«Физкультура в школе нужна не для зачетов, а чтобы ребенок был здоров». Учитель рассказывает о школьной программе по физкультуре и том, что в ней хочется изменить
Физкультура или просто физ-ра: у кого-то она была самым нелюбимым предметом в школе, а кто-то наоборот ждал урока в спортивном зале, чтобы отдохнуть от сидения за партой. У ряда школьников те уроки сформировали стойкую неприязнь к физическим упражнениям, поэтому они возвращались к занятиям фитнесом и спортом уже в более зрелом возрасте, и цель была совсем другая: не сдать зачет, а сбросить лишний вес или преодолеть кризис среднего возраста через участие в любительских соревнованиях.
В чем может быть проблема такого неоднозначного восприятия физкультуры? Как молодые специалисты попадают в школы, с какими проблемами сталкиваются, что стоило бы изменить в существующей системе физического воспитания?
Рассказывает тренер бегового клуба Personal Best Мария Гюппенен, которая успела поработать учителем физкультуры, тренером в Центре физической культуры, а затем переключилась на работу со взрослыми любителями бега.
Откуда берутся физруки и есть ли дефицит кадров в школах
В Санкт-Петербурге несколько ВУЗов, где готовят будущих преподавателей и тренеров: Национальный государственный университет имени Лесгафта, Педагогический университет имени Герцена, ЛГУ имени Пушкина (там есть факультет физической культуры). После трех лет обучения в Лесгафта у меня появилась возможность устроиться на работу в школу.
Сейчас в школы приходит много молодых учителей, дефицит кадров не ощущается.
Зарплата зависит от количества выработанных часов. Также можно добирать нагрузку секциями. Это так называемое дополнительное образование – школьные спортивные клубы, в рамках которых работают различные секции. После уроков школьники могут заниматься баскетболом, волейболом, легкой атлетикой.
Иногда учитель приходит в школу, а там уже есть какие-то секции, иногда можно что-то предложить от себя. Что умеешь, то и ведешь. Государство дополнительно оплачивает учителю работу в такой секции.
Я дополнительно вела подвижные игры в начальной школе, а в старшей у нас были волейбол, легкая атлетика, бадминтон. Бадминтон и легкую атлетику вели внешние тренеры, которые не работали в школе. Это распространенная практика, когда совмещают работу в спортшколе и в секции общеобразовательного учреждения.
В школьной программе есть пространство для творчества
Школьная программа по физкультуре существует в формате методических пособий. Они общие с акцентами по четвертям. Например, в первой четверти идет легкая атлетика, затем спортивные игры, лыжи, гимнастика. То есть план все-таки существует, поэтому нельзя постоянно только в волейбол играть.
С другой стороны, сам урок можно выстраивать по-своему, есть пространство для творчества. К тому же приходится учитывать фактор инфраструктуры – размер зала, наличие стадиона, беговых дорожек, площадок для игр. Например, у меня в школе был большой спортивный зал и еще один маленький. Можно было проводить спортивные игры, делать ОФП.
В других школах бывает иначе: где-то зал совсем небольшой, и в нем одновременно занимается несколько классов. У кого-то рядом нет стадиона и дорожек, поэтому бегают в ближайшем парке или кругами вокруг школы. Приходится подстраиваться, что-то менять.
В программе есть перечень зачетов, по которым ученики должны сдать нормативы. Это отражается в журнале: напротив каждого урока пишется тема, что делали ученики, оценки за зачеты. Иногда бывает, что норматив отсутствует, поэтому в рамках темы можно проявить творчество: использовать различные приемы обучения и вводить дополнительные промежуточные зачеты.
Например, стоит по методичке предмет «Баскетбол», а зачет конкретный не прописан. Начинаешь придумывать: ведение мяча, обводка фишек, бросок. Делаешь с учениками несколько тренировок, смотришь приблизительное время и уже сам прописываешь нормативы для зачета.
Должен ли физрук разбираться во всех видах спорта?
Во время обучения в ВУЗе есть специализация, по которой готовят тренера для конкретного вида спорта, а есть общая часть, поэтому все студенты проходят баскетбол, волейбол, плавание, легкую атлетику. Это базовые предметы, по которым необходимо знать основы и правила, методику обучения.
Благодаря этому, несмотря на специализацию в конкретном виде спорта, каждый выпускник Лесгафта может вести занятия по всем видам учебной программы. Также хорошо, когда в школе несколько преподавателей физкультуры разного профиля. Например, у меня был коллега-игровик, который отлично разбирался в нюансах обучения спортивным играм – баскетболу, футболу, волейболу.
