7 мин.

Прославленные номера в хоккее

№3. Часть 1

Добрый день дорогие друзья! Сегодня открываем игровой номер 3 и начать я его хочу с прославленного советского защитника богатырского телосложения, человека который ковал свои победы в послевоенное время.

Эдуард Иванов

Эдуард Иванов родился 25 апреля в 1938 года в Москве в семье обычных рабочих. С детства любил заниматься спортом, как и все мальчишки, гонял футбольный мяч, играл в теннис, немножко в баскетбол. Впервые с хоккеем познакомился на стадионе "Юных пионеров", рядом с которым жил. Тренировочным процессом занимался Владимир Блинков. Это был удивительный человек, в тот момент ему было около 60 лет и он один занимался и с мальчиками, и с юношами, и с молодежной командой, и с мужской. И именно он дал юному Иванову путевку в его хоккейную жизнь. В те времена в СССР был очень развит русский хоккей (хоккей с мячом) и Иванов именно с него и начинал. Когда в страну пришел хоккей "канадский", то многие из русского хоккея перешли в канадский и стали задирать оставшихся игроков в русском. "Мы, мол, играем в настоящий хоккей, а вы - невесть во что". Однако время все расставило на свои места. И когда Иванов переходил играть в канадский хоккей, он уже был подготовлен. Встретившись на хоккейной коробке с недавними задирами, команда Иванова просто разделала их под орех. Как он после вспоминал: "Они едва ползали в своей коробке, а мы перешли с больших полей, катание у нас было намного лучше, а скорость - несравнимо выше". Спору о превосходстве одного хоккея над другим был положен конец.

Эдуарду Иванову повезло, его заметил тренер воскресенского "Химика" Николай Эпштейн. Химик в те годы свои тренировки проводил на стадионе "Юных пионеров" и Эпштейн наблюдал за игрой юного Иванова. Он ему приглянулся, и в один прекрасный день 1955 года пригласил его в свою команду. Первый сезон он отыграл в центре нападения, а накануне следующего Эпштейн оценив неуступчивость в борьбе, характер, цепкость при отборе шайбы, решил попробовать поставить его в защиту. И Иванов прижился.

Отыграв два сезона в Химике, ему 19 летнему парню вновь поступило предложение. На этот раз его пригласил главный тренер московских "Крыльев Советов" Владимир Егоров. "Крылышки" тогда были очень сильной командой, ее игроки обороны входили в первые и вторые сборные. Иванову было боязно, а вдруг не справится, не заиграет. Переход в "крылья", это повышение в классе, совсем другая игра и ответственность. И все-таки после мучительных колебаний он решился. Его определили в пару с выдающимся защитником Альфредом Кучевским, с ним он отыграл 5 лет пока не перешел в ЦСКА. Играя в "крыльях" он не затерялся и взял свои первые медали в чемпионате, команда занимала вторые-третьи места.

Вскоре талантливого оборонца заметили в главном клубе страны, московском ЦСКА и приглашения не заставили себя ждать. У Иванова как раз был призывной возраст и по сути армейцы могли надавить на этом, но у него была бронь, освобождающая от воинской обязанности и он не горел желанием переходить в ЦСКА, хотя понимал, что рано или поздно все таки придется. Два года ему удавалось отказывать именитому клубу, но в 1962 году сам Анатолий Тарасов пригласил Иванова к себе домой и поговорив по душам все таки уговорил его. Перейдя в ЦСКА его поставили в пару только, что пришедшему почти вместе с ним Александру Рагулину, а в нападение играли Константин Локтев - Александр Альметов - Вениамин Александров. Поначалу взаимосвязи между защитой и нападением не было, каждый выдвигал свою теорию игры, но спустя месяц ребята обтесались и превратились в грозную пятерку способную между собой играть в слепую. Почти каждое большинство было ими реализовано, а играя в меньшинстве, соперник просто не мог отобрать у них шайбу две минуты. К сожалению данная пятерка поиграла не долго, около двух сезонов. Локтев закончил игровую карьеру и перешел на тренерскую работу, помощником Тарасова, Альметова с Александровым распределили по другим звеньям. А Тарасов стал наигрывать молодежь, была создана новая тройка: Викулов - Полупанов - Фирсов, к ним то и добавили Иванова с Рагулиным.

