3 мин.

Леонардо да Винчи хватало двух часов: как люди подчинили себе сон

В современном мире работает целая индустрия, которая позволяет людям выбирать время засыпания и пробуждения. Вспомним ее историю, описанную в книге «Что мы делаем в постели: горизонтальная история человечества» Брайана Фейгана и Нади Дуррани, которая недавно вышла в издательстве «Альпина нон-фикшн».

Снотворное

Человечество прибегало к снотворным препаратам на протяжении всей своей истории. Римский император Публий Лициний Валериан (253–260) пил отвар из травы, которая была названа в его честь — валерианы. 

Первое снотворное появилось в 1903 году — синтетический барбитурат под названием «Веронал». Спустя 30 лет количество таких препаратов превысило миллиарды доз.

В 2014 году общемировые расходы на снотворное оценивались примерно в 58 миллиардов долларов, а к 2023 году эта цифра, по прогнозам, превысит 100 миллиардов долларов. 

К сожалению, снотворные препараты увеличивают продолжительность сна всего на 20 минут, при этом обладая множеством побочных эффектов. 

Будильник и рабочий график

Большинство людей просыпаются по сигналу будильника, чтобы успеть на работу. Это продолжается всю их жизнь: с начальной школы дети следуют графику, просыпаясь к первому уроку. Проспишь — отругают за опоздание. Так, Томас Джефферсон рассматривал всеобщее школьное образование как ключевой элемент демократической республики, но на практике оно оказывается также и удобным инструментом подготовки молодого поколения к будущим беспощадным требованиям расписания на рабочем месте. 

Из-за этого, просыпаясь ночью из-за двухфазного сна, многие пугаются: а что, если я не усну, а потом не проснусь вовремя? До эпохи карманных часов, фабричных смен и расписаний поездов сон не имел никакого определенного графика. Была единственная закономерность: чем позже отходишь ко сну, тем позже наступает пробуждение для ночного бодрствования и второй сон. 

Те, кто подчинил себе сон

Некоторые люди осознанно сокращали время сна или меняли его график, чтобы быть эффективнее. Уинстон Черчилль практиковал полуденный сон, который некоторые ученые считают частью нашего врожденного циркадного ритма ( 24-часовые циклы, определяющие стандартные биологические процессы, например, «сон — бодрствование» и «голод — переваривание»). 

«Вы должны спать иногда между обедом и ужином, — советовал Уинстон Черчилль. — Разденьтесь и лягте в кровать. Я так поступаю каждый день. Не надо думать, что вы успеете за день меньше, если какое-то время потратите на сон. Вы сделаете намного больше. У вас будет целых два рабочих дня в течение одного дня. Если не два, то полтора, я вам гарантирую!» 

Черчилль спал днем, потом ложился поздно вечером и тратил на ночной сон всего четыре часа. 

О Леонардо да Винчи говорят, что он писал Мону Лизу, отдавая сну лишь два часа в день, да и то урывками, по пятнадцать минут каждые четыре часа. 

Вольтер спал всего четыре часа в сутки. Но при этом выпивал по сорок чашек кофе в день. 

Томасу Эдисону требовалось всего около четырех часов сна, которые он часто проводил на койке в своем кабинете или на полу возле рабочего стола. 

Сколько нужно спать, чтобы быть счастливым?

В 2002 году Дэниэл Крипке из Сомнологического центра при Научно-исследовательском институте Скриппса решил выяснить оптимальную продолжительность сна. Он провел масштабное исследование, в котором приняли участие более миллиона людей. Крипке доказал, что самый низкий уровень смертности — среди людей, спящих около семи часов в день.