Игорь Лазарев: ты приходишь на работу, ты должен заряжать всех правильной энергетикой
Давайте пойдем от истоков. Как пришли в спорт? С чего начался путь в хоккее?
Я начал заниматься хоккеем в 6 лет, в городе Колпино, это была абсолютно случайная история.
Когда поняли, что хоккей станет частью вашей жизни?
Сразу встал на коньки и побежал, тренер меня заметил. С первых дней понял, что мне понравится, контактный, азартный вид спорта. Когда начали играть официально, заинтересовался еще больше.
До скольки лет тренировались?
Молодежку закончил в 16-17 лет, потом играл профессионально 2 года, в 19 лет закончил – травмы, да и интерес потихоньку стал терять.
Вы преподавали в университете им. Лесгафта. Какой предмет? Почему ушли из института?
По окончанию университета преподавал теорию и методику избранного вида спорта, специализация – хоккей, мои студенты были будущими тренерами по хоккею. Ушел, потому что была очень большая нагрузка, сложно было совмещать школу, хоккейный клуб и тренировки.
Расскажите, как формировали тренерский состав вашего клуба? Каким требованиям должен отвечать тренер?
Во-первых, он должен быть подкован в плане хоккейной специализации, должен иметь высшее образование или же на данный момент получает его. Второй момент, он должен владеть техническими элементами хоккея, понимать хоккей с точки зрения спортсмена, должен быть поигравшем на каком-то уровне. В процессе собеседования я должен был понимать, что человека тянет к детям, что он педагог. Приходили разные ребята, которые сразу же спрашивали, сколько они будут зарабатывать, такие люди мне сразу были не нужны. Мне нравились те, которые говорили: «Можно я немножечко присмотрюсь, понравится или нет, попробую себя»; такие как раз вливались и оставались.
Как считаете: тренер должен быть авторитарным тираном или другом для своего спортсмена?
Авторитарным тираном в детском возрасте точно не должен быть. Он должен быть справедливым, честным, порядочным, должен уметь объяснить хоккеисту, где он прав, а где нет. Где-то приходится повышать голос, но без этого никуда, это рабочие моменты. Для меня был тренер вторым папой. Задача тренера – расположить к себе ребенка, родителя, узнавать, как проходит его же изнь вне тренировочного процесса.
Можете себя назвать себя справедливым руководителем? Как думаете, подчиненные уважают вас?
Сто процентов, абсолютно.
Не обсуждают вас «за спиной»?
А кого не обсуждают (улыбается)… Я думаю, всех обсуждают, невозможно нравиться всем. Я справедливый, очень требовательный, прямолинейный. Я требовательный сам к себе и, соответственно, к сотрудникам. Если кто-то где-то «косячит», я напрямую ему скажу. Пускай обижается, с кем-то обсуждает, это его личные проблемы. Я считаю, что таких условий, которые я создал для своих ребят, в городе вообще нигде нет.
Как реагируете на переход детей в другие клубы? С пониманием или, может, обижаетесь на них?
Раньше ревностно, сейчас стараюсь общаться с родителями, выяснять причину. Если получается найти компромисс, они меняют мнение; бывает, уходят в поисках лучшего, но понимают, что лучше просто нет. У нас все условия для тренировок, благоприятная атмосфера внутри клуба, на команде работает по 4 тренера, тренеры хорошо взаимодействуют с детьми и родителями. Многие про это забывают, думают, что они уходят в более сильную команду. Сейчас не обижаюсь, реагирую абсолютно спокойно, знаю, что вернутся (улыбается).
Я часто наблюдаю за вашими тренировками. Дети работают с желанием. В чем секрет счастливых детских лиц? К слову, и вы всегда счастливый.
У нас все улыбаются: и дети, и тренеры. А почему не быть счастливым, я занимаюсь любимым делом. Хотя в жизни не думал, что буду тренером, до того момента, пока не пошел работать к одному из своих наставников, работая с ним приобщился к этому делу. Я поработал в Северной Америке и обратил внимание, как люди работают там. Люди всегда на позитиве, вне зависимости от внешних обстоятельств. Ты приходишь на работу, ты должен улыбаться, если ты заходишь в раздевалку с улыбкой, ты заряжаешь всех правильной энергетикой. Меньше вопросов, меньше конфликтов, меньше лишних разговоров, если ты всегда на позитиве. Как только ты придешь грустный, все начинают это обсуждать, зачем кому-то знать о моих проблемах…
В каждом виде спорта, а тем более в хоккее, существует такой тип родителей, которые водят бесконечно ребенка на дополнительные занятия. Родители-фанатики мешают ребенку и тренеру или, наоборот, способствуют улучшению результата?
Это все обсуждается, смотрим, как распределена нагрузка. Есть дети, которых родители загоняют до такой степени, что они ничего не едят, не воспринимают информацию, ходят с синяками под глазами, это все отражается на психике, ребенок начинает с ума сходить на тренировке, психовать, кидаться клюшками. Я не против дополнительных занятий, даже «на стороне», самое главное, чтобы это шло на пользу.
Существует такое мнение, что хоккеисты невоспитанные. Вы учитываете этот момент при воспитании нового поколения? Может, беседы какие-то проводите?
Часто страдает дисциплина, но это вопрос воспитания, это идет из семьи. На раннем этапе, при формировании коллектива, говорим детям, что у них должны быть определенные личностные качества, приходится общаться с родителями, чтобы они доносили до них нужную информацию. Часто из таких «невоспитанных и недисциплинированных» детей вырастают хорошие спортсмены, они бывают взбалмошными, упрямыми, зато в игре они идут в борьбу, настроены на результат.
И последний вопрос. Анатолий Тарасов всегда говорил своей дочери, тренеру по фигурному катанию, чтобы она никогда не брала отпуск, мол это расслабляет и отрывает от тренировочного процесса. Как вы считаете, нужно ли отдыхать? Как много позволяете отдыхать себе и своему коллективу?
Анатолий Тарасов великий и самый лучший. Перечитав кучу его книг, я понимаю, что многие по ним так и работают. Но это было Советское время, сейчас все поменялось, нагрузки у детей увеличились в несколько раз, без отдыха и эмоциональной разгрузки и ребенок, и тренер просто не выдержат. Я считаю, обязательно нужно отдыхать.