Филькина грамота. Несколько вопросов к рейтингу клубов КХЛ
Юбилейный, 10-й сезон КХЛ, на который к тому же выпадает Олимпиада, по определению должен быть особенным и стоять особняком. Но, по большому счёту, пока из знаковых событий можно отметить разве что запуск в космос мини-Кубка Гагарина и шайбы, которая затем будет использована на символическом вбрасывании на первой игре плей-офф. В плане собственно хоккея сезон получается на удивление ровным и безэмоциональным. Да и как иначе, когда интрига с победителем регулярного чемпионата умерла едва родившись, да и название клуба, который возьмёт Кубок Гагарина, можно угадать, что называется, с двух нот. В этой связи невольно вспоминается анекдот времён брежневского застоя: у нас всё во благо человека, всё во имя человека. И мы знаем имя этого человека. К нынешней ситуации в нашем хоккее этот невесёлый юмор подходит идеально. Питерский СКА уже не просто primus inter pares, а де-факто проcто primus, без всяких pares. И, как кажется, никто этого факта особенно не стесняется.
Зато на административном фронте наблюдается кипучая деятельность наших хоккейных боссов, утверждающих разнообразные программные документы, проводящих бесконечные совещания и декларирующих громкие задачи на ближайшую перспективу. И даже рапортующих об уже достигнутых успехах. И всё бы ничего – проблем в КХЛ действительно целый ворох, и серьёзные реформы в этом хозяйстве назрели. Вот только совсем не факт, что руководство лиги сможет адекватно ответить на эти вызовы времени. И дело даже не в самих по себе тезисах заявляемой программы, т.к. многие из них совсем не лишены логики. Проблема в механизме имплементации предлагаемых мер и их эффективности. К сожалению, в нашей стране зачастую закон – это одно, а его реализация – совсем другое. Так сказать, правоприменительная практика хромает.
24 мая этого года совет директоров КХЛ утвердил основные направления развития лиги, а 13 декабря этот же орган принял к рассмотрению стратегию КХЛ до2023 г. В общем, со стратегическим подходом у нас полный порядок – всё как учили. Положения, заложенные в этих документах, вполне себе благородные и правильные. Так, в качестве главной цели в стратегии провозглашается повышение соревновательного уровня лиги, и, как следствие, зрительского интереса. Также там обозначен целый ряд проблем лиги, которые действительно нужно решать – огромное расслоение между богатыми и бедными клубами, зависимость клубов от государственного финансирования, низкий зрительский интерес. Но как же предлагается бороться с этими напастями? И здесь тоже всё вроде бы неплохо – в частности, жёсткий потолок зарплат, который призван, по мысли доморощенных реформаторов, усилить конкуренцию в КХЛ и обеспечить более-менее равномерное распределение сильных хоккеистов между всеми участниками турнира. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что этот потолок не является константной величиной, и в нём немало разного рода лазеек, позволяющих его обойти. Также, по словам президента лиги Дмитрия Чернышенко, новая стратегия нацелена на увеличения коммерческого потенциала клубов, на то, чтобы они больше зарабатывали и меньше тратили. Конечно, лозунг «Обогащайтесь!» по-своему неплох, но эту проблему, боюсь, лиге в обозримой перспективе решить не удастся. Львиная доля участников КХЛ содержится либо на средства областных бюджетов с привлечением спонсорских средств, либо за счёт госкомпаний. Короче, так или иначе государство у нас основной меценат, и потеснить его с этой роли просто некому. Да, хоккейные клубы у нас зарабатывают больше футбольных – от телеправ, билетов, продаж атрибутики и прочее, но до самоокупаемости подавляющему большинству из них всё равно как до Луны. Так что этот пункт скорее из серии мечтать не вредно, маниловщина в чистом виде.
