7 мин.

О том, как я не бежала Московский марафон

18 сентября 2022 г., в прошлое воскресенье, состоялось главное беговое событие России - Московский марафон. В забеге приняли участие 23 392 бегуна, при этом на марафон (42,2 км) вышло более 11 тысяч участников — 11 133. Только представьте себе - в 2013 г., когда состоялся первый Московский марафон (не путать с Московским международным марафоном мира), на трассу вышли всего 4 778 человек. Мы, определенно, проделали большой путь.

О победе простого парня - программиста из "Яндекса" вы, наверное, все уже знаете. И пока все беговое сообщество спорит о том, подкупил ли Искандер Степу, я расскажу о том, как прошел этот день для меня. Ведь я, конечно же, тоже не могла остаться в стороне, пока в городе происходит такое. Беговое. Масштабное. Праздничное.

Я не была зарегистрирована и бежать в общем-то не собиралась. Однако еще за несколько недель до забега мне пришла в голову идея поддержать двух своих друзей, которые собирались 18 сентября бежать первый марафон. Я предложила ребятам - Андрею и Игорю - помощь, и они неожиданно согласились. Мне предстояло дебютировать в новой для себя роли - в роли пейсера на марафон из 4х часов. И, забегая вперед, скажу, что у нас все более, чем получилось.

Первый опыт пейсерства, который очень хочется повторить, по эмоциям оставил у меня ощущения, очень близкие к тем, которые я испытала на своем первом марафоне. С той лишь разницей, что в этот раз я радовалась радостью своих друзей. «Игорь, я бесцеремонно вторглась в твое марафонское счастье», так и сказала на финише, чтоб сразу было понятно, что мероприятие было не только альтруистическим, но и корыстным. С Игорем мы, кстати, сидим в одном кабинете – решили теперь повесить на двери табличку «Marathoners only».

Еще один мой друг - Федя, который в прошедшее воскресенье тоже помогал друзьям бежать марафон, увидел меня за несколько минут до того, как я влилась в поток бегунов. После чего сказал, что вид у меня был такой, будто бы я сама собралась бежать на личник. Конечно, бежать на чужой результат, не так волнительно, но - не менее ответственно.

После Шымкента осталось одно неприятное последствие, которое я связываю с тем, что бежала почти сразу после ковида, поэтому целый марафон решено было не бежать – с ребятами договорились встретиться на отметке 21 километр. Ожидания по темпу были разные, но учитывая отсутствие марафонского опыта у обоих, заранее обсудили, что стартовать мальчики будут вместе, очень аккуратно и постараются держаться друг друга. Если кто-то отстанет, решено было, что я побегу с последним. Интрига сохранялась, но после отметки в 10 километров стало ясно, что бегут Игорь и Андрей как по учебнику, и в условленном месте я нашла своих ребят смеющимися, довольными и бодрыми.

Сама я бежала без номера - бандитом, но благородным. Воду, еду, медаль, конечно же, не брала, но в остальном я без стеснения пользовалась всеми благами марафона - собирала улыбки и тепло протянутых с обочины рук, кричала вместе с болельщиками подбадривающие лозунги и восхищалась панорамами принадлежавшего в это воскресенье утро бегунам города. С собой у меня были вода, изотоник, таблетки на все случаи жизни, гели всех сортов и неумное желание быть полезной. Но вот с последним у меня были проблемы. Ну вот хотя бы, а с каким темпом бежать? С целевым, о котором просили ребята, или же подстраиваться под них и помогать держать скорость более-менее ровной? Я сама разницу между 5:15 и 5:30 мин/км не чувствую, а в данном случае это было критично. Мы даже пробовали драфтить. Отдельной пикантности ситуации придавало то, что у всех троих часы (Garmin, Apple Watch, Suunto) показывали разный темп и, если мне казалось, что нужно поддать, то ребята по своим часам бежали быстрее желаемого. «Оксан, ну теперь понятно, почему ты там свои марафоны так бегаешь», шутили ребята. А я боялась передавить, боялась, что они будут стараться тянуться за мной и устанут. Одновременно боялась не додавить и не успеть к тому моменту, как часы пробьют 4 ровно. Но километр за километром – уже к Лубянке мы выровнялись: я интуитивно поняла, в чем моя задача – бежать ровно, не дергать и подхватывать тогда, когда парни решали ускориться. Вглядывалась в лица, слушала дыхание, пыталась угадать, как каждый из них себя чувствует, о чем думает. Напоминала о том, что нужно поесть, поила, рассказывала байки, шутила и громко объявляла, что они «тигры» и «молодцы». Надо сказать, что сама я в это время получала неимоверное удовольствие, почти что повторяя маршрут своего первого марафона и вспоминая, как это было в 2013-м году, когда у меня все только начиналось. Я подбегала к болельщикам и хлопала в ладоши, я дурачилась. Без сомнений, этот не-мой марафон стал одним из лучших стартов, которые я не бегала.

После 30-го километра началась terra incognita – ребята так далеко еще не забегали. Мы встречаем отметку восторженными криками. «Ну, а теперь давайте посмотрим, насколько глубока кроличья нора», смеюсь я, оглядываясь на своих – таких родных и близких мне в этот момент – друзей, с которыми мы делим общее марафонское счастье. Разделились мы только после отметки 33. Андрей уверенно устремляется вперед («Не забудь поесть!», кричу я ему вслед под общий хохот бегунов. "Да, мам!", отвечает он мне). Ну, а мы с Игорем остаемся вдумчиво любоваться красотами перекрытой для нас Москвы. Сначала у нас, то есть, у Игоря начало сводить ноги, а на 35-м я отчетливо разглядела на лице своего друга немой вопрос: «Оксан, зачем мне это все надо?». Опасный момент. Нужно было не дать будущему марафонцу уйти в себя и потерять связь с реальностью. Сую горсть солевых таблеток и в ожидании следующего пункта с водой начинаю рассказывать истории. Решила, что к следующему разу выучу несколько стихов. Я буквально пытаюсь отвлечь Игоря от страданий, веду на свой голос. «Ты не устал, тебе не больно. Легко и просто. Легко и просто». Отбегаю за губками, возвращаюсь, поливаю водой. Как говорит Игорь, на этом самом 35-м километре я нашла какие-то правильные слова – какие я, честное слово, не помню. Возможно, сработало то, что я пообещала написать про него в своей книге. Но момент, когда Игорь готов был остановиться, мы проскочили - ни разу не перешли на шаг и даже не сильно провалились по темпу. И здесь я имела возможность убедиться, насколько важную роль в марафоне играет голова. Тело изо всех сил сопротивляется и посылает сигналы об усталости, просит остановиться. Но в действительности усталость – всего лишь эмоция, которой мы можем научиться управлять.

Игорь воскрес уже к 38-му километру. И в финишную арку мы влетели на прямо-таки космических скоростях.

3:49:39 и 3:45:13 (Андрей к тому же оформил на первом, да еще не самом простом, марафоне отрицательный сплит).

Я действительно горжусь своими друзьями. И страшно благодарна им за то, что они позволили мне быть с ними рядом в этот день, потому что, ну, знаете, марафон дело интимное.

В настоящие пейсеры я, конечно, еще не очень гожусь. Но сегодня утром Андрей признался, что уже подумывает о следующем марафоне. Улыбаюсь – кажется, все получилось.