14 мин.

Как выбрать амортизацию для велосипеда: хардтейл или двухподвес

Содержание

Относительно недавно велосипеды для массового потребителя выпускались с жесткими рамами без наличия какой-либо амортизации. Мало кто из новичков о ней задумывался. Но стоит хотя бы немного проехать на велосипеде, оснащенном амортизационной системой, разница становится ощутимой. Главное – комфорт. Велосипед смягчает любой удар во время проезда по яме или ухабу. Разница становится особенно заметной при езде по проселочным дорогам или бездорожью.

Как выбрать перчатки для велосипеда: защита и удобство

Самая важная задача амортизации – осуществлять контакт с поверхностью дороги. Как только транспортное средство отрывается от нее, оно становится неуправляемым. Безопасность важна всегда и везде. Когда определились с выбором в пользу велосипеда с амортизацией, дальше можно рассмотреть все преимущества и недостатки любых типов подвесок.

Что такое хардтейл и двухподвес?

Велосипеды с амортизаторами выпускаются самых разных моделей, но наиболее распространенными считаются хардтейл и двухподвес.

Хардтейл — жесткая рама с амортизационной вилкой

Велосипеды хардтейл выпускаются с рамой, где задний треугольник имеет жесткое крепление, амортизация присутствует только на переднем колесе. Само слово переводится с английского языка как «жесткий хвост». Хардтейлы встречаются во многих вариантах исполнения техники, начиная с обычных прогулочных модификаций, заканчивая специализированными спортивными велобайками. Внутри хардтейлов тоже есть отличия в зависимости от передней вилки: жесткой (ригидной) или амортизационной.

Спортивные хардтейлы выпускаются для следующих условий езды:

  • стрит – катание по улицам с возможностью преодолевать небольшие препятствия, кочки, бордюры;

  • кросс-кантри – езда по неровной дороге со спусками и подъемами;

  • дуал-кросс – специализированная трасса с препятствиями, где участвуют минимум два спортсмена;

  • триал – экстремальное катание на трассах различного типа.

Хардтейлы выпускают и для спокойной езды в городских условиях.

У велосипедов с амортизацией такого типа есть ряд преимуществ:

  • отсутствуют торсионные смещения заднего треугольника рамы;

  • легкое обслуживание благодаря простоте конструкции;

  • очень прочная рама;

  • долгий срок эксплуатации;

  • более низкая стоимость и вес;

  • возможность установить на заднее колесо багажник.

Практически все недостатки относятся к уровню комфорта. Жесткая конструкция заднего колеса требует постоянной концентрации внимания. Оно может отрываться от поверхности дороги и грозить потерей управляемости. При длительных поездках особенно по пересеченной местности увеличивается нагрузка на тело, накапливается усталость, появляется риск травмироваться.

Двухподвес — полная амортизация (вилка + задний амортизатор)

Название велосипед двухподвес тоже «говорящее». В отличие от хардтейлов здесь два амортизационных механизма. Практически каждый из нас когда-то садится на велосипед в первый раз. Преодолевать препятствия при отсутствии амортизатора приходится, привстав с седла, и ехать практически стоя. Амортизаторами служат коленные суставы. На двухподвесе те же препятствия можно преодолевать не вставая с седла в спокойном режиме. Амортизационная задача возложена на механизмы переднего и заднего треугольника рамы. С таким велосипедом не страшны самые плохие участки дорог.

Их используют в следующих условиях:

  • даунхилл – крутые спуски с ездой на время;

  • кросс-кантри;

  • трейл:

  • фрирайд – езда по бездорожью с многочисленными спусками и подъемами и возможностью выполнять трюки;

  • эндуро – сложная трасса для агрессивной езды.

Разница между хардтейлом и двухподвесом становится очевидной по уровню комфорта. В целом, недостатки хардтейла оборачиваются преимуществами у двухподвеса и, наоборот. Двухподвесы больше весят, их надо чаще обслуживать, стоимость дороже, вариантов и моделей на рынке меньше. Зато лучше сцепление с поверхностью, колеса постоянно в контакте с дорогой, можно долго ездить в условиях сложного рельефа и не ощущать усталости.

