10 мин.

Алексей Достойнов: «В Швейцарии третья по силе хоккейная лига Европы»

В рамках сериала «Галопом по Европе» блог «Эпицентр» дозвонился до российского легионера в Швейцарии Алексея Достойнова, который провел прошлый сезон в «Лозанне». Андрей Быков и зарплаты в NLA, Кубок Шпенглера и Александр Дэйгл, Джефф Скиннер и российская армия – это и многое другое в большом интервью.

Быков-младший – восходящая звезда NLA

- Помнится, в 90-е годы российских легионеров в швейцарской лиге было намного больше. И Быков, и Хомутов, и Шамолин, и многие другие. Сейчас не едут в Европу только из-за разницы в зарплатах?

– Конечно. В основном, все русские игроки, которые выступают в Швейцарии, переехали в Европу с родителями. А тех, кто бы приезжал сюда из российской лиги, практически нет. Разве что, Виктор Крутов, но уже так же, как швейцарец считается. В КХЛ и платят больше, и уровень чемпионата выше.

- А как насчет того, чтобы поменять КХЛ на Швейцарию из-за более высокого уровня жизни страны, безопасности и тому подобному? Стоит ли?

– Каждый должен сам решать для себя, что важнее. Швейцария – замечательная страна, где все есть. Здесь очень красиво, нет многих проблем, которые бывают в России, но в тоже время финансирование клубов в Европе ниже, чем в КХЛ. Даже в клубах NLA зарплаты меньше, чем в России.

- Сколько получает в среднем игрок второго-третьего звена высшего швейцарского дивизиона?

– Думаю, пару сотен тысяч евро. Где-то так.

- Как дела у его сына Вячеслава Быков Андрея, который считался восходящей звездой швейцарского хоккея?

– У него все нормально. Очень техничный игрок, как о нем говорят. Шустрый с хорошим пасом, Андрей призывался в сборную Швейцарии при Шоне Симпсоне до чемпионата мира, правда, в последний раз у него какая-то травма была. Он один из лидеров «Фрибурга», а любой молодой игрок со швейцарским паспортом сразу считается будущей звездой сборной. Здесь очень быстро все двигается, немножко нужно сыграть и сразу получаешь новый статус.

Швейцарский паспорт гарантирует место в команде, или конкуренция в клубах NLA высока? Это я намекаю на лимит на легионеров, который, наверняка, есть в Швейцарии.

– Лимит есть. Кажется, в NLA могут играть 4 иностранца, а в NLB – только два. У меня паспорта гражданина Швейцарии нет, но у меня есть лицензия, позволяющая играть в этой стране. Конкуренция в командах высшей лиги достаточно высока, и попасть туда не так просто. Тут такая система, что лучшие команды часто усиляются либо за счет клубов низших лиг, поэтому один хороший сезон в NLB и ты можешь заинтересовать «Давос» или «Берн».

В Швейцарии уровень жизни выше, но платят меньше

- До перехода в «Лозанну», которая выступает в NLB, вы немного поиграли в NLA за «Биль». Как вам уровень чемпионата Швейцарии?

– Достаточно высокий. Об этом скажут и результаты в Лиге чемпионов, которую выиграла команда из Швейцарии. Лучшие клубы показывают качественный хоккей, но если говорить об индивидуальном уровне игроков, то в России он все-таки выше. Но командная игра у многих отточена здорова. Взять тот же «Давос», который очень мощно смотрелся в этом сезоне. Он мог быть одним из лучших клубов Европы.

- А почему лучшие швейцарские игроки не едут в Россию, где платят такие большие деньги? Потому что не зовут или дома просто комфортнее?

– Скорее, и то, и другое. Некоторых ребят звали, но они не ехали, так как дома спокойнее. Когда привыкаешь к уровню жизни в Швейцарии, кажется, что так должно быть везде. Но такого же не бывает, и для многих это неприемлемо. Ну и не сказал бы, что к швейцарцам такой большой интерес в КХЛ.

- Можете назвать тех, кто не затерялся бы в России? Сборная Швейцарии сильна прежде всего командной игрой и вратарями, а кто из полевых игроков мог бы проявить себя в России, если не считать Нино Нидеррайтера?

