Интервью с тренером по йоге Андреем Дворецким
«Йога — это скорее знания, чем навыки»
Андрей, ваш отец — мастер спорта по борьбе самбо. Почему в школьные годы вы тренировались у Рината Павловича и Николая Николаевича, а не у него? Вам самому не хотелось заниматься под руководством отца?
Иногда он проводил занятия и в нашей группе, заменял других тренеров, поэтому у меня не было ощущения, что я совсем не занимался у него или что у меня не было такой возможности. Отдать меня в руки других наставников было его решением и, как я думаю сейчас, очень мудрым — разделить роль отца и роль тренера, не замыкать все модели мужского воспитания исключительно на себе. Я благодарен ему за возможность учиться у разных тренеров и воспринимать разные методы наставничества.
Помимо призовых мест в местных турнирах, вы также отличались в городских олимпиадах и окончили школу с золотой медалью. Выражение «спорт учебе не помеха» соотносится с вашей философией?
Согласие или несогласие с этим выражением не является для меня принципиальным и категоричным. Приоритет обучения не означал для меня полного отказа от спорта или от физической нагрузки. В какой-то момент вместо регулярных занятий борьбой начались регулярные дополнительные занятия по литературе и математике, а поездки на соревнования сменились поездками на олимпиады. Рад, что этот выбор был моим собственным, осознанным, а не вынужденным под давлением со стороны родителей. Оглядываясь назад, я вижу, как в течение жизни внимание, уделённое здоровому телу и здоровому духу, позволяло развиваться гармонично и целостно.
Как к вам в руки попала книга Андрея Сидерского «Третье открытие силы», которая изменила ваше отношение к йоге?
Её мне посоветовал мой дядя Алексей, офицер в отставке. Однажды летом 98 года мы зашли с ним в книжный магазин в Усть-Каменогорске, и он воскликнул: «Смотри-ка, Андрей Сидерский свою книгу написал!». На мой вопрос: а кто такой Андрей Сидерский, он удивлённо ответил: «Ну, привет! Ты читаешь книги Карлоса Кастанеды и не обращаешь внимания на фамилию переводчика!?». Он купил эту книгу, и я прочёл её сразу после него.
После того, как вы отказались от алкоголя и мяса, стали чувствовать себя намного лучше?
Это был интересный опыт в моей жизни. С одной стороны, отказ от мясной пищи давал много лёгкости и свежести, с другой — я помню периоды, когда было непросто собраться с силами или когда не хватало выносливости. После 12 лет вегетарианства я стал добавлять в рацион морепродукты и диетическое мясо. Сейчас также несколько раз в год устраиваю себе периоды сухого голодания или голодания на воде.
Питание непосредственно влияет на состояние тела и сознания. Поэтому, отвечая на вопрос, могу сказать, что это влияние не линейное по шкале «лучше ‒ хуже», а объёмное и сильно зависит от количества групп, которые я веду, от текущей личной практики, а также от времени года, подготовки к будущим физическим или психическим нагрузкам, от отклика самого тела в моменте.
В университете вы самостоятельно начали заниматься йогой по книге Б. К. С. Айенгара «Йога Дипика». Скажите, на что важно обращать внимание, чтобы домашняя практика была максимально эффективной и полезной?
Начиная заниматься по книге без наставника, есть риск причинения себе травм. И в этом контексте многое зависит от психики человека, от его осознанности и готовности наблюдать за процессом без стремления к результату. Лучше всё же заручиться поддержкой живого человека, по крайней мере, в самом начале. Важны умеренность, внимание к удовольствию в процессе, в отличие от стремления к умозрительному результату, интерес к ощущениям тела и реакциям психики на физический стресс, способность расслабляться под нагрузкой, понимание целей и задач практики.
В этот период своей жизни вы впервые почувствовали спокойствие ума через расслабление тела?
