12 мин.

В Пермском крае проводят фантастические гонки

Инопланетное зрелище.

Ввел явление гонок на каракатах (они же болотоходы, они же вездеходы на шинах с пониженным давлением, они же дрыны) в пространство интернета известный вологодский журналист Анатолий Ехалов в 2001 году статьей в газете «Труд». Статью мы заметили, но со связью тогда было не очень. Узнать расписание следующих мероприятий в Сямже, не находясь в Сямже, возможным не представлялось. До Ехалова мы дозвонились спустя пару лет, и он ничего нового не рассказал. Это сейчас у Анатолия Константиновича есть регулярно обновляемый Фейсбук, а тогда все было в этом плане сложнее.

Все эти годы, встречая отдельные каракаты/болотоходы на севере, мы восхищались их неповторимой гениальностью и тяжеловесной элегантностью.

Но было очевидно, что время самодельных машин понемногу уходит.

 

Каракат на Авито (объявление)

Во-первых, обычные автомобили (и снегоходы) стали доступнее. Во-вторых, меньше стало «ресурсной базы» – старых мотоциклов и автомобилей. В-третьих, гаражная культура вообще пошла на убыль. Можно по разному к этому относиться, и морали нет – но все же в советской истории было много интересной техники: и поезда на деревянных рельсах, и лесовозные монорельсы, и рейсовые трактора. Теперь это все уступает свое место стандартному массовому продукту.

 

Каракат на Авито (объявление)

На Авито я периодически смотрю интересные каракаты – и до сих пор не расстался с мечтой купить пару штук. Но попасть на настоящую гонку много лет подряд не получалось. Несколько лет назад проводился смотр каракатов в Пожве Пермского края, но в Пожву без гарантированной даты тоже не так просто добраться.

Ситуацию спас мой друг из города Чернушка Иван Мухин. Он дал мне ссылку на группу Вконтакте, в которой анонсировали ежегодные слеты любителей каракатов в городе Оса того же Пермского края. Даже после этого потребовалось три года, чтобы дата слета оказалась для меня подходящей.

–-

Город Оса

Оса  (21 тысяча жителей) оказалась неожиданно приятным местом. Слева от автостанции купеческая застройка 19 века. Ветшающая, конечно, но это по всей России большая проблема – не очень власть интересуется сохранностью старых домов и качественной их адаптацией под современные реалии. Справа – неплохо спланированные новые жилые зоны и река Кама. Глупо, что кроме парома (стоит тут же, вмерз в лед и ждет сезона) и частных лодок Оса от речного сообщения почти отрезана – скоростной «Метеор» в Пермь давно отменен (я случайно попал на него в 2002 году), круизные суда не останавливаются.

Довольно большой музей находится в здании бывшего Собора Успения Пресвятой Богородицы. Смотрим с дочкой экспозиции. Оса, строго говоря, древнее самой Перми – основана в 1591 году как один из опорных пунктов Русского государства на его тогдашней восточной окраине. Но произошло там за это время не так много всего, и вспоминают Осу обычно как один из очагов восстания Емельяна Пугачева и важную точку на пути экспедиции Витуса Беринга. «Витус Беринг – Оса на пути к великим открытиям» – дзен-плакат с таким текстом висит на первом этаже музея.

 

Оса, плакат в музее

Слет назначен на 12.30, но еще за полчаса до срока на набережной Камы практически ничего не происходит. Только периодически проносящиеся по старинным улочкам странные устройства как бы намекают нам, что мы не зря приехали.

Каракаты в Осе, 2018 год

Ждем. Дочка занимается инсталляциями, примеривая магнитик с  пермской достопримечательностью «Счастье не за горами» к местным пейзажам. Подходит существенно лучше, чем в Перми. Минут за десять до официального начала судьи начинают натягивать ленты, обозначая трассу на льду реки, а к спуску резко собираются участники и зрители.

 

Каракаты в Осе, 2018 год

– Нашему объединению «Малая Механизация» при Центре детского творчества уже 28 лет. А традиции слетов – более тридцати, – говорит руководитель объединения и главный организатор слета «Вездеход-2018» Владимир Рожков. Находящееся рядом здание Центра напоминает небольшой средневековый замок.

Центр Детского Творчества В Осе

Фырчащие разнокалиберные машины с разным количеством колес поражают непривычного обывателя. Бегаю с фотоаппаратом между ними и фотографирую все подряд. Кругом камеры, камеры, камеры.

Каракаты в Осе, 2018 год

 

Каракаты в Осе, 2018 год
Каракаты в Осе, 2018 год
Каракаты в Осе, 2018 год

В ожидании старта спортсмены оценивают каракаты друг друга, зрители обсуждают шансы.

 – Времена-то идут… Люди соображают чего как. Раньше многие с лыжами делали вездеходы, теперь почти никто, – авторитетно говорит один из болельщиков. В подтверждении его слов единственный вездеход с передней лыжей существенно проиграет в гонке большинству соперников.