– Брюннер из «Цуга». Он техничный, забивной игрок. Защитник Безина из «Женевы» – у него очень мощный бросок. Тот же Нидеррайтер, который, возможно, будет звездой. С ним же в «Портленде» играет Берчи, очень талантливый парень. Не забудем про Лука Сбису из «Анахайма». Он недавно подписал долгосрочный контракт, а пробиться в основу клуба НХЛ не так просто.

- Недавно читал, что защитник Блинденбахер в следующем сезоне будет играть в Швейцарии. Вы что-то слышали об этом?

– Наверное, то же, что и вы. Читал в газете, что он возвращается в «Цюрих».

Сначала Швеция и Германия, а уж потом Швейцария

- Популярность хоккея в Швейцарии можно сравнить с футбольной?

– Смотря где. Но, в общем, с каждым годом хоккей становится популярней. Его чаще показывают по телевизору. На половине стадионов постоянные аншлаги, а на второй половине – не на всех играх.

- Самый популярный клуб NLA это «Цюрих»?

– Нет, «Берн». Там на каждый матч по 16 тысяч ходит, билетов не достать. Также популярен «Давос».

- В России часто спорят, какая из лиг лучше – КХЛ или НХЛ. А в Швейцарии на какое место ставят свой чемпионат среди всех европейских первенств?

– Думаю, на третье место после шведов и финнов. Это маленькая лига, но у нее высокий уровень, который выше чешской экстралиги и немецкой бундеслиги.

- Мы уже говорили о перспективах словацкой, шведской и итальянской команд в КХЛ, а что вы думаете о союзе Швейцарии и российской лиги? Возможно ли это?

– Швейцария, если и присоединится, то в последнюю очередь. Это достаточно консервативный народ, и если когда-то и были разговоры о том, что «Берн» или «Цюрих» могут оказаться в КХЛ, то к ним отнеслись с негативом. Здесь считают, что швейцарские клубы должны играть дома. Когда в КХЛ появятся команды из Швеции, Германии и других стран, швейцарцы, может, присоединятся, но первопроходцами они точно не будут.

- Если помните, прошлой зимой в Швейцарии прошел матч КХЛ между СКА и «Спартаком». Эта игра вызвала какой-то ажиотаж среди болельщиков?

– Это была подготовка к Кубку Шпенглеру, кажется. Людей было достаточно много, не меньше, чем когда играл «Давос». Интерес был, но, скорее, к хоккею, а не к клубам КХЛ. За «Спартак» или СКА никто не болел.

- Объясните мне, зачем Швейцарии нужен Кубок Шпенглера, над которым уже давно посмеиваются болельщики?

– В Швейцарии он довольно популярен. По телевизору показываются все игры, и многих этот турнир интересует. Это возможность сравнить местные клубы с европейскими и командой из Канады. В конечном счете, для «Давоса» Кубок Шпенглера приносит много денег.

- То есть хоккей в Швейцарии – дело прибыльное? Клубы зарабатывают на продаже атрибутики или билетов?

– Больше на билетах. Дорогие ли? Не очень. На плей-офф где-то 40 франков. Просто не у всех клубов есть богатые спонсоры, поэтому посещаемость игр и выручка с продажи билетов для многих очень важна.

- Прочитал в старом интервью Дмитрия Шамолина, что в лиге NLB в командах играют полупрофессионалы, включая строителей, каменщиков и так далее. Сталкивался с такими?

– В составах команд низших лиг встречаются молодые ребята, которые некоторые часть время уделяют работе, а не хоккею, но большинство клубов профессиональные. Почти все, я бы сказал.

Фата, Дэйгл, Скиннер и другие

- В «Биле» вы играли вместе с Риком Фата, который когда-то давно высоко котировался на драфте НХЛ и провел неплохой сезон за «Питтсбург». Почему он оказался в Швейцарии?

– Фата – очень-очень скоростной нападающий. У него отличное катание, и бегает он чуть ли ни быстрее Макса Афиногенова. Вот такого типа игрок. Макс потехничнее будет, но у Фаты бросок очень сильный. Я бы даже сказал, что ноги у Рико бегают быстрее, чем работает голова.

- С Александром Дэйглом, бывшим первым номером драфта НХЛ, не пересекались?

– Я – нет, но мой лучший друг играл вместе с ним. Он говорил, что техники особой у Дэйгла нет, но все равно Алекс всегда забивал. Шайба сама шла ему на клюшку, и статистика у него хорошая.

