4 мин.

Трудоголики в опасности! 3 вопроса психологу о зависимости от работы

«Я проработал все выходные и закрыл проект». «Снова задержусь допоздна в офисе — слишком много задач». «Отпуск брать не буду — некогда!» Как быть, когда ты трудишься и не можешь остановиться, а на другую жизнь уже не хватает сил? В День трудоголика мы поговорили об этом с психологом Ольгой Сориной.

Как отличить трудоголизм от увлеченности работой?

Во-первых, в случае трудоголизма работа вытесняет остальные части жизни и занимает все больше и больше времени. И это может отразится на отношениях с близкими. Они порой не могут находиться рядом, не выдерживают. Отношения в семье становятся плохими или она распадается.

Во-вторых, в работе невозможно достичь удовлетворенности. Человек бесконечно трудится, но не чувствует, что у него что-то получается. Он может порадоваться какому-то результату три секунды, а потом опять будет недоволен. Сколько бы усилий ни прилагал, все равно удовлетворенности не почувствуешь.

Если человек увлечен работой, то ему хорошо. Он чувствует интерес и удовольствие, ему комфортно взаимодействовать с людьми. В команде чувствует себя на своем месте, и от коллег получает обратную связь.

Но я стою на том, что если работать по 12–18 часов в сутки без выходных и без отпусков, то даже самое любимое дело вы возненавидите.

Поэтому важно, можете ли вы не работать, даже если ваше дело вам очень нравится. И это не про «да я в любой момент остановлюсь».

Доработаться до больничной койки возможно?

Трудоголизм и выгорание — не болезни. Но рабочий стресс без отдыха может приводить к разным физическим и психическим расстройствам, принимать различные формы: например, депрессивные и тревожные расстройства. И даже инфаркт или инсульт, которые могут привести к летальному исходу.

В Японии даже появился термин «кароси» (過労死) — «смерть от переработки». Его основные медицинские причины: инфаркт и инсульт на фоне стресса. Кроме того, в этой стране были зафиксированы случаи самоубийств среди людей, которые регулярно перерабатывали, писал Forbes.

В Японии сотрудники часто отказываются от отпусков. В США сотруднику полагается только две недели отпуска в год. Это тоже влияет на отношение к работе: слишком многое вокруг нее выстроено.

В нашей стране, с одной стороны, процветает культ трудоголизма, а с другой — случаются кошмарные 10-дневные праздники в январе и мае. И часто в эти дни люди продолжают работать. Есть организации, где официально любой сотрудник может взять отпуск, но задач так много, что люди боятся отдыхать. А что, если после двухнедельной поездки мне придется работать в два раза больше? Или мои задачи упадут на коллегу, а в отделе и так все перегружены. Поэтому люди не отдыхают годами. И так можно доработаться до больницы.

Как понять, что я трудоголик и мне нужна помощь?

Чаще всего самому это понять невозможно. Сами мы иначе смотрим на то, что с нами происходит. Критика снижается. Человеку трудно понять про себя, что у него трудоголизм, признать это.

И все эти чек-листы — «ответь на пять вопросов и пойми, что у тебя трудоголизм» — поддерживают идею, что человек должен справляться сам. А я настаиваю, что не должен.

С отношением к работе связано много разных проблем, которые не распознать без помощи специалиста. Может быть, тревогу надо лечить, потому что из нее растет трудоголизм. Или первопричина — зависимое поведение, которое может проявляться в разных сферах жизни. Или был депрессивный эпизод, или утрата непрожитая, после чего человек и начал упахиваться.

Поэтому если у вас есть малейшее подозрение, что что-то не так, то я рекомендую хотя бы одну сессию с психологом, чтобы свериться и понять, что с вами происходит. Субъективные ощущения могут быть разные: кажется, что вы не справляетесь, не вывозите, вам плохо, но не понимаете почему. И этого уже достаточно, чтобы обратиться за помощью.

Если вы и раньше замечали за собой зависимое поведение и понимаете, что оно касается не только работы, можно обратиться в группы «12 шагов». Они бесплатны, анонимны, работают по всему миру — как очно, так и онлайн.

Что еще важно? Не оставаться одному, искать поддержки. Это могут быть родные, друзья, коллеги, группа «12 шагов» или любая другая психологическая помощь. Чем сложнее, тем больше поддержки нам нужно.