«Надеваю налокотники – Харламов с грустью смотрит на них, достает из своего баула фирменные: «Забирай». Типичная судьба хоккеистов в СССР
Нападающий Виктор Оськин – забытый игрок с характерной для советского хоккея судьбой. Он начинал играть в провинциальной морозной Инте, кстати – вместе с будущим олимпийским чемпионом и заслуженным мастером спорта Виктором Жлуктовым. Потом были школа ЦСКА, где он рано проявил себя и уже в неполные 17 дебютировал в основной, «тарасовской» команде; фирменная клюшка, подаренная ему Валерием Харламовым; юниорская сборная СССР и золотая медаль чемпионата Европы. Потом – травма, служба в армии, и – 7 ярчайших сезонов, но уже в провинции, в первой лиге, в саратовском «Кристалле», где он стал одним из лучших бомбардиров, любимцев, легенд, играя в первой пятерке, звучавшей так: Куплинов – Шубинов, Оськин – Корчин – Владимиров.
В каждой советской команде того времени была своя любимая первая пятерка.
Всего 7 запоминающихся лет, и снова – травма, и, потом – забвение.
Мы публикуем главу из книги Станислава Гридасова «Кристальные люди». В книге она была опубликована под названием «Найти крайнего».
Виктор Оськин
Юрий Корчин погиб в 1999-м, Юрий Владимиров тихо живет в Саратове и почти не ходит на хоккей, а Виктор Оськин, правый крайний, возможно, лучшей за всю историю «Кристалла» тройки, пропал разом, по-гусарски, давным-давно, почти 30 лет назад. Ни Владимиров, ни Владимир Феденко, товарищ Оськина по молодежной команде ЦСКА и первым подвигам в «Кристалле», никто другой из ветеранов команды, оставшихся в Саратове или вернувшихся в Москву, не знал его телефона. «Оськин? Давно не слышал. Кто-то говорил, что он работал директором дворца спорта в Электростали, но это было давно».
Я начал искать Оськина в 2012 году. Однофамильные «Кристалл», клуб и дворец, и все спорткомплексы Электростали ничего не знали или давно забыли про директора Виктора Анатольевича Оськина. Интернет упрямо выдавал справки, самая последняя из которых датировалась 1984 годом, пока вдруг не прислал свежую заметку из электронной газеты «Электроугли день за днем», где писалось, что в городе живут «знаменитые хоккеисты братья Оськины, Виктор и Вячеслав». У Оськина был брат? Я и не знал. Делиться со мной телефоном семьи Оськиных коллеги не захотели.
Был и есть, подтвердили мне в администрации Электроуглей и выдали номер мобильного телефона Оськина (как выяснилось, младшего). Несколько недель телефон молчал или был занят (лето, дача, заботы и счастье – дочка рожает!), и вдруг заговорил...
«Батя мой сам коренной москвич. Тогда в Инту со всей страны шахтерские семьи ехали за хорошей работой, ну и северные надбавки, вы понимаете. Мой вот – из Москвы, у него 23 года шахтерского стажа, родители Вити Жлуктова – из Краматорска. Это сейчас на всю Инту только одна работающая шахта, а тогда их было много, и при каждой была хоккейная команда. Мы с братом и Жлуктов играли за 15-ю шахту у тренера Анатолия Степановича Семина, становились чемпионами Коми АССР.
Каждый год мы отдыхали на юге (деньги дома водились, как понимаете), а по дороге заезжали на несколько дней к родственникам в Москву, на Бутырскую. Батя – человек общительный, вот и расскажи во дворе, как мы в хоккей хорошо играем. Ему там и насоветовали: покажи детей в ЦСКА. Сначала брата взяли в ЦСКА – Слава на два года старше меня, – а после седьмого класса, в 1971-м, приехал на просмотр и я. Выхожу на Песчанку, футбольное поле залито, дали мне чужие коньки – но подготовка-то коньковая у меня была получше, чем у московских! У нас в Инте почти круглый год лед, ни с кем делить не надо, катайся сколько хочешь и в любую сторону: 600 километров до Сыктывкара, 400 – до Баренцева моря. Пустили нас тренеры по кругу, ну я и хлопнул всех легко – на полтора круга ближайшего обогнал. Взяли, конечно».
В 1971-м из Инты в Москву переехал и Виктор Жлуктов – поступать в институт. Он старше братьев Оськиных (Вячеслав 1955 года рождения, Виктор – 1957-го, Жлуктов – 1954-го), но в систему ЦСКА попал позже них – в 1973-м, когда Анатолий Владимирович Тарасов призвал его в армию.