 

Каракаты в Осе, 2018 год
Каракаты в Осе, 2018 год
Каракаты в Осе, 2018 год
Каракаты в Осе, 2018 год

Но мне особенно обидно, что в этом году не приехал никто на аэросанях. В прошлом году были. Для меня, фаната аэросаней, у которого дома лежат несколько книжек по ним, это удар.

– К сожалению, это неудивительно. Подросткам до 18 лет по правилам нельзя садиться на аэросани. А значит, мы их не строим. Можем строить только вездеходы на колесах и на гусеницах, но на гусеницах, понимаете, очень дорого, – объясняет Владимир Рожков.

 

Владимир Рожков, Оса

Тут мы и подходим к Основному Сложному Вопросу этих гонок. Дело в том, что «Малой Механизации» как главному организатору логично продвигать детский спорт, и поэтому в гонках сейчас участвуют ребята до 18 лет. Де-факто никто не против, чтобы все остальные участвовали в своих заездах по тем же трассам после школьников. Но между «не против» и «организуем» разница весьма велика,  и в последние годы поток гостей на своих каракатах из Барды, Оханска, Елово практически иссяк.

 – Да, это проблема. Кустарей становится меньше, – говорит Владимир Рожков. – С другой стороны, надо понимать, что при наличии большого призового фонда тут из Перми и из других мест подтянулись бы очень приличные гонщики-снегоходчики, не надо недооценивать их желание победить.

Каракаты в Осе, 2018 год
Каракаты в Осе, 2018 год

 

Каракаты в Осе, 2018 год

Так что взрослые на своих агрегатах в основном стоят в сторонке. Некоторые особо продвинутые обсуждают аналоги таких гонок в США, но точного представления ни у кого нет.

 

Каракаты в Осе, 2018 год

Вообще для запрещающего все государства (это я не про США) наличие такого кружка и таких гонок – большой успех. Владимир Рожков благодарен за то, что не мешают – весь призовой фонд обеспечивают местные бизнесмены, в основном друзья Владимира, с которыми он закончил сельскохозяйственную академию много лет назад. Но согласовывать все приходится очень аккуратно.

Каракаты в Осе, 2018 год
Каракаты в Осе, 2018 год
Каракаты в Осе, 2018 год

Построение на льду Камы впечатляет. Много и каракатов, и людей. Однако сами гонки на удивление короткие. Заезды для четырехколесной техники и для трехколесной, каждый по 2-3 круга. Потом финал. Для таких приготовлений кажется, что праздник кончился слишком быстро.

 

Каракаты в Осе, 2018 год
Каракаты в Осе, 2018 год
Каракаты в Осе, 2018 год
Каракаты в Осе, 2018 год
К

– Ну вообще эти машины, если быть честным, не очень-то подходят для гонок, – объясняет мне Владимир Рожков. – Перегреваются двигатели, да и вообще задачи у них другие. Но хочется же иногда на других посмотреть и себя показать. Но у нас есть и другие мероприятия – на рыбалку периодически ездим все вместе, например. Да и в быту вездеходы можно использовать.

 

Каракаты в Осе, 2018 год
Каракаты в Осе, 2018 год
Каракаты в Осе, 2018 год
Каракаты в Осе, 2018 год

Абсолютным победителем гонок стал Алексей Мельников, он же финишировал первым в классе до 650 кубических сантиметров. Гонку среди каракатов до 350 кубических сантиметров выиграл Марк Росляков. Несмотря на холод, почти никто не расходится. Проводят показательные заезды, катают детей.

Каракаты в Осе, 2018 год
Каракаты в Осе, 2018 год
Каракаты в Осе, 2018 год

– В основном мы закупаем детали от старых автомобилей и мотоциклов во вторчерметах, а дальше уж все сами, – говорит на прощание Рожков. – Но уже накопили такой опыт, что иногда у нас просто заказывают ту или иную машину или конкретный узел.

Не хочется занудствовать подобным образом, но придется. В Европе из таких гонок сделали бы большой фестиваль, с блинами (масленица как раз), горками, глинтвейном и всем остальным. Red Bull еще поддерживал бы.  У нас мы держим пальцы, чтобы кто-нибудь такие соревнования не закрыл. Но выглядит все это инопланетно, и очень хочется традицию сохранить.

Каракаты в Осе, 2018 год

– Никогда не думал, что напишу статью в рубрику «Авто», – говорю я дочке в автобусе на обратном пути. – Но жизнь тем и хороша, что в ней бывают всякие сюрпризы.

–-

P.S. Напоминаю, что на основе текстов блога «Периферия» готовится книга «Россия через хоккей». Статьи про каракаты там не будет, но зато там будет большинство других лучших текстов за последние 10 лет. Вы можете заранее купить экземпляр или оказать другую помощь при издании на странице краудфандиноговой кампании «Россия через хоккей». Спасибо!