Не помню точно, когда этот период начался, в памяти сохранились отдельные связанные с этим события. Могу сказать, что этот процесс продолжается. До сих пор есть возможность получить новый опыт соприкосновения с глубинами психики через расслабление тела и в определённом смысле этот опыт будет первым и оригинальным. Отправляясь на очередной 10-ти или 20-дневный курс випассаны, я не знаю, с чем в себе мне предстоит встретиться. В этом поле исследования что-то регулярно происходит впервые.
Вас задевало, когда в общежитии ребята над вами посмеивались, видя, как вы просыпаетесь с рассветом и пытаетесь войти в сложные асаны?
Это было по-доброму и по-дружески, поэтому такие реплики меня не задевали, скорее поддерживали и обогащали наше общение. О моих занятиях йогой были в курсе друзья, и вряд ли кто-то из тех, кто мог быть настроен негативно к моей практике, знал о том, чем я занимаюсь в своей комнате.
Говорят, что йога помогает раскрыть в человеке новые таланты через путешествие в свой внутренний мир. Удалось ли вам обнаружить в себе скрытые способности?
Самое удивительное — обнаружить, что я не тот человек, кем привык себя считать, что тот, кем я привык себя называть и обозначать, уже другой. Я не научился левитировать и даже не начал писать стихи или сочинять музыку. Однако я помню с детства интерес к собственным ощущениям и ощущениям других людей. Благодаря практике йоги, медитации, а впоследствии психотерапии я нашёл возможность развить этот интерес и с его помощью находить ответы не только на свои вопросы, но и на запросы тех, кто приходит ко мне на консультации или на групповые занятия.
В 2002 вы попали в группу к Вячеславу Овсянникову, а позже стали регулярно ходить на занятия к его супруге Анне. Что особенного было в обучении у этих специалистов?
Вячеслав органично сочетал в себе многие, на первый взгляд, противоположные качества: мифологическое сознание и рациональность врача-хирурга, дисциплину и творчество, авторитетность и открытость для общения. У него был огромный багаж знаний, и при этом он продолжал учиться у других. Анна была и остается мягкой и строгой одновременно. На своих занятиях она вслух проговаривает многие тонкие состояния, делая их таким образом очевидными и доступными для проживания другими. А ещё они искренне радовались успехам учеников, учили своим примером, а не назиданием.
В 2016 в Краснодаре вы открыли свою студию «Йогадвор». Какие направления йоги вы преподаете в данный момент?
С одной стороны, можно сказать, что это хатха-йога и только она. С другой — содержательное наполнение регулярных занятий, периодических курсов и отдельных мероприятий может сильно отличаться. Помимо регулярных групп йоги и йогатерапии, это занятия по физиологии и анатомии, телесные терапевтические клубы, образовательные курсы, психологические группы и группы проживания, интенсивы-практики, а также выездные йогатуры, киноклубы и литературные вечера.
Групповые занятия йогой сейчас являются более распространенной формой практик?
Да, хотя формат персонального обучения также существует. В групповом и в персональном форматах есть особенности, плюсы и минусы. Характер отношений между участниками группы и ведущим могут значительно отличаться. Это может быть преподавание, наставничество, тренерство. В одних группах под словом «йога» может пониматься интуитивный мистический опыт, в других — рациональная, основанная на строгих медицинских знаниях йогатерапия по типу лечебной физкультуры. Однако даже в случае уточнения наименования, стиля или направления йоги важно понимать, к какому именно преподавателю вы попали на занятие, каковы ценности, которые он осознанно или неосознанно транслирует. Хотите ли вы приобрести схожие качества и навыки? Примечательно, что согласно действующему Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) йога относится скорее к образовательной деятельности, чем к спорту. То есть с формальной, юридической точки зрения йога — это скорее знания, чем навыки.
Вы много внимания уделяете уединённым ретритам. Сколько дней обычно длится ваша медитация в ретрите и как в этот период времени выглядит ваш режим дня?