- А вы с кем из бывших звезд НХЛ успели сыграть в Швейцарии? С кем была самая запоминающаяся встреча?

– Знаете, я летом тренируюсь у Владимира Владимировича Юрзинова, так что самые звездные игроки, которых я встречал, – это русские (смеется).

- Кстати, о тренерах. В Швейцарии остались наши специалисты, которых было много в 90-е?

– В NLA и NLB россиян, кажется, нет. Хотя нет, в концовке сезона в «Рапперсвилль» взяли Игоря Павлова, но эта команда плелась внизу турнирной таблицы. Проблема в том, что мало российских тренеров говорят по-немецки и по-английски. Поэтому их и не приглашают в NLA. Никто ж не будет брать специалиста, которые не могут общаться с игроками.

- Расскажите, а как вы оказались в Швейцарии? Видел, что вы некоторое время играли в Северной Америке, а потом вернулись в Европу.

– У меня родители давно переехали в Швейцарию. Мне тогда лет 10 было. Вот с тех пор играю здесь. На юниорском и молодежном уровне я выступал в Швейцарии, а потом поехал в Канаду.

- В ОХЛ вы играли вместе со звездой «Каролины» Джеффом Скиннером. Тогда могли представить, что этот коротышка так дебютирует в НХЛ?

– Скиннер был самым юным в команде, когда я играл за «Рейнджерс». Он очень хороший, техничный нападающий с классным катанием и голевым чутьем. Сколько Джефф в последний сезон в ОХЛ забил? 50 в регулярке и 20 в плей-офф? Но, конечно, мне было трудно представить, что Скиннер вот так в первый же год за «Каролину» будет забивать по 30 шайб.

- За «Китченер» вместе с вами играл и Стив Мэйсон из «Коламбуса». Помните его?

– Да, он пришел в команду во время плей-офф перед дэдлайном. Стив был сильнейшим вратарем лиги на тот момент, и если бы не травма, мы выиграли бы Мемориал Кап в том году. На первой тренировке ему никто не мог забить. Также помню Назера Кадри из «Торонто», в котором мы играли в одном звене. У него очень хорошие руки, но физики ему не хватало. Вроде писали, что это и мешает карьере Назера в НХЛ. Болельщики хотели, чтобы он оставался в «Торонто», но пресса писала, что физически Кадри еще не готов, и ему нужно окрепнуть в фарме.

Привет родному военкомату

- Почему вы вернулись в Европу после нескольких сезонов в Канадской хоккейной лиге?

– Я оказался в команде «Сент-Джон Си Догс», которая по всем прогнозам должна была быть в плей-офф, но неудачно выступала в чемпионате. В клубе решили обменять всех игроков, за которых хоть что-то можно получить, а в новой команде у меня не сложилось. Были непростые отношения с тренером, и я решил вернуться в Швейцарию.

- В 2007-м вы играли за молодежную сборную России во время Subway Super Series. Насколько для вас памятно это событие?

– Для меня выступление за сборную – это лучшее, что могло быть. Это большая честь. К тому моменту я играл в «Китченере» где-то около месяца, и так получилось, что с некоторыми из ребят встретился в матче России и Канады. Было здорово. Из того состава помню Сергея Гайдученко, Сашу Васюнова. С Немчиновым было интересно поработать, пусть я и провел с командой всего неделю.

- Вы сказали, что летом тренируетесь в лагере Владимира Юрзинова. А не было желания попроситься на просмотр в какой-нибудь российский клуб? Гляди, зацепились бы за место в основе и подписали бы контракт. Или вы решили, что Швейцария и только Швейцария?

– Когда я выступал за сборную 16-летних, меня приглашали во многие команды. За второй состав «Локомотива» в плей-офф сыграл, в «Динамо» был на просмотре, в «Химике», когда там Попихин тренировал. Мог там остаться, но решил отправиться в Канаду. А сейчас ехать на просмотровый контракт не хочу, так как, по-моему, меня могут в армию забрать. Хотя разницы большой, где играть сейчас – в России или Швейцарии – нет. Мне здесь нужно подняться из лиги B в высший дивизион, там проявить себя. Потом можно будет думать и России. Хотелось бы, конечно, сыграть когда-нибудь в КХЛ.