Воспитанники Счастливого. Хоккей в Иркутской области
От редакции Sports.ru: это пост пользовательского блога «Периферия» – лучшего российского блога о любительском региональном хоккее. Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы интересные сюжеты о путешествиях Дмитрия Крюкова появлялись чаще в вашей ленте.
Сразу было ясно, что это будет одна из самых непростых для написания статей блога «Периферия», потому что сколько о матчах ни пиши, сколько ни посети, все равно сталкиваешься с необходимостью как-то объяснить Иркутскую область, а это реально сложно. Один из самых нетривиальных для трактовки регионов. Поэтому в этом тексте, если мерить его по названию книги «Россия через хоккей», России в каких-то фрагментах будет побольше, чем хоккея.
В 2012 году «Ведомости» сообщили, что по итогам некоего исследования жители Братска меньше всего в России довольны своей жизнью (если брать крупные города). Понятно, что исследования такого рода часто высосаны из пальца, но около Братска действительно витает такой мрачноватый флер. Если меня спросят, где сейчас в России небезопасно или грустно, я тоже, пожалуй, назову Кызыл, Братск и Читу.
Братск – это во многом заповедник 1990-х. И хороших, и плохих сторон тех времен. «Перекресток» и «Пятерочка» в Братске есть, но это не те, привычные остальным «Перекресток» и «Пятерочка», а небольшие частные магазинчики. Киосков по-прежнему много. О победе торговых сетей тут возвещает разве что гордо стоящий невдалеке от центрального рынка куб «Ленты».
Когда я думаю, почему так вышло, меня больше тянет не столько к экономике, столько к философии. Братск и окрестности за короткий период в несколько десятилетий претерпели слишком много изменений. Гигантские стройки, множество приехавших из других регионов, затопление водохранилищем деревень с привычным укладом жизни. И дело даже не только непосредственно в большой воде. Иркутская область в советские времена ведь была одной из главных индустриальных надежд страны. БАМ, Ангарск, Братск, Усть-Илимск. ГЭС, заводы, комбинаты. Из деревень все со страшной силой поехали в города.
Лет через пятьдесят, может, все и устаканилось бы, но пятидесяти лет у этого региона не было. Перестройка, развал Союза, кризисы. Вот и получается, что с одной стороны, у этих городов и городков почти нет истории, с другой – отсюда почти некуда ехать. А куда ехать? Москва слишком далеко. Столица региона Иркутск? Можно, но зачем?
При этом для жителя нашей страны, как водится, чем сложнее, тем лучше. Местные жители крепкие и научились полагаться только на себя. Ищут новые ценности. Вот, в Братске шикарный театр, куда я в перерыве между хоккейными матчами сходил. Театра в блоге «Периферия», кажется, еще не было.
Вообще Иркутская область велика, тут много всего. Байкал, разумеется, который надо отстоять от загрязнения и застройки. Истоки великой реки Лены и не менее великая река Ангара. Станция Зима, место рождения Евгения Евтушенко. Я как-то всегда не очень серьезно к нему относился, а после прочтения книги «Старая Рында» радикально передумал. Если бы хип-хоп изобрели тогда, он был бы король хип-хопа. Человек с удивительным чутьем на актуальное и очень зорким глазом. Стадионы собирал по делу.
В каждом втором городе улица Мечтателей. Главные улицы – не только Ленина, но и местных героев гражданской войны, о которых вы наверняка ничего не знаете (Павлин Виноградов, Каландаришвили). Много мелких боевитых собак, которые, видимо, только с такими пропорциями выжить тут и в состоянии. И НХЛ тут днем показывают, что для гостя из Москвы непривычно.
– Большой у нас регион. Последние годы чемпионат области проводить было крайне тяжело. Он и загнулся из-за расстояний. Играли мы, Тулун, Усть-Илимск, Усолье и еще пара команд, – говорит председатель Федерации хоккея Братска Алексей Коронатов. – Остальным ездить не было просто никакого смысла.
Так и играют распределенно. Ночная лига в области небольшая – команд восемь. Иркутск играет сам, остальные тоже сами создают лиги и отдельные турниры, на которые как могут съезжаются по очереди. Сегодня мы к вам, завтра вы к нам. Некоторые такой режим не осиливают – я следил вконтакте за забавной командой из поселка Квиток, но в этом сезоне они перестали собираться.
Основной хоккей тут – до сих пор с мячом. В дни моего визита в Иркутске проходит чемпионат мира в группе Б, в конце марта – основной, в группе А. Рекорды посещаемости хоккея на открытом воздухе как раз и связаны с командой, ныне известной как «Байкал-Энергия», но которую любители хоккея с мячом называют по старинке, как в ее золотой век – «Сибскана». 2 марта 1999 года на матче «Сибсканы» и архангельского «Водника» собрались около 31000 зрителей – третий показатель в истории бенди.
