Ужасное открытие: как лоботомия получила Нобелевскую премию
В начале XX веке, несмотря на быстрое развитие во многих сферах, в психиатрии наблюдался застой. В клиниках больных пациентов было очень много, а лечить их могли, в основном, электрошоковой терапией, которая особо и не помогала.
Ответ врачи искали в хирургии, так как считали ее действенным способом лечения и были уверены, что сравнительно хорошо разбираются в работе головного мозга. Поэтому Эгаш Мониш уверенно взялся за разработку лейкотомии, взяв идею у Джона Фултона. Тот провел операцию на лобных долях одной шимпанзе и отметил, что после хирургического вмешательства та стала покладистой и спокойной.
Мониш был уверен, что его метод станет прорывом в психиатрии и неврологии. То, что эксперимент был проведен на обезьяне, а не на человеке, не остановило. Результат его удовлетворил: из 20 прооперированных пациентов у 7 отметили значительные улучшения. Побочные эффекты(тошнота, головокружение, небольшое недержание и апатия) не волновали. Главное, что пациенты остались полностью дееспособными.
Виток популярности этой процедуре дал американский невролог Уолтер Джексон Фирмен. Узнав о действенности лейкотомии, он стал активно проводить операции. В 1942 году вместе с коллегой, нейрохирургом Джеймсом Уоттсом, опубликовал подробный доклад о 136 лоботомиях, в котором рекламировал метод. По его словам, методу можно доверять, ведь после всех проведенных операций на столе умерло всего 3, а еще 8 скончались вскоре после операции. У абсолютного большинства — 98 человек — Фримен отметил значительные улучшения.
Именно Уолтер ввел термин «лоботомия», так как он опирался на отделение лобных долей, в то время как Мониш на рассечение белого вещества. Было еще одно различие между этими двумя учеными: Эгаш говорил, что этот метод - крайняя мера, в то время как Фримен считал его средством от всех проблем. За всю жизнь он прооперировал около 3000 человек, при этом не являясь хирургом.
После публикации доклада лоботомия стала популярной. Она распространилась еще больше после 1949 года, когда Эгаш Мониш получил за нее Нобелевскую премию. Комитет посчитал лейкотомию открытием, которое опережает свое время. Впоследствии родственники некоторых пациентов обращались с просьбой отменить награду, так как лоботомия наносит непоправимый вред здоровью больного и в целом является варварской практикой. Но прошение было отклонено.
Однако стоит сказать, что определенный потенциал у лоботомии/лейкотомией был. Разумное зерно в исследованиях все-таки присутствовало, но проблема была в неизведанности мозга. Он до сих пор остается тайной для врачей, поэтому проводить на нем операции, не зная о связях внутри головы, очень опасно. Врач, проводивший лоботомию, по сути полагался на удачу - сможет ли он задеть нужные участки мозга или нет. Собственно, именно ей и можно объяснить улучшения у пациентов от этой процедуры.
Если вам интересна тема медицины, советуем эти книги:
1. О том, как открыли ДНК и почему Нобелевская премия за это открытие вновь оказалась несправедливой, вы можете узнать в книге «Тайна жизни: Как Розалинд Франклин, Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик открыли структуру ДНК».
2. В книге «Современная смерть. Как медицина изменила уход из жизни» вы увидите широкую панораму современной смерти — от молекулярных механизмов программируемой гибели клеток до юридических битв вокруг добровольной эвтаназии неизлечимо больных людей.
3. Благодаря книге «Тяжелый случай: Записки хирурга» вы сможете заглянуть в закулисье хирургов. Автор откровенно говорит о серьезных проблемах и ограничениях современной медицины, о загадках человеческого организма, о том, как хорошие врачи становятся плохими, об удачах и неудачах в работе хирурга и о лечебных ошибках.