6 способов работы
Начинаю серию статей о причинах низкого качества визуальных составляющих клубов КХЛ. Их, на мой взгляд, три: это руководство клуба, болельщики и производители; ещё в качестве бонуса будет рассказ о перфекционизме и последователей этого убеждения. Первая часть будет про руководителей, однако для начала необходимо рассказать в двух словах о том, что же такое бренд.
Итак, вопреки общепринятому мнению, бренд — далеко не только логотип. Это комплекс элементов, которые воздействуют на зрителя. В фирменном стиле нет мелочей, а каждая мелочь должна работать на бренд. По этой причине желательно, чтобы фирменным стилем занималась творческая единица: одна компания либо вообще один человек, при этом единицу в любом случае должен контролировать арт-директор клуба. В этом случае возможно создать единый крепкий стиль.
Посмотрите, например, на элементы фирменного стиля Atlanta Thrashers — они все тождественны друг-другу. Жаль, что команды уже нет, они мне очень нравились своим подходом :-(
Создание дополнительных элементов клубу призвано улучшить образ клуба, сделать его узнаваемым, ярким, наполнить своим неповторимым характером. Кроме того очевидно, что чем больше элементов, тем разнообразнее сувенирная продукция и рекламные материалы клуба — сайт, календари, буклеты, карточки игроков, значки, рекламные баннеры и т.д. А это напрямую влияет на доходы клуба.
Как же клубы подходят к этим важнейшим вопросам? Какие у них подходы? Вот некоторые способы:
1. Вообще ничего не делать.
2. Довериться компаниям-производителям хоккейной экиперовки, переложить на них всю ответственность. На деле это означает следующее: в Луч, Каит, Росспорт или ещё какую компанию отдаётся логотип, и в лучшем случае устные указания, как «шоб было».
3. Кинуть клич на форуме болельщиков с призывом сделать то, не знамо что. Часто техническое задание вообще никак не формируется, время конкурса назначается очень-очень короткое. Естественно, победитель получает признание, а также фигу и средний палец. В лучшем случае, абонемент на сезон.
4. Сделать самому что-то. Для этого отлично подойдёт сисадмин или секретарша, или любимый внучатый племянник директора. Инструментами создания продукта частенько выступают Paintbrush и Word; векторный результат, конечно, сохраняется в Corel самой последней версии.
5. Нанять человека, но за пять копеек — цена имеет ключевое значение. Для поиска отлично подходит место freelancer.ru, где можно найти кучу отчаявшихся ребят, готовых работать в убыток себе. О фирменном стиле речи не идёт: умелец сдаёт один только логотип и сваливает навсегда. Важный момент: фрилансер практически всегда не в «хоккейной теме», и ему, в общем-то, плевать на результат.
6. Нанять творческую единицу (агенство, студию, специалиста) на достойных условиях. Довериться ей, считаться с её мнением, а в идеале — предложить полную свободу действий. Раз за разом проделывать работу, постепенно улучшая результат.
Я бы хотел попросить рассказать, как ваш клуб подходит к вопросам своей айдентики, указать соответствующий пункт (если вдруг нужного пункта не окажется, предложить свой). От себя могу добавить, что в «Атланте» исповедуют 6-й способ. Я очень признателен нынешнему директору клуба Андрею Веревко, а так же бывшему директору Леониду Вайсфельду за доверие и свободу: именно эти условия стали хорошей почвой для рождения наплечного логотипа, фирменного шрифта, использования леттеринга в качестве основного логотипа, а так же многих-многих мелочей, которые были с успехом внедрены.
Вердикт
Я уверен — для того, чтобы быть на равных с НХЛ или даже выше, нужно работать только на 6-м уровне. Первые 5 ни к чему не приведут, и глупо ждать от них какого-то результата. В лучшем случае они нейтральны, а в худшем деструктивны. В общем, выбор за руководителями.
Фото анонса: ХК «Атлант» (Андрей Горбунов и Татьяна Белянова)
Я вот тоже не могу понять ту же Кузню или Авангард, к примеру... Если бы в Омске, нарисовали Ястреба в красно-черно-белой расцветке, агрессивного и в хорошем ракурсе, все бы болелы вмиг помяняли свои майки с невнятной буквой А... Той же Кузне, при том что сложно обыграть их название, можно какую-нибудь зверюгу на майку наклеить, вместо убогих шайбы с буквой...
Вот Трактору повезло, ни копейки ни за что не платили, получили медведя на Шпенглере, видать швейцарцам Трактор срисовывать в лом было, вот и эмблема ни с того, ни с сего появилась :))) Щас советские шестеренки и молнии не вспоминаются уже, хотя смысл названия медведь, конечно и не отображает.
а вообще - однозначное возвращение к истокам. за основу эмблемы - трактор начала 90х, с учетом современных тенденций и реалий. за основу наплечной эмблемы можно взять эмблему бронзового 77го - треугольная Т в круге. круг заменить на шестеренку.
форма однозначно черно-белая. красный цвет в форме оставить (в тех же пропорциях что и сейчас. или уменьшить чуток.) - как дань бронзе 77го. традиции нужно беречь. ;)))
по возможности вернуть желтый цвет место серого. тут канеш вот вопрос возникает - как он будет гармонировать с красным. хотя при дисгармонии отказаться от красного в пользу желтого. ибо эмблемы вижу в черно-желтых тонах. красными сделать шлемы игроков.
ну и замутить шрифт соответствующий - индустриально-брутальный. :))) на нем смастрячить леттеринг. опять же в черно-бело-желтых тонах.
в общем как-то так. моя чистая имха. :))))
достаточно посмотреть на оф.сайт Трактора,чтобы понять,что фирменный стиль,для них это чуждо!
в клубе,люди,не имеют,даже элементарнейшего понятия о бренде,цветах команды и тем более о фирменном стиле!!
жалкое сборище,далеких от хоккея людишек,невесть,каким образом,попавшие на работу в клуб!
во-первых посмотрите на лого Трактора на оф.сайте-это адовый ад,а не эмблема!
во-вторых,пресс-служба с ослиным упрямством утверждает,что цвета Трактора черно-белые,хотя весь хоккейный мир видит,что Трактор ЧЕРНО-КРАСНО-БЕЛЫЙ!!
в нашем хоккее,черно-белые,это только линейные арбитры матчей!
в-третьих,этот лже-логотип с сайта Трактора,как зараза распостранился повсюду,на сувенирную продукцию,на программки к матчам,на прочую аттрибутику клуба и даже на самой Арене-Трактор,присутствует не настоящий логотип команды!
такое чувство,что работники клуба,не знакомы,с такой функцией,в компе,как копирование!!!
сравните лого Трактора на форме команды и лого на сайте Трактора!!!
вот где АД!!!
предлагаю заглянуть в интернет-магазин Трактора и посмотреть,что они впаривают болельщикам под эмблемой Трактора!просто ужас!!!
в НХЛ,за это бы давно засудили,а у нас и так сойдет....
видимо,за то что у Трактора,лучшая хоккейная школа в мире,небеса,послали нам вот таких вот,самых худших,работников в клуб,для природного баланса,наверное....