«Трактор» уволил самого харизматичного тренера КХЛ и попытается спасти сезон
Тренерские отставки бывают разные. Бывают ожидаемые, как в случае с Йозефом Яндачем или Крэйгом Мактавишем, а бывают не очень – как, например, отставка Александра Гулявцева из «Северстали» в минувшем сезоне. Отставка Петериса Скудры из «Трактора» - это нечто среднее. С одной стороны, челябинцы откровенно неудачно провели стартовые два месяца регулярки, даже опустились на дно Восточной конференции, что для клуба с не самым маленьким бюджетом и серьёзными амбициями сродни катастрофе. С другой стороны, было ощущение, что кредит доверия у латвийского специалиста если не безграничный, то, во всяком случае, довольно существенный. И боссы «Трактора» действительно терпели относительно долго, но поражение от «Автомобилста», видимо, стало последней каплей. И практически сразу после него Скудре указали на дверь.
А ведь начиналось всё довольно неплохо. «Трактор» здорово провёл межсезонье, выиграв два предсезонных турнира, в том числе магнитогорский Мемориал Рамазана. Казалось, всё в стане челябинцев обстоит как нельзя лучше. Руководство клуба громко провозглашало самые высокие задачи, говорилось о борьбе Кубка Гагарина. Можно спорить о том, насколько эта цель реальна и достижима, но сам факт её декларирования говорил о высоких амбициях челябинских боссов. Вновь назначенный главный тренер также выглядел полным оптимизма и уверенно говорил о планах на будущее и своём видении будущего клуба. В общем, было ощущение, что у челябинской команды есть всё для грядущего успеха: солидный бюджет, незвёздный, но крепкий состав, амбициозный, соскучившийся по работе тренер. Оставалось только выйти на лёд и доказать все эти предстартовые расклады делом.
Но, как говорится в таких случаях, что-то пошло не так. Начинал «Трактор» регулярку с долгой и крайне тяжёлой дальневосточной выездной серии, которую подопечные Скудры прошли относительно неплохо. Но после этого совершенно провали последовавшую затем домашнюю серию, в дальнейшем так и не сумев стабилизировать игру и результат. В итоге в 27 матчах челябинцы набрали всего 22 очка, обосновавшись на 11 месте на Востоке. Понятно, что это было совсем не то, на что рассчитывали в руководстве клуба. Челябинцы выдали невзрачные два месяца чемпионата, и, самое главное, не было видно, за счёт чего они собираются выходить из кризиса. При этом нельзя сказать, что латвийскому специалисту не дали шанса на исправление ситуации, и, в принципе, боссы «Трактора» не горели желанием увольнять Скудру, выдав ему немалый кредит доверия. Но в итоге наверху пришли к выводу, что дальше терпеть нельзя, и приняло волевое решение.
Если говорить о причинах, приведших к плачевному итогу, то стоит отметить, что во многом вина лежит на самом Скудре. Накануне старта сезона он говорил о том, что изменился за год простоя, пересмотрел свои старые взгляды и подходы. Людям вообще свойственно меняться в зависимости от обстоятельств, пытаться адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Но два месяца в Челябинске показали, что латвийский специалист совсем не изменился. Он вновь предстоял в своём амплуа жёсткого тренера, который до последнего гнёт свою линию, следует своей системе и философии. Но эта система порядочно износилась за долгие пять лет в нижегородском «Торпедо», а в последний сезон в Нижнем Новгороде она уже и вовсе утратила жизнеспособность. В Челябинске хватило двух месяцев, чтобы доказать её неэффективность. Да, Скудра неплохо поработал в «Торпедо», многое дав этому клубу и выведя его на новый уровень. Но потом он упёрся в очевидный тупик, из которого так и не нашёл выхода. Была надежда, что годичная пауза позволит Скудре перезагрузиться, запастись новыми силами и идеями. Но не срослось.
В «Тракторе» Скудры мы увидели худшие нижегородские образцы: прямолинейный хоккей, жёсткие схемы, максимум борьбы с минимумом креатива, упрёки в адрес игроков в отсутствии мастерства. Старый бич Скудры – очень жёсткая манера общения с подопечными – с матом и швыряние бутылок. Имело это место и в Челябинске. И привело это только к тому, что игроки на льду были зажаты, боясь допустить ошибку, и демонстрировали донельзя унылый и примитивный хоккей, который не приносил очков и не доставлял удовольствия ни самой команде, ни зрителям. Но главное – не чувствовалось, что Скудра знает, как выводить команду из кризиса. Возможно, на более длительной дистанции он смог бы что-то придумать, но руководство челябинцев решило прервать этот эксперимент, произведя тренерскую рокировку.
Теоретически, наверное, Скудра мог уцелеть. Не уволили же, скажем, из «Автомобилиста» Андрея Мартемьянова, хотя многое к тому шло. Но, во-первых, Мартемьянов – местный кадр, воспитанник екатеринбургского хоккея, что играло не последнюю роль при его назначении. Во-вторых, у него за плечами удачный прошлый сезон, когда «Автомобилист» выиграл Восточную конференцию. У Скудры подобных страховочных механизмов не оказалсоь.
Вообще, из кризиса разные команды выходят по-разному. Кто-то, как минское «Динамо», избавляется от своих лучших бомбардиров – Дрю Шора и Шейна Принса. Хотя понятно, что не они виновники чёрной полосы, в которую угодила минская команда. Как и не главный тренер Крэйг Вудкрофт – там всё намного сложнее. В «Тракторе» также есть свои нюансы, но в целом кажется, что тренерская отставка – это то, что ему сейчас было необходимо. В Челябинске собран вполне боеспособный состав, вопрос лишь в том, как его правильно использовать. В этом смысле уже возникают вопросы к новому тренеру «Трактора» Владимиру Юрзинову. Говорить о его тренерских качествах и талантах довольно трудно. Он обладает немалым бэкграундом и громким именем, но по-настоящему удачным за всё время его работы в отечественном хоккее можно назвать только его опыт в китайском «Куньлуне». В остальном – были отдельные удачные отрезки, но не более того. Последним местом работы Юрзинова была «Сибирь», где он сначала не смог выйти в плей-офф в позапрошлом сезоне, а затем был уволен на старте прошлого после шести поражений подряд.
Понятно, что Юрзинов – тренер иной формации, нежели Скудра. Нет, он способен временами показывать эмоции, как было в той же «Сибири», когда он на пресс-конференции после одного из матчей заговорил о «пассажирах» в команде. Но по своему нраву он далеко не тренер-диктатор, а скорее дипломат, склонный к атакующему хоккею, ставящий творчество выше дисциплины. Кроме того, у него гораздо лучше, чем у предшественника, обстоят дела с налаживанием контакта с игроками. А качественные, добротные игроки в «Тракторе» есть: Кручинин, Глинкин, Кравцов, неплохие легионеры. Важно только не загонять их в жёсткие рамки, не терроризировать претензиями, дать свободу на льду. И тогда они наверняка покажут своим лучшие качества. А «Трактор» вернётся в число команд, способных решать большие задачи. Уж по крайней мере в плей-офф челябинцы точно обязаны попадать. Иного результата требовательные болельщики из сурового уральского города просто не поймут.