Ключевой новацией стратегии КХЛ стал рейтинг клубов, который базируется на их показателях за последние три сезона. Он составляется на основании восьми пунктов, среди которых, например, спортивные достижения, ТВ-спрос, государственное финансирование, посещаемость, наличие долгов по зарплате. Отношение к этому рейтингу в хоккейном сообществе неоднозначное, в том числе по причине его закрытости, когда не совсем понятно, как рассчитываются выдаваемые публике баллы. Его введение во многом связано с декларируемой задачей сокращения числа участников КХЛ до 24 клубов. Вообще говоря, в условиях закрытой лиги подобный инструмент вполне себе имеет право на жизнь – а как иначе обеспечивать в ней какое-то движение и ротацию представителей. Можно констатировать, что введение рейтинга подвигло многие клубы выйти из состояния анабиоза и начать проявлять себя на разных участках работы – от улучшения инфраструктуры до медийной активности. Другое дело, что относительно ранжирования клубов в этом рейтинге и, соответственно, определения имён неудачников, покидающих КХЛ, есть определённые вопросы.
Изначально твёрдо заявлялось, что по окончании текущего сезона в ВХЛ отправятся три клуба, и хотя в последнее время заявления того же Чернышенко на эту тему стали куда более обтекаемыми, будем исходить из того, что именно так всё и будет. На сегодняшний день с именами двух из трёх вылетающих почти всё ясно – «Югру» и «Ладу», наверное, при нынешних раскладах не спасёт уже ничто. Югорчане ещё перед стартом этого сезона были обречены, но какая-то надежда на спасение, видимо, у них всё же была. Именно с этим было связано приглашение Игоря Захаркина, чьё имя должно было отвести от клуба удар. Но Захаркин быстро ушёл, да и едва ли он сильно помог бы клубу, абсолютно худшему по всем параметрам – от спортивных результатов до качества телекартинки и посещаемости. «Лада» в своем нынешнем виде – это тоже явный балласт, и, несмотря на серьёзный исторический бэкграунд, её исключение будет вполне оправданно. А вот с третьей командой всё не так просто. Согласно последней версии рейтинга, в зоне риска оказалась череповецкая «Северсталь», что вызывает немало вопросов. Ещё год-два назад дела в Череповецке и впрямь обстояли неважно, но за последнее время ситуация кардинально изменилась сразу по целому ряду пунктов. Нахождение на дне рейтинга клуба, реально борющегося за плей-офф, не имеющего госфинансирования, проведшего серьёзную работу по апгрейду cвоей арены и весьма активного в медиапространстве вызывает, мягко говоря, недоумение. Особенно если учесть, что несколько выше, на пятом месте с конца, находится подольский «Витязь», уступающий или во всяком случае не превосходящий череповчан почти по всем пунктам. Чудеса, да и только. Посему представляемые на-гора расчёты и кажутся многим, прежде всего клубным руководителям, говоря деликатно, не совсем обоснованными. А обосновывать их никто не спешит.
Проблема тут, помимо всего прочего, в том, что лиге присутствуют неприкасаемые клубы, которые формально учитываются в рейтинге, но по сути участвуют в этом соревновании вне конкурса. Из российских клубов это, например, «Сочи» (по понятным причинам), а также «Адмирал», чьё участие в КХЛ также имеет немалую политическую подоплёку. С иностранными клубами всё ещё сложнее. Стратегия КХЛ де-факто предполагает сокращение лиги за счёт исключения российских клубов, в то время как зарубежный легион вполне может ещё пополниться. На сегодняшний день те же «Слован» и рижское «Динамо» выглядят абсолютно неконкурентноспособными по всем пунктам, но исключать их, особенно рижан, почти наверняка никто не будет. Про «Куньлунь» и вовсе речи нет – не для того его с такой помпой год назад принимали в лигу с прицелом на пекинскую Олимпиаду2022 г. Скорее можно ожидать ещё одного (или не одного) клуба из КНР. Вот и получается, что весь этот рейтинг, по задумке, может быть, вовсе и не плохой, оказывается филькиной грамотой, инструментом для отсева неугодных клубов. Или просто клубов, которых не жалко.
Что мы имеем в сухом остатке? Несмотря на победные реляции власть предержащих от хоккея, можно констатировать, что к своему первому юбилею КХЛ подходит с целым багажом серьёзных проблем, но как их решать, похоже, никто толком себе не представляет. На сегодня тренды в основном негативные – посещаемость арен падает, финансовые проблемы у клубов обостряются, пропасть между СКА-ЦСКА и всеми остиальными неудержимо растёт. В общем, грустный юбилей получается. Зато шайбу на МКС запустили. Так сказать, выходим на новый уровень.