Жесткий потолок уже два года работает в белорусской лиге. С равенством там пока не очень
Изучаем опыт соседей.
КХЛ наконец-то установила настоящий потолок зарплат. Финансовый лимит существовал всегда, но заинтересованные клубы изящно его обходили.
Два года назад в чемпионате Беларуси пришли к такому же решению (кстати, Экстралига во многих вопросах быстрее КХЛ – овертайм 3х3 там появился почти на полгода раньше). Проблемы у соседей, по сути, те же – только масштабы разные. Игроки смотрят не на запад, а на восток, ну и бюджеты клубов намного меньше.
Формальный потолок зарплат в Экстралиге тоже существовал давно.
К примеру, в сезоне-2011/12 он составлял900 тысяч долларов (почти 29 млн рублей по курсу на то время) без учета премиальных.
А перед сезоном-2015/16 ограничения сделали динамическими: хоккеист не мог зарабатывать больше минимальной зарплаты в КХЛ (3 млн рублей в год тогда) и меньше средней по стране (в пересчете на русские рубли – 324 тысячи в год). Это должно было подтолкнуть звезд чемпионата Беларуси к развитию: при прошлом потолке они отказывались от предложений из КХЛ (в частности, минского «Динамо»). Зачем подписываться на дальние выезды и проигрывать, если за те же деньги можно спокойно выступать во внутреннем чемпионате, побеждать и отлучаться от семьи максимум на пару дней?
Но такой лимит тоже не очень эффективно работал – он не включал премиальные для команд, занявших места с первого по четвертое. Другими словами, лидеры Экстралиги могли платить больше потолка, а у остальных и без ограничений не было ресурсов на такие выплаты.
В 2017 году высокие зарплаты в белорусском хоккее возмутили президента страны Александра Лукашенко: «Будет результат – будет зарплата. Вы знаете мои требования. Если вы из бюджета народные деньги сегодня берете, будьте добры отрабатывать. А то каждый на «Мерседесе» ездит, а результата нет. Поэтому установите нормальную зарплату за игру, а за результат добавьте».
Федерация хоккея Беларуси (ФХБ) отреагировала спустя пару недель – потолок зарплат был снижен на 25 процентов.
Но по-настоящему значимая реформа – похожая на ту, что сейчас в КХЛ – произошла в 2018 году. Федерацией хоккея рулил Семен Шапиро – при нем сборная Беларуси вылетела из элиты, что не оставляло ему шансов задержаться на посту. Но потолок зарплат при нем сделали максимально жестким – визу ставил лично Александр Лукашенко.
Правила эти действуют до сих пор.
Чемпионат Беларуси разделен на две подгруппы. Каждая из шести команд элитной Экстралиги А может тратить на зарплаты хоккеистам от 50 до 100 тысяч белорусских рублей (от 1,5 до 3 млн российских рублей) ежемесячно. В год – от 18 млн до 36 млн рублей.
Но просто вписаться в эти рамки недостаточно – у менеджеров клубов куда больше ограничений.
Регламентированы фиксированные выплаты отдельным игрокам: минимальная зарплата для хоккеистов составляет 2000 белорусских рублей (61 тысяча российских), максимальная – 6 тысяч (183 тысячи). Они, к слову, и формируют потолок. При пересчете получается, что в год хоккеист чемпионата Беларуси может получить от 732 тысяч до 2,2 млн российских рублей.
Дополнительно ограничена зарплата главных тренеров: она может колебаться в пределах 3-6 тысяч белорусских рублей (91-183 тысячи российских в месяц, а в год – 1,1 млн – 2,2 млн).
Размер премиальных тоже имеет границы: за каждое набранное очко команду и тренеров можно суммарно поощрить на 7,5 тысячи белорусских рублей (222 тысячи российских). Белорусским игрокам повезло: за победу в основное время по-прежнему дают три очка. Премии под потолок зарплат не попадают.
Есть и еще несколько лимитов:
– не более пяти легионеров;
– не более одного иностранного вратаря, который может сыграть максимум в половине матчей;
– не более семи хоккеистов старше 28 лет – уникальный возрастной ценз.
В Экстралиге В – второй подгруппе из шести команд, система такая же. Только цифры примерно в 2-2,5 раза меньше.
Потолок в Экстралиге жесткий, но за первое нарушение, конечно, никого не дисквалифицируют. Стартовая санкция – штраф в размере до 27 тысяч белорусских рублей (822 тысячи российских). Если нарушение не устранить в установленный ФХБ срок, с клуба могут потребовать уже до 81 тысячи белорусских рублей (2,5 млн российских) – то есть более 80% месячного потолка зарплат. Если клуб продолжает нарушать (либо не устраняет замечания), дисциплинарный комитет может исключить его из турнира.
***
Такая система в белорусском хоккее действует второй сезон, но расходы клубов долгое время нормально не контролировали. Первый серьезный аудит финансово-экономической деятельности клубов стартовал лишь в конце января. Его итоги пока не опубликованы (ФХБ обещает раскрыть результаты после окончания мониторинга всех клубов). Но, по информации белорусской Tribuna.com, нарушения обнаружили у «Немана»: клуб превысил потолок примерно на 60 процентов, а зарплата главного тренера Сергея Пушкова оказалась больше максимально разрешенной в 2,5 раза. «Неман» стартовый штраф оплатил, а нарушения устранил.