В какое-то время в Иркутской области играли аж три команды суперлиги по хоккею с мячом – собственно Иркутск, Братск и Усть-Илимск. Сейчас осталась одна, а чемпионат мира в группе А будет под крышей, в спешно достраиваемой арене.
– Мячист гребаный, – беззлобно ворчат в адрес лидера братского «Медведя» Максима Чиина, который раз за разом убегает от защитников вихоревского «Мостовика» (но никак не может поднять шайбу).
Основной хоккей в шайбой тут живет в городе-спутнике «Иркутска» Ангарске и зовется ХК «Ермак». В блоге «Периферия» о «Ермаке» вспоминали и в тексте про Монголию, и в тексте про Красноярский край, и даже про Бурятию. «Ермак» распространяет щупальца как единственная серьезная школа на гигантской территории.
В большом 230-тысячном Братске речи о строительстве большого настоящего ледового дворца даже не идет. Но местные освоили дешевую и сердитую технологию – взяли обычные площадки, накрыли их куполом, пристроили раздевалки. Способ, конечно, в целом подходит для облегчения и продления сезона. В итоге в разбросанном на большой территории Братске четыре закрытых (из которых матчи можно проводить только на двух) и несколько открытых катков. Но и тут есть проблемы.
– Мы даже не очень добиваемся большого дворца, хотя Братску он нужен, развлечений не так много. Но нас сюда-то пускают с трудом. Постоянно цены поднимают, помощи от администрации нет, только сами скидываемся да несколько компаний стараются иногда помогать. Но ладно мы, это философский вопрос, кто за что должен платить. Но детей-то как тренировать? – расстраивается Алексей Коронатов.
В один из таких катков еду сразу из аэропорта. Сезон кончается, поэтому все те, кто не занят в плей-офф Открытого чемпионата Братска, оперативно организуют турниры. Один из них – Кубок Памяти – проходит на «Арене Илим» на Снежной улице. Проходит по необычной формуле – три команды играют в два круга, дальше места распределяются по набранным очкам.
Интрига тут оказалась ого-го. В первый день каждая из команд одержала по одной победе. В первом утреннем матче второго дня не попавший в плей-офф Братской лиги «Легион» играет с «Химиком» из Саянска, которому ехать до Братска часов шесть, не меньше. В 10 утра на трибунах очень стойкие, но довольно мрачные ребята. Почти у всех пиво, у некоторых и закуска. Пиво создает настроение для шумной поддержки своей команды.
Температура на катке такая же, что и за бортом – минус 7. С непривычки под куполом холодно. Еще одно отличие – акустика. БУХ…. БУХ…. гулко стучит шайба о борта после неточных бросков. Как будто салют вдалеке.
Вчера «Легион» как-то проиграл «Химику» из Саянска 7:8, но сегодня вырисовывается разгром. За три секунды до конца первого периода форвард Серебряков замыкает в пустые ворота идеальную передачу, и начинается какое-то особо бурное празднование. То ли это его первая шайба за долгое время, то ли вообще первая.
К началу третьего периода счет дополз до 9:1, но после перерыва «Химик» под предводительством нападающего Сюткина внезапно мог отыграть эту разницу минут за пять. Из пятнадцати явных моментов гости из Саянска забили разве что четыре, а потом находившиеся в состоянии внезапной паники хоккеисты «Легиона» смогли все-таки затолкать десятую шайбу.
«Орлан» из поселка Магистральный (станция Киренга на БАМе, ехать до Братска не менее 10 часов) в поединке с уставшим «Химиком» поначалу не слишком впечатляет. Долго держится 1:1. Активность развивает Вася Гришин, но никак не может попасть в ворота. Я окончательно замерзаю и уезжаю греться – основной матч все-таки вечером. Потом, как выясняется, происходит странное. Оказывается, за «Орлан» приехал сильный вратарь, и его просто не получается пробить. За полтора матча, которые я не видел, «Орлану» забросили всего одну шайбу (!!!). Этого хватило для итоговой победы даже с учетом результатов первого дня.
– Да, у Магистрального есть их ребята, которые работают в Иркутске. Они иногда приезжают, так что все честно, особенно учитывая то, что турнир не особо официальный, – поясняет президент Федерации.
Вечерний матч – первый полуфинал плей-офф Лиги между братским «Медведем» и «Мостовиком» из Вихоревки, который назначен аж на 21 час. Редкий случай для открытой площадки. Решение оказалось крайне мудрым, потому что сильный снег кончился только часам к 7, как раз успели почистить.
До этого еду в музей «Ангарская деревня» на празднование масленицы – развлечений в Братске мало, так что едут почти все, очередь из машин растягивается на несколько километров. Потом, как уже говорилось, в театр. Спектакль длинный, поэтому сразу после аплодисментов бегу на хоккей, благо корт «Медведь-Арена» в самом-самом центре.
