8 мин.

Дилемма Дацюка. Как «Автомобилист» будет выходить из кризиса?

Минувшим летом екатеринбургский «Автомобилист» рассматривался как один из главных фаворитов очередного сезона КХЛ. И небезосновательно. Уральцы в целом здорово провели минувший сезон, по ходу регулярки выдав 18-матчевую победную серию. Да, плей-офф получился не таким ярким, успешным и запоминающимся, но это можно было списать на нехватку опыта у по сути заново строящегося клуба, претендующего на статус «топ». Казалось, что в новом сезоне, с сильным и растущим тренером Андреем Мартемьяновым, пусть не звёздным, но вполне неплохим подбором исполнителей, а также в условиях большого финансирования и отсутствия каких-либо организационных проблем, с сильным и грамотным менеджментом уральцы способны будут сделать очередной шаг вперёд.

Важным подспорьем в решении этой задачи должен был стать приход в родную команду легенды отечественного хоккея Павла Дацюка. Приглашая Павла, руководство «Автомобилиста» решало сразу две задачи: спортивную и имиджевую. Понятно, что Дацюк уже отнюдь не юн, и едва ли способен выдавать большой объём скоростной работы и силовой борьбы, но светлая голова с пониманием игры и виртуозная техника с возрастом страдают в меньшей степени. В 40 лет даже от выдающегося хоккеиста сложно требовать феерической игры в каждом матче и на протяжении всех 60 минут, но способность Павла решить конкретный игровой эпизод или исход отдельного матча «Авто» очень бы пригодилась. Что касается имиджевой составляющей, то тут всё ещё проще. Павел Дацюк – один величайших игроков в истории отечественного хоккея, а уж для Екатеринбурга, малой родины Дацюка, Павел и вовсе чуть ли не икона. Завершить славную карьеру в родной команде – вполне себе голливудская хэппиэндовская история. Приглашая Павла, боссы «Авто» стремились повысить медийную привлекательность и массовую узнаваемость клубного бренда, завлечь на трибуны новых фанатов, заработать на продаже различной атрибутики, на которой в том или ином виде присутствует Дацюк.

В общем, перед стартом сезона картина рисовалась в довольно радужных тонах.

Но, как обычно бывает в таких случаях, прекраснодушные мечтания разбились о суровую реальность. Нет, поначалу всё складывалось вроде бы неплохо. Команда Мартемьянова одержала на старте 8 побед кряду, причём без травмированных Дацюка и Анатолия Голышева. Но затем начались проблемы – из последующих 12 встреч уральцы выиграли лишь две. Да, было несколько поражений в овертаймах, но общей картины это не меняет. Особенно удручающе эта картина смотрится в последних матчах, поигранных в одну калитку при абсолютно безвольной игре. Этот провал уже отбросил «Автомобилист» на седьмое место в конференции при 9-очковом отставании от первого места. В связи с этим естественным образом возникли два традиционных вопроса: кто виноват и что делать. И далеко не факт, что главный тренер и менеджмент клуба знают на них правильные ответы, какие бы хорошие слова они сейчас ни произносили.

Если говорить о проблемах «Авто», то их можно разбить на игровые и морально-психологические. Что касается игровых проблем, то уже в дебюте сезона бросалась в глаза неважная игра «Авто» в обороне. Причём тут имеют место и грубейшие индивидуальные ошибки, и большие системные недоработки. Опять-таки, особенно вопиюще это выглядело в последних четырёх встречах, проигранных с общим счётом 6:18. Многие шайбы уральцы просто привезли сами себе, безобразно действуя у своих ворот. Каким бы классным вратарём ни был Якуб Коварж, но даже он не может в одиночку сражаться с превосходящим силами противника. Возможно, не в последнюю очередь эти проблемы связаны с уходом в «Сибирь» Николая Заварухина, который многое определял в игре команды, главным образом в обороне.

Есть большие вопросы и по игре в атаке, которая в этом сезоне пока барахлит. Прошлогодние успехи уральцев во многом были связаны с классной игрой легионеров, под стать которым были и остальные ребята. Но теперь всё не так и всё не то. Летом команду покинули Стефан да Коста и Франсис Паре, а вместо них пришли Питер Холланд и Брукс Мэйсек. Пока этот обмен трудно назвать равноценным – и Холланд, и Мэйсек явно не в полной мере оправдывают возложенных на них надежд. Но если Мэйсек хотя бы на старте сезона был заметен, более-менее регулярно набирая очки, то Холланд пока вообще в большей степени блистает своим отсутствием на льду, чем приносит клубу реальную пользу. Пос равнению с прошлым сезоном резко сдал Найджел Доус, которому нынче очки даются с огромным трудом. Сник и Дэн Сэкстон. А в условиях, когда легионеры не тянут, взять на себя роль лидеров больше особо некому. Вообще, как кажется, по сравнению с прошлым сезоном состав уральцев стал заметно слабее. И в этом смысле есть вопросы к работе менеджмента, а именно – Олега Гросса и Максима Рябкова.

Понятно, что постигшая команду чёрная серия носит не сугубо спортивный характер. В конце концов, в сентябре команда Мартемьянова смотрелась очень неплохо, а затем – как отрезало, и начался чёрный октябрь. И причины здесь не только и не столько чисто игровые. На самом деле мы не можем знать, что происходит внутри коллектива за закрытыми дверями, поэтому нам остаётся лишь догадываться. А версии могут быть разные. И про напряжённость во взаимоотношениях между хоккеистами, и слив игроками главного тренера. Но, пожалуй, больше всего говорится о том, что во всех бедах «Авто» виноват Павел Дацюк.