В одном из интервью Жлуктов вспоминал, как задели его успехи Оськина-старшего: «Был со мной в одной команде в Инте, а потом вдруг стал здорово играть за юношескую команду ЦСКА. А я-то чем хуже?! Сначала собирался поступать в Куйбышевский авиационный институт, но и хоккей бросать не хотелось. В результате поехал в Москву, сдавать экзамены в МАИ, но с дальним прицелом. Чтобы все-таки попытаться попасть в ЦСКА».
В сезоне-1972/73 19-летний Жлуктов сыграет первые пять матчей за основной состав ЦСКА. На следующий сезон из всей молодежки 1957 года рождения Тарасов выберет для дебюта в ЦСКА нападающих Виктора Оськина и Александра Кабанова.
Оськин рассказывал: «В 17 лет меня начали подпускать к основной команде. Я тренировался со взрослыми, а потом, не переодеваясь, шел работать с молодежкой к Александру Павловичу Рагулину. И так три года. Здоровья у меня было шахтерского – вагон. Ничего не боялся – ни штанги, ничего. Гена Цыганков один раз после тренировки дал мне поджопник – говорит, только попробуй еще раз убежать от меня. Харламов, кумир, на расстоянии локтя – счастье! У меня даже загиб клюшки был до миллиметра как у Валеры. Помню, сидим, переодеваемся рядом, я надеваю налокотники, он так с грустью смотрит на них, потом достает из своего баула фирменные, Jofa, – на, говорит, Витя, забирай. Когда он разбился, я был в Москве. Его машину притащили на хоздвор в ЦСКА, и меня позвали посмотреть. Я отказался, не смог».
Открытка Александра Рагулина
«Кристальные люди». Справка. За три сезона в ЦСКА (1973/74–1975/76) Виктор Оськин сыграл 6 матчей в высшей лиге, стал чемпионом СССР среди молодежных команд и выиграл юниорский чемпионат Европы в составе сборной страны. В декабре 1974-го Оськин и Кабанов ездили с основным составом ЦСКА в турне по Канаде, где провели семь игр против команд Молодежной хоккейной ассоциации провинции Онтарио. В матче против «Лондон Найтс» (5:4) Оськин и Кабанов сыграли в первом звене с Владимиром Петровым – Оськин забросил победную шайбу и отдал одну результативную передачу на Кабанова. Одну шайбу по ходу этого турне забросил и Виктор Жлуктов. Тем не менее канадская пресса обратила особое внимание именно на его игру.
«Кристальные люди». Справка. На этом раритетном видео сохранились кадры турне юниорского ЦСКА по Канаде в феврале 1974 года. Тренерский штаб ЦСКА в этом турне возглавлял Анатолий Фирсов, а в составе команды были и Виктор Оськин, и Вячеслав Фетисов и известные в будущем мастера советского хоккея Александр Тыжных, Владимир Щуренко, Иван Авдеев, Игорь Ромашин, Валерий Евстифеев (который, как и Тыжных, как и еще несколько юниоров были привлечены в ЦСКА на время этого турне из челябинского «Трактора»). В 8 матчах юниоры ЦСКА одержали 6 побед над сверстниками из Канады, один матч завершился вничью, и один был проигран.
«В Канаде попадали на такие команды, что будь здоров. Не помню точно где, но приезжаем, а там коробка маленькая, вообще мышеловочка. Канадцы как начали лупить, мы с Сашкой переглядываемся – один ближний бой, мама родная!
А после Канады случилось вот что. На тренировке играли в футбол на гаревом поле, я столкнулся плечом в плечо с Лутченко и неудачно упал. Приехал домой – все колено распухло. Наутро в ЦСКА сделали осмотр, выкачали всю жидкость – разрыв мениска, операция. Когда восстановился, нога уже не та, перестал попадать в состав. В раздевалке подзывает меня как-то Константин Борисович Локтев: Витя, говорит, так и так, придется тебе дослуживать в Липецке, в СКА МВО. Собираю баул, подсаживается ко мне Борис Петрович Михайлов: «Ну ты как, Вить?» Не знаю, что меня дернуло, я ему и скажи: «Борис Петрович, дорогой, играть хочется, а не на лавке сидеть. Мне все равно, где играть, лишь бы играть!». Он головой покачал: «Зря ты так, ЦСКА – великий клуб». Может, и надо было перетерпеть, не знаю. Таких, как я, перспективных, в ЦСКА много было. А дальше – повезет не повезет».