Пока что жесткий потолок зарплат не выровнял белорусские клубы.
В сезоне-2017/18 – последнем перед введением финансового лимита – первое и четвертое места разделяли 15 очков: «Неман» набрал 100 очков в 42 матчах, «Гомель» – 85.
А по итогам последней регулярки разница между этими местами составляет уже 39 очков: 123 в 58 играх у «Юности», 84 – у «Динамо-Молодечно». У шестой команды – жлобинского «Металлурга» – 63 очка, это почти в два раза меньше, чем у лидера. Даже учитывая изменившийся формат розыгрыша, разница существенная.
Но это легко объясняется несколькими факторами.
Во-первых, географическим. Если минская «Юность» готова платить максимальную зарплату желанному игроку, что может предложить ему «Металлург» из 76-тысячного Жлобина? Некоторые вообще соглашаются выступать в Минске или в Молодечно (70 км от столицы) за меньшие деньги.
Во-вторых, для реальной конкуренции нет достаточного количества квалифицированных белорусских игроков. Клубы-лидеры забирают лучших, а сопоставимых по уровню хоккеистов другим командам не остается.
Есть еще фактор минского «Динамо», у которого в Экстралиге два фарм-клуба – «Юность» и «Динамо-Молодечно». Хоккеисты, у которых в КХЛ заключен двусторонний контракт, часто выступают за фарм-клубы. Зарплату им платит минское «Динамо», а потому под потолок в «Юности» и «Динамо-Молодечно» они не попадают.
С другой стороны, есть и положительные примеры. «Динамо-Молодечно», обладая не самым большим бюджетом, в последние два года выходит в финал Кубка Беларуси. Оршанский «Локомотив», выступая в Экстралиге B с зарплатным бюджетом в 480 тысяч белорусских рублей (14,4 млн российских) навязал борьбу «Юности» в первом раунде плей-офф (но в итоге проиграл серию 2-4). Если бы у столичной команды были неограниченные возможности, подобной борьбы, вероятно, не было бы.
Сегодня ситуация следующая: к потолку зарплат близки (а кто-то даже превышает) три клуба – «Юность», «Неман» и «Шахтер». Остальные – нет. У четвертой команды чемпионата – «Динамо-Молодечно» – зарплатная ведомость составляет, по словам начальника команды Дмитрия Мельника, 80 тысяч белорусских рублей (в пересчете на год – 960 тысяч белорусских ≈ 30 млн российских). По сути, потолок зарплат повлиял на три клуба – «Юность», «Неман» и «Шахтер». У остальных месячные расходы на зарплаты и так были менее 100 тысяч рублей.
Но жесткий потолок зарплат в Беларуси действует лишь второй сезон. И очевидно, что система контроля за расходами клубов только налаживается. Теперь ФХБ ничего не мешает организовывать аудиты по ходу всего сезона.
Кроме того, некоторые контракты были заключены до изменения в правилах, и есть вопросы по их учету под потолком зарплат. О такой ситуации рассказал председатель «Юности» Михаил Шишов: «Контракт с игроком нашего фарм-клуба «Юниор» подписали не в этом сезоне. По действующему законодательству, на момент заключения соглашения все было в рамках регламента. Закон обратной силы не имеет, поэтому сейчас ведем с федерацией консультации по этому поводу».
***
КХЛ с жестким потолком должно быть все-таки попроще. Ряд белорусских проблем там неактуален. Нет официальных фарм-клубов, то есть хотя бы технически все в равных условиях. Нет ограничений по возрасту. Кроме того, в России просто больше квалифицированных игроков.
Но важно учесть белорусский опыт, и вести финансовый мониторинг с самого начала. Это сократит количество нарушений от топ-клубов. Иначе непонятно зачем все это.
КХЛ ввела жесткий потолок зарплат. Он в лиге с самого основания, но никогда не работал
ФХР бесится из-за жесткого потолка зарплат. Третьяк боится, что все уедут в НХЛ
Фото: группа «Немана» Вконтакте, Твиттер «Юности», официальный сайт ФХБ,
"Если бы у столичной команды были неограниченные возможности, подобной борьбы, вероятно, не было бы."
---
Почему? Примеров когда более бедный клуб навязывает борьбу богатому полно. Ссылка на потолок надумана.
" Кроме того, в России просто больше квалифицированных игроков."
---
Все относительно в Беларуси меньше игроков, но и уровень лиги ниже и команд меньше. В КХЛ также не хватает откровенно говоря даже не сильных, но и средних игроков, причем как легов, так и с росспаспортом.
Даже в маленькой относительно Беларуси игроки решают где им играть удобнее и готовы поступиться деньгами. У нас эта проблема еще более актуальна, одно дело жить в Ярике или Казани, а другое дело допустим в Магнитогорске или вовсе во Владике (при всем уважении к этим городам), особенно если у игрока семья где-то в Европе.
Лимит на опытных игроков не уникальная вещь, его используют многие лиги, которые по идеи должны быть сосредоточены на развитии игроков - АХЛ, ВХЛ. Где-то используют возраст, где число матче в лиге.
Результаты сб Беларуси на последних ЧМ это только подтверждают