Удивительный факт про команду «Мостовик» из соседней Вихоревки, города железнодорожников, заключается в том, что их результаты очень плотные. Смотрите на последние цифры: 3:2 по буллитам с «Легионом», 2:1 по буллитам с «Медведем», 2:3 в овертайме с «Транснефтью» и только «Спартак» обыграли 10:1. Тоже вратарь хороший, значит.
За «Мостовик» играют три человека с редкой фамилией Кирхкеснер. «Два брата и племянник», – говорит капитан «Мостовика» Степан Кирхкеснер. Инициалов, однако, на майках нет. За соперников из братского «Медведя» играет Нейберт. Поездив по регионам, обратил внимание, что людей с немецкими корнями в российском хоккее вообще довольно много. Кирхкеснер – фамилия, непростая для перевода. Англоязычные источники предлагают, кроме очевидного Kirch, использовать слово Gasse – то есть «Человек с Церковной улицы».
Но главная хоккейная легенда Вихоревки – не семья Кирхкеснеров, а железнодорожник Василий Дорофеевич Счастливый, отец чемпиона мира Петра Счастливого. Петр родился в Вихоревке, а серьезно заниматься хоккеем переехал в Ангарск. Василий Дорофеевич до сих пор организует любительский хоккей в городе, но сам уже не играет. За «Мостовик» периодически играет двоюродный брат Петра – Андрей Счастливый. Любопытно, что корни семьи Счастливых как раз из затопленных деревень – раньше они жили в Старой Игирме, ушедшей под воду водохранилища.
Игра очень плотная, одна из лучших из виденных мною в этом году, да может и вообще лучшая, учитывая короткий в этот раз сезон. Радует, что в составе команд нет людей на голову сильнее остальных. Максим Чиин, как уже говорилось, много убегает, но никак не может перекинуть шайбу над щитком вратаря. «Мостовик» силен вратарем Соболевым и дисциплинированной игрой. Давит побольше, выглядит посильнее, но к концу первого периода пропускает – 0:1.
Во втором периоде преимущество «Мостовика» становится все более осязаемым. Долго ничего не получается, но под конец периода гости все-таки заталкивают аж две шайбы.
В третьем периоде хозяева бросаются отыгрываться. Зрители активно переживают, у обеих команд несколько мощных шансов. Вратари в порядке. Дальше происходит крутой момент, который еще раз показывает, почему мы любим хоккей. Защитник «Мостовика» Евгений Губин получает болезненную травму, еле-еле встает, его отвозят на скамейку.
– Матч-то явно закончен, но сколько пропустит? – прикидываю я.
Внезапно минут через пять слесарь вагонного депо Евгений Губин снова выезжает на площадку и почти сразу забрасывает дальним броском, как выясняется, победную шайбу.
– Шайба летела навесиком, как в футболе!
– И болталась вокруг своей оси!
Партнеры подтрунивают над Губиным, но он сегодня герой, и победителей не судят.
Упрямый Максим Чиин забрасывает вторую шайбу за минуту до конца третьего периода, но «Медведи» вратаря не меняют, и лишь один полушанс в оставшееся время – слишком мало для чуда.
Второй матч во вторник в Вихоревке, и «Мостовик» должен побеждать (что в итоге и происходит). В финале, правда, ждет гегемон местного хоккея «Транснефть», и против них у любого соперника шансов не очень много.
После игры качественно отсудивший вместе с коллегами президент федерации все равно пребывает в печали.
– Каждый год думаю – может отдать федерацию другим, – говорит Алексей Коронатов.
– По сравнению с другими у вас почти идеальный порядок, – пытаюсь подбодрить его.
– Да, но будущее неясно. Сильно выше головы мы не прыгнем, детей бы начать нормально готовить.
Еду в Иркутск. Турниров по хоккею с шайбой в эти дни нет, зато в группе Б играют Монголия – Латвия. Иду посмотреть на легендарного Давадоржа Мунгухуяга, но матч скучноватый, охраны много и ощущения праздника нет.
Перед отъездом отправляюсь на Байкал. Регулярных матчей на льду Байкала не играют, а выставочные в последние годы проходят довольно регулярно. Зато самому кататься можно, и конец февраля – начало марта – самое время для этого. Судно на воздушной подушке «Хивус» отвозит меня от поселка Листвянка на открытый лед, я надеваю коньки и катаюсь. Пока в Иркутской области есть такой лед, то и хоккей, может быть, имеет шансы на светлое будущее.
Фото: автора; ИА Irkutskmedia.
А Вам, Дмитрий, зайти бы на YouTube. При желании могу проконсультировать по части оборудования и про
Потом уже спокойно читаю.
Бро, ты - крут!