Если посмотреть на сухие цифры статистики, то они, казалось бы, подтверждают эту гипотезу. Согласно статистике, без Дацюка уральцы провели 11 матчей, из которых выиграли 8. С волшебником же картина иная – 2 победы и 8 поражений. Цифры, надо признать, красноречивые. И их можно подкрепить некоторыми общими рассуждениями. Для этого нужно вернуться к двум ранее обозначенным пунктам – спортивному и имиджевому. В спортивном плане, надо признать, Дацюк не дал «Авто» почти ничего. 1 результативный балл за 9 матчей – капля в море. Понятно, что Дацюк сейчас далёк от своих лучших кондиций, что немудрено, памятуя о травме, с которой он подошёл к началу сезона. Да и возраст никуда не денешь. Вообще говоря, можно отметить, что и в СКА в последнее время Волшебник не демонстрировал особо выдающегося хоккея, поэтому наивно было ожидать, что он, возвратившись на родину, с ходу начнёт феерить. В имиджевом плане тоже всё непросто. Нет, Дацюка в Екатеринбурге любят, атрибутику с его именем раскупают. Но, как бы там ни было, от Дацюка в частности и команды в целом в любом случае требуются игра и результат. Летом ожидалось, что с приходом Павла на каждом домашнем матче уральцев будут под завязку забитые трибуны, но сейчас этого нет (хотя, справедливости ради, народу на матчах команды много, правда, это на фоне малой вместимости арены), и последние провальные матчи явно не добавили фанатам оптимизма. Во всяком случае, судя по их комментариям в соцсетях. Да и если говорить о самой истории возвращения легенды в родной город, то в полном смысле красивой она всё-таки не получилась. Во-первых, Павел пришёл в «Авто» не напрямую из-за океана, а из питерского СКА, а во-вторых – отнюдь не на символическую зарплату. Насколько известно, Дацюк в «Авто» получает 100 миллионов в год, т.е. на уровне суперзвёзд лиги. Можно долго спорить о том, насколько адекватны подобные оклады, это отдельная тема. Но в данном случае речь о том, что Павел, увы, этих денег пока и близко не отрабатывает. И не факт, что в ближайшее время что-то изменится.

Само по себе появление такой фигуры, как Дацюк, в всё-таки весьма средней по именам команде, теоретически вполне может подействовать на неё негативно. В прошлом сезоне в «Автомобилисте» начала складываться команда со своими устоями и принципами функционирования. По большому счёту, это была весьма однородный коллектив, в котором, конечно, выделялся Найджел Доус, но он был то, что называется primus inter pares. Дацюк же – это совсем другая история. И я склонен допустить, что его появление привело к негативным внутрикомандным процессам, нарушило существовавшую ранее «химию», оказало разлагающее влияние на коллектив. Но здесь, за неимением фактов, мы можем только фантазировать. В любом случае, все эти риски легко читались ещё летом, и руководство клуба должно было быть к этому готово.

Как «Авто» будет выбираться из кризиса? Вопрос нетривиальный. Очевидно, что что-то делать надо, но пока не совсем ясно, что именно. Пока в качестве антикризисной меры можно рассматривать увольнение второго тренера Андрея Соколова, отвечавшего за оборону. К уральской обороне действительно масса претензий, но есть большое подозрение, что не только и даже не столько Соколов в этом виноват. Просто нужно было что-то предпринимать, и в лице Соколова, который, в отличие от Шафранова или Шалдыбина не является человеком Мартемьянова, нашли козла отпущения. Но что дальше? Нередко, когда команда валится по ходу сезона, в ней начинаются «кровавые репрессии». Например, нечто подобное было в прошлом сезоне в «Сибири». Повторится ли эта история в «Авто», сказать трудно. У Андрея Мартемьянова пока есть кредит доверия, и его голову рубить пока, похоже, клубные боссы не будут. Чистка среди хоккеистов возможна, но вряд ли она будет носить массовый характер, хотя по тем же легионерам есть большие вопросы. Хотя, с другой стороны, если подумать, а кого можно выгнать из этого состава. Голышев и Белоусов – знаковые для «Авто» фигуры, Литовченко – креатура Мартемьянова, к Кучерявенко больших претензий, наверное, быть не может. Во всяком случае, он явно не проваливается на общем невзрачном фоне. А с молодых Рассейкина или Обидина спрос вообще невелик. В линии защиты какие-то варианты могут быть. Застрахованными от репрессий кажутся только Трямкин (при всех его ошибках, он для «Авто» не последний человек), Вишневский и Василевский, по остальным же варианты возможны. Что касается Дацюка, то пока идею с его приглашением можно признать неудачной, но почти наверняка этот сезон он доиграет в «Авто». А какие варианты? Не вносить же клубную легенду в список отказов, а обменять его абсолютно невозможно, да и по факту это будет то же самое. Позора не оберёшься.

Словом, ситуация непростая, но никто и не обещал, что будет легко. Процесс построения топ-клуба и дорога к большим победам редко обходятся без полосы неудач и тяжёлых падений. Те же СКА и ЦСКА строились не один день, поэтому никакой фатальной трагедии из происходящего сегодня в Екатеринбурге делать не стоит. Через подобные вещи тоже нужно пройти, без такой закалки чемпионские команды не создаются. Главное сейчас – грамотно разобраться в ситуации и найти правильные решения. В этом и заключается задача любого менеджмента, в том числе и спортивного. Хочется верить, что Олег Гросс и Максим Рябков смогут это сделать. К чему приводит полный провал по менеджерской части, ярко свидетельствует пример ярославского «Локомотива», боссы которого не устают принимать совершенно безумные решения. Очень не хотелось бы, чтобы уральскую команду постигла схожая участь.