Как выбрать велосипед с правильной амортизацией?

При выборе многое зависит от потребностей: где вы собираетесь эксплуатировать велосипед, в каких условиях, какой бюджет можете себе позволить. Если решили выбрать велосипед с амортизацией, дальше идут универсальные требования.

На что обратить внимание при выборе хардтейла

При производстве велосипедов используются два основных материала: алюминий, он тяжелее, прочнее, дешевле и углеродное волокно, дороже, легче, но материал хрупкий. В первом случае любое механическое воздействие на раму велосипеда не будет иметь серьезных последствий. При падениях, столкновениях, ударах может появиться вмятина, но конструкция сохранится. Алюминий лучше гасит вибрации и поглощает удары. Углерод материал очень прочный, но любой серьезный удар может привести к растрескиванию рамы. Встречаются также стальные и титановые рамы, но в меньшем количестве. Сталь сильно утяжеляет велосипед, а титан материал чрезвычайно дорогой.

На хардтейлах присутствуют различные типы вилок, от ригидных до масляных. Мы рассматриваем гидравлическую систему, которая позволяет переднему колесу при езде перемещаться вверх и вниз, гася вибрации и обеспечивая сцепление с дорогой. Ножки вилки велосипеда еще называют стойками, они отличаются ходом.

Чем больше ход, тем больше гасятся вибрации и удары на неровностях дороги:

  • ход 100-120 миллиметров: для спокойных городских трасс или пересеченной местности;

  • ход 130-150 миллиметров: для горных дорог;

  • ход 150-180 миллиметров: для технически сложных трасс и бездорожья.

Ход вилки может быть еще большим, такой используется при экстремальном катании. Обратите внимание, что величина хода влияет на геометрию рамы. Чем больше ход вилки, тем слабее угол наклона головки для более крутой и требовательной езды по трассе. Обращайте также внимание на демпфер: масло, эластомер, воздух.

Как выбрать двухподвес

Велосипед двухподвес предусматривает более сложный механизм амортизации. При выборе обращайте внимание на вид: пружинные представляют собой металлическую витую пружину и воздушные, присутствует герметичная воздушная камера и пружина. Задние амортизаторы велосипеда можно настраивать. В магазинах вам могут предложить дешевый вариант без настройки, но настоящим двухподвесным велосипедом такой не назовешь.

Во время настройки регулируется:

  • скорость сжатия: влияет на динамику езды, при жестком сжатии велосипедист уверенно чувствует себя во время поворотов, высокая скорость снижает сцепление с дорожным покрытием;

  • скорость отбоя: маленькая обеспечивает больший комфорт во время езды, но снижает эффективность на скорости, при высокой все происходит наоборот, оптимальным вариантом считается, когда скорость отбоя в несколько раз превышает скорость сжатия;

  • нагрузка пружины: настраивается индивидуально под вес велосипедиста.

Двухподвесные велосипеды можно идеально подогнать под себя и свой стиль езды. Но стоимость хороших вариантов на рынке начинается с 250 тысяч рублей.

Вилка велосипеда: какие бывают, и как выбрать

Амортизаторы различаются по типу работы, отличие происходит в двух основных вещах: что применяется в качестве пружины или демпфера. К этим характеристикам обычно добавляются обслуживание и стоимость. Какая вилка лучше для велосипеда? Разберем все варианты.

Жесткие (ригидные) вилки

Ригидный тип вилки все хорошо знают еще по старым велосипедам советского производства. Такие велосипеды предприятия выпускают и сейчас. Ригидная вилка представляет самую простую конструкцию из двух параллельных металлических трубок. Ее нельзя считать амортизационной. В велосипедах такого типа амортизаторами служат только покрышки колес. Техника предназначена исключительно для спокойной езды в городских условиях по специально оборудованным дорогам. Вилка практически не требует внимания и ухода. Основные преимущества – простота в эксплуатации. Вилка не разборная, отсутствуют пружины, сальники, нет нужды в смазке. Даже самая тяжелая будет весить не более 2,5 килограммов. Велосипеды с ригидными вилками стоят дешевле остальных. Минус – жесткость, но так ли это важно, если ездить приходится редко и по ровным дорогам.