Перейдя в ЦСКА вызовы в главную команду страны начались постоянными. Последнее золото на чемпионате мира сборная СССР брала в 1956 году, с тех пор шесть лет не были чемпионами. И вот в 1963 собирается по сути обновленная молодая команда в составе с Ивановым, Рагулиным, правда как вспоминал сам Иванов, ехали на чемпионат не думая о медалях, просто сыграем как умеем, покажем свой хоккей. Начало чемпионата выдалось обескураживающим: первый же матч со шведами проиграли со счетом 1:2, но это было единственное поражение. В остальных матчах сборная СССР победила. Особенно напряженным выдался последний матч с канадцами, оставшись за минуту до конца матча втроем, ведя в счете 4:2, сборная усилиями Иванова, Рагулина и Старшинова сумела выстоять и победить. Сборная СССР в третий раз в истории стала чемпионом мира, а защитник Иванов впервые на шею надел золотые медали чемпионатов мира.

Интересный случай произошел с ним когда он отправился на Олимпийские игры 1964 года в Инсбрук. Сборная СССР выиграла все свои матчи и стала Олимпийским чемпионом. И когда оргкомитет олимпийских игр стал распределять индивидуальные награды, то приз лучшему вратарю отдал канадцу Сету Мартину, лучшим защитником был признан чехословацкий игрок Франтишек Тикал, а лучшим нападающим стал капитан сборной СССР Борис Майоров. Однако наставники нашей команды Аркадий Чернышёв и Анатолий Тарасов не согласились с такой оценкой и попросили организаторов позволить им самим выбрать лучшего советского форварда. И те неожиданно согласились! После этого тренеры посовещались с хоккеистами и вместе решили, что больше всего награду заслужил защитник Иванов. Таким образом защитник Иванов получил приз лучшего нападающего. Кстати на том турнире он забил 5 шайб. Далее у него было еще два успешных чемпионата мира 1965 и 1967, он вновь со сборной выиграл золотые медали чемпионата и готовился к своей второй Олимпиаде 1968 года, но не состоялось. Из-за частых нарушений спортивного режима его отчислили сначала из сборной, а затем и из ЦСКА. В ЦСКА его посадили в запас, играть почти не давали и Иванов не вытерпев высказал: "Не нужен - отпустите". Но не тут-то было, из армии так просто не уйдешь. И в 1967 году в возрасте 29 лет его отправили в СКА МВО. Об этом периоде его карьеры особо говорить нечего, единственное на него был спрос от других грандов советского хоккея. Его хотели видеть и в Динамо и в Спартаке, даже Спорткомитет обещал вопрос с армией утрясти, но Иванов отказался, а в 1970 и вовсе закончил игровую карьеру.

После окончания карьеры игрока работал в спортклубе МВО, отвечал за формирование команд по нескольким видам спорта на первенство Вооруженных сил. С 1979 на протяжении девяти лет, вплоть до 1988 года, занимался с детьми в качестве начальника ДЮСШ ЦСКА. По признанию самого Иванова, главным своим открытием считает привезенного из Хабаровска будущего олимпийского чемпиона, члена "Тройного золотого клуба" Александра Могильного. Уже в 90-е годы подполковник в отставке Эдуард Иванов работал заместителем президента ветеранского движения и своего близкого друга Александра Рагулина.

Скончался 15 января 2012 года в Москве.

Его достижения:

Заслуженный мастер спорта (1963), В 1955-1957 годах - в "Химике" (Воскресенск), в 1957-1962 - в "Крыльях Советов" (Москва), в 1962-1967 - в ЦСКА, в 1967-1970 - в СКА МВО.

Чемпион СССР 1963-1966 годов, второй призер 1958, 1967, третий - 1959, 1960. В чемпионатах СССР- 294 матча, 40 голов.

Обладатель Кубка СССР 1966, 1967. Чемпион мира и Европы 1963-1965, 1967 годов. Олимпийский чемпион-1964.

В первенствах мира, Европы и на Олимпийских играх - 29 матчей, 12 голов.

В 2003 году игровой свитер Эдуарда Иванова с номером 3 вывешен по своды арены ледового дворца спорта ЦСКА.

17 февраля 2014 года принят в Зал славы отечественного хоккея.