще, на шесть игроков, выбранных в первом раунде 1964 года приходится в общей сложности лишь 3 матча в НХЛ. Все их провёл Том Мартин, выбранный "Торонто" под №5. Всего из 24 выбранных в 1964 году игроков в Лиге сыграли 9.

Драфт 1965 года оказался, пожалуй, наименее интересным из всех состоявшихся и, думаю, останется таковым навсегда. Было выбрано всего 11 игроков, причём, 1 достался команде... не из НХЛ. Обо всём по порядку. Произошли некоторые изменения в правилах драфта. Теперь к процедуре допускались игроки, которые не имели "спонсорских контрактов", это само-собой, но и которым на момент окончания следующего сезона должно было исполниться 18 лет. Изменился и возрастной лимит возможного заключения контракта с выбранным игроком - он вырос до 19 лет. "Бостон" в очередной раз решил уступить право первого выбора, в пользу "Рейнджерс", вернув это право через год. "Торонто" в драфте практически не участвовал, пропустив все раунды. Также, первый и последний раз в истории драфтов, в выборах участвовала франшиза из другой лиги. Команды Западной хоккейной лиги, Американской хоккейной лиги и Центральной профессиональной хоккейной лиги получили право, выбирая после команд НХЛ, выбрать в общей сложности по три игрока (по факту, был выбран лишь один хоккеист). Было, как обычно, запланировано 4 раунда, но, видимо из-за скудности выбора (ну, а из-за чего же ещё), всё закончилось в третьем раунде на №12, причём под этим номером выбор сделали "Питтсбург Хорнетс" из АХЛ. Из всех избранных лишь двое добрались до НХЛ. Тем не менее, один из них - Пьер Бушар, выиграл с "Монреалем" 5 Кубков Стэнли.

Пьер Бушар.

Пикировки типа - "да все, кто в то время попадал в "Монреаль" выигрывал Кубок Стэнли" - не принимаются. Во-первых, нужно было попасть в "тот "Монреаль", во-вторых - закрепиться там, ну, и дело за малым - выиграть "чашку".

Драфт 1966 года прошёл раньше всех остальных, состоявшихся на сегодняшний день драфтов, имеется ввиду календарная дата - 25 апреля. Он состоялся между первым и вторым матчами финала Кубка Стэнли, проходившего в те же дни в Монреале. "Бостон", уступившие год назад "Рейнджерс" №1, сейчас вернули себе право первого выбора. По ходу завершавшегося сезона 1965-66 произошёл первый трейд, в котором драфт-пик фигурировал, как платёжное средство. Трейд состоялся между "Ред Уингз" и "Брюинз", пик достался "Мишкам", реализован он был выбором Стива Аткинсона в первом раунде под общим №6. Все 24 возможных выбора были осуществлены. Впервые более половины выбранных, 14 человек, достигли НХЛ. Самый известный из избранников, безусловно - Брэд Парк, задрафтованный "Рейнджерс" под №2 - будущий член Зала хоккейной славы.

Брэд Парк.

До 3 тысяч поднялась компенсация любительским командам за игроков, выбранных на драфте.

Cours Mont-Royal 29.JPG
Отель "Маунт Роял".

Да, вот ещё момент, возможно кому-то покажется интересным. Первый и единственный раз драфт прошёл в отеле "Маунт Роял".

В драфте 1967 года впервые приняли команды расширения. Они выбирали перед "оригинальной шестёркой". Но главное было не в этом. Призывной возраст драфтуемых хоккеистов повысился сразу с 18 до 20 лет. На 11 последующих лет этот момент станет одним из главных предметов жарких споров внутри Лиги. А на драфт-67 увеличенный возрастной ценз повлиял следующим образом - вроде, число команд увеличилось в два раза, но в трёх неполных раундах было выбрано лишь 18 человек. Попробовали свои силы в Лиге лишь трое. Впервые, под общим №12 был выбран игрок из США - Гэри Вуд был задрафтован "Калифорнией Силз". Задрафтованным в 1967 году игрокам, команды могли предложить контракт в любое время.

На драфте 1968 года был задуман регламент, призванный, в конце концов, уравнять шансы команд. Была отменена ротация, которой команды руководствовались с 1963 года. Теперь №1 получала худшая команда Запада, №2 - худшая команда Востока, затем выбирали "западники" от худшей к лучшей, и завершали всё "от худшей к лучшей" восточные команды. Так было задумано. Однако, "Монреаль" решил реализовать своё право на выбор двух игроков франко-канадского происхождения. Кроме того, обмен порядками выбора нигде не регистрировался, зачастую эти договорённости носили лишь устное содержание. Как результат - оказалось, что №1, который должен был принадлежать "Окленду", оказался собственностью всё того же "Монреаля". Таким образом, в 1968-ом году первые три выбора первый и единственный раз оказались в руках одной команды. Больше ничем примечательным этот драфт не отметился.

Драфт 1969 года вошёл в историю, как первый "современный драфт". На него не влияла архаичная система спонсорства, которая уходила в историю. Любой игрок, родившийся до 1950 года имел право быть выбранным на нём. Сама процедура стала именоваться - "универсальный любительский драфт НХЛ". Более того, теперь даже европейские игроки (выступающие в Европе) могли быть выбраны на драфте, правда с оговоркой - национальные федерации должны были выдавать командам-драфтёрам разрешение на их подписание. "Сент-Луис" оказались готовыми рискнуть и выбрали в шестом раунде под общим №66 финна Томми Салмелайнена. Это, повторяю, был первый европеец, драфтовавшейся в европейской лиге (в НХЛ он так и не заиграл). Порядок выбора был определён по схеме существующей и по ныне - первой выбирает команда, занявшая последнее место чемпионате, №2 получал клуб, занявший второе место с конца и т.д.. Это был последний драфт, на котором "Канадиенс" могли воспользоваться своим правом выбирать двух игроков франко-канадского происхождения (и они им воспользовались). Команды могли пропускать выборы в любом раунде, но могли "возвращаться" к выбору в следующих раундах. Лимита на количество выбранных игроков не было, драфт заканчивался после того, как все франшизы "удовлетворяли свои потребности". За каждого, из первых 72 задрафтованных, полагалась компенсация - 3 тысячи баксов, за 12 последних - 2 тысячи. Все деньги перечислялись Канадской любительской хоккейной ассоциации.

На этот раз в списке выбранных оказалось много тех, кто в будущем оставил свои имена на скрижалях Лиги. Это и задрафтованные "Монреалем" Режан Уль и Марк Тардиф, и выбранный "Рейнджерс" Андре Дюпон, и первый русский хоккеист в НХЛ Иван Болдырев (отец Ивана был русским), я писал о нём в прошлом, и подписчики этого блога имели возможность с ним познакомиться, а для тех, кто ещё не подписан (намёк понятен?))), даю ссылку (https://www.sports.ru/hockey/blogs/2968412.html) И, конечно, невозможно не упомянуть о двух ярчайших личностях, выбранных на том драфте - это №17 Бобби Кларк ("Филадельфия Флайерз") и №51 Батч Горинг ("Лос-Анджелес Кингз").Об этих игроках я тоже уже писал в постах о "Филадельфии" и о "Айлендерс".

Бобби Кларк.
Батч Горинг.

Скажу честно, я не ожидал, что выйдет так "много слов" о драфтах 60-х. Но, как получилось, так получилось. На неделе продолжу, ведь Вы сами понимаете - к самому интересному мы только подошли.

Здоровья, удачи, добра Вам и Вашим близким. До встречи.