Обычно это от 10 до 20 дней без общения с другими людьми, без интернета и мобильного телефона вдали от города. Ранний подъем в 4.30, от 10 до 14 часовых сессий сидячей медитации в течение дня с перерывами. Два приёма пищи — рано утром и в полдень. И обязательный бережный выход в течение нескольких дней для обратной адаптации перед возвращением в социум.
Вы придерживаетесь позиции, что современная йога развивается в границах медицинского подхода, с другой стороны, религиозной традиции и, в-третьих, телесно-ориентированной психотерапии. Расскажите, как эти подходы дополняют друг друга?
Йога, с одной стороны, достаточно широка, чтобы ограничивать её в строго определённых контекстах. С другой стороны, в каждый конкретно-исторический момент есть желание определить границы соприкосновения йоги со смежными науками и (или) сферами жизни и мировоззрения.
Или иначе — существует достаточно много направлений йоги как таковой: карма-йога, хатха-йога, бхакти-йога, г(джн)ьяна-йога, раджа-йога и др. В разные периоды времени осуществлялись попытки объединить эти разрозненные направления под названием «пурна-йога», которая сочетала бы в себе различные перечисленные направления.
Выражаясь современным языком, а не санскритом, человек представляет собой биопсихосоциальное явление. Он един в своей биологической, психологической и социальной природе. Порядок перечисления этих трех составляющих может быть разным. Поэтому, во-первых, медицина (биология), во-вторых, религия (главным образом индуизм и буддизм как оригинальные исторические ландшафты йоги) и психология и психотерапия — в-третьих. Это триединство, выражаясь языком современной науки, отражает сущность человека как уникального и многогранного явления. А йога является традиционным знанием о развитии человека, в том числе в современных условиях.
Вы прошли двухлетний образовательный курс в буддийском колледже «Чже Цонкапей Линг», в российском отделении которого в настоящее время преподаете курсы по истории буддизма и литературе. Некоторые люди воспринимают буддизм как систему запретов. Можете ли вы согласиться с этой точкой зрения или наоборот опровергнуть ее?
Я готов как согласиться с этой точкой зрения, так и опровергнуть её. Традиция буддизма знает 9 колесниц (направлений). При сохранении опоры на учение Дхармы, идущему от Будды Шакьямуни, внешне они могут значительно отличаться и при этом внутренне выражать общую суть. И, скажем, традиция Тхеравады действительно будет похожа на систему ограничений и запретов, как это полагается для любой религии, с разделением деятельности человека на благую и не благую. А в поведении приверженца традиции Вадржаяны или Дзогчен внешний наблюдатель не увидит следования запретам или ограничениям, хотя это отнюдь не будет связано с потаканием личным слабостям или привязанностям.
Объясните, почему занятия йогой важны для здоровья человека. Правда ли, что практикующие йогу меньше болеют?
Да, это действительно так. В процессе практики йоги усиливается кровоток и общая стимуляция отдельных органов или систем организма. В отличие от спорта, йога создает дозированный стресс и уделяет внимание не результату, а процессу адаптации организма и психики человека к этому стрессу. Регулярные занятия йогой с неизбежностью ведут к повышению сопротивляемости организма как внутреннему стрессу, так и болезнетворным воздействиям извне.
Андрей, дайте совет новичкам: как разобраться в том, что является йогой, а что совсем нет?
Йога является практикой целостности и выхода за пределы двойственности. Йога не про успешную гибкость или эффективный тренинг. Важны личный опыт и практика. Важно пробовать, наблюдать за проявлениями своего тела и психики в процессе и в результате этого опыта.
Если в результате улучшается самочувствие и возникает ощущение снижения общей тревожности, объединения и примирения с окружающими людьми и миром, то, скорее всего, вы на верном пути. Если в процессе практики растёт чувство собственной исключительности (исключительности направления йоги или выбранной школы йоги), а практика йоги строится по принципу преодоления препятствий ради достижения некой заветной цели в будущем, то имеет смысл сделать паузу и задуматься.