Пружинно-эластомерные вилки

Пружинно-эластомерная вилка является самым распространенным вариантом на велосипедах с амортизацией. Основной элемент – стальная амортизационная пружина, но параллельно в качестве демпфера устанавливается эластомер, отсюда и название. Он представляет собой мягкий пластик, его ставят внутри основной пружины. При ее сжимании эластомер разжимается и заполняет пустоты между спиралями. Когда пружина разжимается, эластомер мешает ей это сделать очень быстро, получается демпфер.

Велосипеды с такими амортизаторами стоят дороже, но зато обеспечивают больший комфорт при езде, отрабатывая неровности. Механизм сложнее, высока вероятность поломки. Чаще всего причиной служит хрупкий эластомер. Обслуживание стоит недорого, главное, о нем не забывать, иначе придется менять такую вилку полностью.

Воздушные и масляные вилки

Конструкторы пошли дальше и разработали пружинно-масляную вилку. Саму пружину делают из стали высокого качества или титана. Демпфером служит надежный и правильный масляный картридж. Вилка подобного типа отлично показывает себя на всех неровностях, в ней множество регулировок жесткости. Она прослужит очень долго при своевременном обслуживании. За все это придется заплатить хорошую цену и постоянно следить за состоянием. Обычно пружинно-масляные вилки используются в экстремальных видах спорта.

В воздушной вилке нет пружин и камер. Вместо них в обоих случаях используется воздух. В вилку воздух закачивается под давлением, при езде происходит его сжатие и разжатие. Основные преимущества – простота в эксплуатации, максимальный комфорт, большое количество настроек под велосипедистов с любым стилем езды, любым весом. Минус – постоянный уход. За воздухом нужно следить чуть ли не после каждой поездки. При долгой езде по неровностям происходит стравливание. Стоимость такой вилки высокая, но в обслуживании она недорогая.

Задний амортизатор: какой лучше выбрать?

Задние амортизаторы бывают разные, хотя вариантов меньше, чем в случае амортизационной вилки. На велосипедах двухподвесах устанавливают воздушные и пружинные амортизаторы.

Виды задних амортизаторов

Пружины располагаются с внешней стороны, чаще всего устанавливаются на велосипеды для фрирайда и даунхилла. Стальные пружины хорошо зарекомендовали себя, отличаются ровной, корректной, мягкой работой. Пружины просты в обслуживании, здесь легко менять настройки с помощью регулировочной гайки. При затягивании пружина работает жестче, при ослаблении мягче. Стоимость таких амортизаторов меньше, чем воздушных, если пружина сделана не из титана.

Конструкция воздушных задних амортизаторов напоминает переднюю вилку. Внутри тела амортизатора размещается воздушный картридж. Вес получается меньше, чем у пружинных, настройка осуществляется путем прокачки картриджа с помощью насоса высокого давления. Минус воздушных амортизаторов – перепады работы при разной степени сжатия. Разработчики пытаются решить эту проблему.

Какой ход амортизации нужен?

Перед эксплуатацией велосипеда важно правильно настроить амортизаторы, отрегулировать демпфирование – сжатие и отскок, проверить ход подвески. Он разный в зависимости от условий езды. Всегда возникает вопрос, какой ход подвески выбрать?

Обычно применяются следующие настройки:

  • от 20 до 40 миллиметров – для гравийных дорог;

  • от 40 до 80 миллиметров – для городских дорог;

  • от 100 до 140 миллиметров – для кросс-кантри и прогулочных велосипедов:

  • от 140 до 160 миллиметров – для трейла и универсальных моделей;

  • свыше 180 миллиметров – для даунхилла и экстремальных дисциплин.

При каждой настройке следует учитывать вес райдера и особенности его езды.

Хардтейл или двухподвес: плюсы и минусы

Какой велосипед выбрать, вопрос относительный. Все зависит от потребностей владельца, по каким дорогам он планирует кататься. Дальше следуют плюсы и минусы.