Заслуженного мастера спорта Виктора Жлуктова, пятикратного чемпиона мира и олимпийского чемпиона, я застал телефонным звонком дома за просмотром матча «Манчестер Юнайтед» – «Арсенал». Ван Перси забил быстрый гол, и Виктор Васильевич отвлекся на воспоминания: «Оськины? Помню, конечно, за одну шахту играли. Вячеслав, как мне кажется, был потехничнее, а Виктор – заметно мощнее, физически очень крепок был. Я с их отцом и потом общался, когда их семья переехала из Инты в Подмосковье, у нас дачи были рядом. В молодежке ЦСКА всегда хватало талантливых ребят, а почему у одних получалось, а у других нет, нюансы решали. Где-то тренерское видение перспектив игрока – вот со мной почему-то Тарасов индивидуально занимался, чем-то я ему понравился. Где-то обстоятельства. Скажем, из моего 1954 года вышли только я и защитник Михаил Ковалев, покойный. Из 1953-го заиграли Волченков и Попов. Из 1955-го – один Боря Александров, кажется. А 1957-й – да, помню, в очень перспективных этот возраст ходил».
«Кристальные люди». Справка. Старший брат Виктора – Вячеслав Оськин (1955) – в основной состав ЦСКА не попал, а после службы в армии в чебаркульской «Звезде» в течение семи сезонов играл за команды второй лиги: тольяттинское «Торпедо» (1976/77–1980/81, 135 шайб), «Кристалл» из Электростали (1981/82, 7 шайб) и липецкий «Трактор» (1982/83).
«После Липецка меня звали в высшую лигу, – рассказывал Виктор Оськин. – <Юрий Иванович> Морозов – в «Химик», а <Игорь Николаевич> Тузик – в «Крылья Советов». С Володей Феденко мы ездили вместе на просмотры, он тоже цээсковский, в одной молодежке играли, с мальчиков вместе росли. Но у меня уже была семья, маленькая дочь, и самое лучшее предложение сделал Саратов. Главное – что <Роберт Дмитриевич> Черенков обещал дать ведомственную квартиру. Приехали мы в Саратов втроем: Оськин, Феденко, Владимиров. А в «Кристалле» уже нет Черенкова, он уехал в «Спартак», и нас встречает новый старший тренер – <Юрий Георгиевич> Очнев. Он сначала нас с недоверием встретил. Не он нас звал, не он нам обещал. Квартиру не дали, зарплата не та, что была обещана. Поиграли мы немного, показали себя, вошли в доверие. И «Кристалл» выделил нам на две семьи одну трехкомнатную квартиру – с Феденко и заселились. А когда он уехал в «Крылья», к нам в центр <тройки> поставили Корчина.
Эх, Саратов! Как забыть... Семь сезонов – как один звездный час. И руководство клуба слово держало, и болельщики любили. На нашу тройку целый обком ходил смотреть! Меня в команде звали «железный». «Трактор» или «Сибирь» – я не смотрел, с кем играть, лишь бы играть. Я и врезать, если надо, мог, только зачем? Помню, стою за воротами «Сибири», вратарь на меня смотрит. Делаю два шага в противоположную сторону, и пока он голову поворачивает, я ему раз – и в пустой угол. Мы же все в тройке небольшого роста были, крутили, вертели, брали хитростью. Как меня Александр Павлович Рагулин в ЦСКА учил: «Витя, че ты носом крутишь, ты головой крутить должен!». И Купа, Куплинов, с настоящим первым армейским пасом, хоть в ЦСКА никогда и не играл. Отдаст – как отрежет, а мы-то убежим, не сомневайтесь.
Почему закончил в 27? В клубе началась напряженная ситуация, а тут еще травма. Меня звали в Энгельс тренировать, просили остаться, но родители уже переехали к тому моменту из Инты в Электроугли, и я решил оставить хоккей и Саратов. Раньше, пока была возможность, с женой и детьми ездил к друзьям на Волге отдохнуть, но давно уже не был. Саратов... Елы-палы».
Олег Дмитриевич Винокуров, проработавший врачом «Кристалла» с 1977 по 1998 год, вспомнил: «Оськина стали подводить суставы. Столько народу тогда заканчивали раньше, чем могли! На операции в Германию и Израиль в те времена не возили, все лечение курсировало только по маршруту Саратов – Москва, а медицина тех лет не обеспечивала должного лечения. Ну и нагрузки советского хоккея. Как говорил Тарасов, если игрок после тренировки не упал на кровать, значит, он и не тренировался вовсе. А кроме того, хоккеист в 27 лет считался уже старым. Тренеры часто думали так: зачем ждать, когда восстановится после травмы возрастной игрок, возиться с ним, когда на каждую позицию уже четверо молодых и голодных в очереди стоят? Оськин? Правый крайний? Да тут таких крайних – вагон».
P.S. Это интервью было взято по телефону в 2012 году. Я еще несколько раз звонил Оськину, приглашал в Саратов, но всякий раз слышал одно и то же: «Саратов? Хоккей? Мне это больше не интересно вспоминать. Я все забыл, отстань, не звони больше». Виктор Анатольевич Оськин скончался 9 октября 2015 года на 59-м году жизни.
«Кристальные люди». Досье. Виктор Оськин, нападающий. Родился 9 марта 1957 года. Воспитанник школы ЦСКА, первый матч в составе которого провел в 17‑летнем возрасте. За три сезона в ЦСКА (1973/74–1975/76) сыграл шесть матчей (одна передача). Чемпион СССР среди молодежных команд 1975 и 1976 годов. Чемпион Европы среди юниорских команд 1975 года. Выступал также за липецкий СКА МВО (1976/77, 28 шайб). Дебютировал в составе «Кристалла» в сезоне-1977/78. За семь сезонов в команде забросил 187 шайб. Рекордсмен «Кристалла» по количеству шайб, заброшенных за один сезон: 50 (1980/81). Завершил игровую карьеру в 27 лет.
Другие главы из книги Станислава Гридасова «Кристальные люди»:
«Кристальные люди: Записки о советском хоккее, сделанные с любовью саратовским мальчиком, мечтавшим стать вратарем и играть как Третьяк или Мышкин: 1947–2017». М.: 5 Рим, 2018
Автор книги – Станислав Гридасов, известный спортивный журналист, основатель сайта Sports.ru, бывший главный редактор журнала PROспорт.
Купить книгу по специальной цене и с автографом автора (подарочный вариант, 1136 страниц, альбомный формат, больше 1000 уникальных иллюстраций), можно, связавшись с автором: Telegram, facebook, VK, Instagram, twitter.
Подписаться на telegram-канал «Гридасов с бородой»
Все фотографии из книги «Кристальные люди».
Могу сразу привести примеры из нашего "Трактора" - Шумаков доиграл до 40, хотя ему пришлось уйти из атаки в защитники. Цыгуров (впоследствии знаменитый тренер) играл до 35+. Белоусов и Макаров-старший закончили с "Трактором" в 34, но... они потом поиграли в "Мечеле" ("Металлург" (Ч) тогда, 1 лига). У меня есть справочник за 198лохматый год, когда им было крепко за 35.
Скажите - это в провинции. Ну ОК. Якушев в Локомотиве играл до 40. Старшинов вернулся в "Спартак" после командировки в Японию в сезоне-77/78 (37 лет). Пашков (но он вратарь, там другие критерии) стал чемпионом мира-78 в 34, а наш Николай Макаров - в 33 (1981).
Васильев и Мальцев (Динамо) играли до 35, видимо надеялись, что Тихонов возьмет их на 4-ую Олимпиаду в Сараево-84. Но Виктор Василич не взял. Даже в ЦСКА играли Викулов ( до 33, потом еще в СКА(Л) пробовал), Кузькин (38), Михайлов (36) и Петров (34, потом пару сезонов в ленинградском СКА). И т.д.
Видимо все-таки все индивидуально.
Не хотел игрок заканчивать, чувствовал силы - играл, может переходя в класс ниже.
Как правило карьера западных звезд дольше, интересней.
Но...
самого принципа "30 есть? Списываем..." в советском спорте не существовало.
Про хоккей я говорил. Можно добавить мастеров первой волны - Бобров (35, а если бы не травмы...), Сологубов (до 40 играл!), Бабич етс.
Круминьш играл до 34 лет в сборной и рижском СКА. Потом не потянул. Но не закончил, а ушел в ВЭФ, и поиграл до 39! Вольнова в 33 Кондрашин взял на Олимпиаду. "Жар" в 35 ездил на Евро!
В футболе тоже были долгожители - Виктор Царев играл до 35 в "Динамо", торпедовец Шустиков до 34, Хусаинов в "Спартаке" до 36 (как и Нетто). Это в 60-70-е! С тем уровнем медицины.
2) Как раз нет. Хамрин в 35 выиграл КЧ-69 с "Миланом", и потом еще долго играл. Г.Мюллер закончил с большим футболом в 33, но еще пару лет попылил в США. Кройф - в 37 закончил, лучшим игроком голландского чемпионата (правда его можно считать переквалифицированным в пз). Говорю жеж - нет системы. Все индивидуально.
3) Говорят, что Лобановский убивал киевлян тяжелейшими нагрузками. Но странно, не только Блохин - Веремеев, Буряк (хотя он ушел из ДК в 32), Бессонов и многие другие играли у него после 30. Заваров в последний раз сыграл у ВВЛ в сборной в 29 (на ЧМ-90), но зато потом во Франции отыграл несколько сезонов.