Сравнение по основным характеристикам

В пользу хардтейлов говорит меньший вес, демократичная цена и простота в обслуживании. Даже если стоимость приблизительно одинаковая, то хардтейлы имеют навесное оборудование более высокого уровня. Внешне двухподвесы выглядят мощнее, объемнее. Они тяжелее своих «собратьев» и стоят дороже. Наличие заднего амортизатора усложняет обслуживание велобайка. В то же время на двухподвесах велосипедист ощущает себя комфортнее. У хардтейлов быстрый разгон с места, отсутствие раскачки при педалировании, но сцепление с дорогой хуже, чем у двухподвесов.

Какой велосипед выбрать для города, бездорожья, соревнований?

Для любителей в городской среде предпочтительными считаются велосипеды типа «ригид» или «хардтейл». Возможности двухподвесов в таких условиях избыточны, а вот для фрирайда они подойдут гораздо лучше. Их стихия сложные участки на пересеченной местности, естественные препятствия. Хардтейл в таких условиях использовать можно, но он будет менее безопасным. Для шоссе и веломарафонов преимущество за хардтейлами. Приведем небольшую таблицу для сравнения двух типов велосипедов:

Тип велосипеда

Преимущества

Недостатки

Хардтейл

Меньший вес, стоит дешевле, прост в обслуживании

Жестче на пересеченной местности

Двухподвес

Более комфортен, лучшее сцепление с дорогой

Тяжелее, дороже, требует большего обслуживания

ТОП производителей амортизационных систем

На рынке производителей оборудования для велосипедов хорошо зарекомендовали себя несколько компаний, которые пользуются популярностью во всем мире.

Лидеры среди вилок

Японская компания SR Suntour уже много лет выпускает бюджетные варианты вилок для велосипедов с амортизацией. Главные хиты – вилки моделей XCT, XCM, XCR, именно они устанавливаются на большинство современных велобайков. Есть в их продукции и более дорогие модели. Стоит обратить внимание на вилки тайваньской компании RST. В среднем сегменте хорошо зарекомендовали себя компании Manitou и Marzocchi. Линейка амортизаторов у этих компаний небольшая, но все могут похвастаться высоким качеством.

Лучшие бренды амортизаторов

Особой популярностью пользуются две американские компании RockShox и Fox Racing Shox. Первая производит вилки и амортизаторы для разных ценовых уровней, продукция второй более дорогая. Хорошие бюджетные амортизаторы выпускает компания X-Fusion.

Уход за амортизацией велосипеда

Вилка и амортизаторы прослужит долго, если постоянно уделять им внимание и бережно относится.

Как продлить срок службы вилки и амортизатора?

Прежде всего необходимо регулярно чистить подвеску. Грязь и пыль вредят амортизаторам и ускоряют их износ. Для ухода используйте ветошь и обыкновенный мыльный раствор воды. В воздушных амортизаторах нужно проверять давление, особенно перед соревнованиями или длинными поездками. Постоянно следует проводить визуальный осмотр вилки и амортизатора на предмет мелких повреждений и трещин. Проверяйте крепления.

Когда требуется замена амортизатора или вилки?

Главное не доводить до замены. Но если видите постоянную течь масла или амортизаторы не держат воздух, подтекает масло, сломан эластомер, и внутри вилки все превратилось в «кашу», требуется немедленный ремонт или, в худшем случае, замена. В некоторых случаях ремонт будет стоить дороже, чем покупка новой подвески.

Велосипед с амортизацией считается отличным выбором, если вы предпочитаете нескучный стиль езды по пересеченной местности, или часто приходится эксплуатировать велосипед в городских условиях. Амортизаторы обеспечивают комфорт, велосипедист меньше устает. Какую подвеску выбрать для велосипеда, зависит от вашего стиля езды. Помните, что она нуждается в регулярном обслуживании.

Как выбрать тормоза для велосипеда: ободные VS дисковые, механика VS гидравлика

Как ухаживать за велосипедной вилкой — правильная смазка, давление и сервисное обслуживание