Так как у меня основная специализация – легкая атлетика, то можно было перенять у него опыт, подсмотреть какие-то фишки, идеи для зачетов. Но в целом профильное образование позволяет вести любые уроки физкультуры в школе.
Родительские собрания – главный стресс для молодого учителя физкультуры
У меня нет претензий к существующим программам по физкультуре. Они сбалансированы и направлены на разностороннее развитие детей, чтобы они были сильными, выносливыми, могли играть в распространенные виды спорта.
К детям тоже претензий нет. Проблема плохой физической формы не в учениках, а в родителях. Некоторые считают, что физкультура не нужна их детям ни в какой форме. Неспособность ученика сдать зачет идет из семьи: если в детстве родители постоянно куда-то водят ребенка побегать, на лыжах покататься, он вырастает подвижным и спортивным. А если просто сидит в телефоне, то и получается, что он ничего не может и физически плохо развит.
Это заметно и по родительским собраниям. Приходят спортивные подтянутые или просто адекватные родители, им все нравится. А бывает, что приходят с претензией: «У вас тут что нормативы для олимпийских чемпионов?» Таким тяжело объяснить, что 500 метров – нормальная дистанция для разминки, потому что разминка нужна, чтобы снизить вероятность травмы. А если взрослый человек сам спортом не занимается, то ему кажется, что ребенок за эти 500 метров устанет.
Ходишь по родительским собраниям, слушаешь претензии и думаешь: «Какой же ерундой я занимаюсь!» Каждому родителю кажется, что у тебя какое-то предвзятое отношение именно к его ребенку. Но плохая физическая форма ребенка – следствие того, как в семье относятся к физкультуре и спорту. И это очень тяжело изменить.
Тяжело убедить родителей, что физкультура нужна не для зачетов, а чтобы ребенок был здоров, чтобы у него спина не болела, чтобы потом во взрослом возрасте не начались проблемы. Родительские собрания – самый главный стресс для учителя физкультуры.
Хотелось бы, чтобы в физкультуре не было оценок
Если бы была возможность что-то изменить в уроках физкультуры, то программу я бы не трогала. Нормативы в школе достаточно простые: их могут выполнить ученики с разной физической подготовкой. Но если уж совсем ничего не получается, можно подкорректировать норматив в индивидуальном порядке: нельзя ставить ребенку «два», если он ходит на уроки, но физически не может что-то сделать.
Хотелось бы сделать физкультуру предметом без оценок, тогда учитель не будет чувствовать себя надзирателем и отчитываться перед родителями. Он будет выступать экспертом, просветителем. Основной посыл должен быть в оздоровлении детей, а не сдаче нормативов.
Еще хотелось бы больше внимания уделять коррекции движений, работе над осанкой. Этим почти никто не занимается, у детей развивается сколиоз, а уже во взрослом состоянии с этим ничего не сделать. Это же касается нарушений в опорно-двигательном аппарате, мышечного дисбаланса, заниматься которыми нужно сразу. У нас в целом отсутствует культура слежения за здоровьем. Медосмотр полный редко кто проходит, анализы сдают тогда, когда что-то уже случилось. Пока в детстве проблемы копятся, еще не так заметно. А потом уже поздно.
Физическая культура – часть культуры общей. И если мы хотим, чтобы ребенок был гармонично развитой личностью, необходимо уделять достаточно внимания всем сферам его жизни и здоровью в первую, а не в последнюю очередь.
Чтобы донести эту мысль глобально до всех тех, кто является родителями сейчас и для тех, кто впоследствии ими станет, возможно, придется пересмотреть все существующие программы и планы. Да, мы слышим по телевизору про развитие физкультуры, строительство площадок и бассейнов. Но никакая построенная площадка не объяснит родителю важность укрепления мышечного корсета, слаженной работы всех отделов опорно-двигательного аппарата, отслеживания дефицитов витаминов и микроэлементов в крови.
В рамках уроков физкультуры и родительских собраний сделать это невозможно, поэтому необходимо либо внедрение каких-то дополнительных мероприятий, либо глобальное изменение принципов построения учебных программ. Но в текущих реалиях все это кажется какой-то утопией. Я поняла, что мне больше хочется работать с теми, кто хочет тренироваться, а не со всеми в формате обязаловки, поэтому ушла в тренерскую деятельность.
Фото: Ирина Курманаева, unsplash.com/fiercelupus, markusspiske, vincefleming, wheatonsimis, climatereality, nci
Там ведь нет государственных специализированных спортшкол, детский бюджетный спорт базируется в школах общеобразовательных. Поэтому там и нет привычных нам уроков физкультуры с нормативами и оценками, вместо них дети на выбор занимаются видами спорта, которые практикуют в конкретных школах. На базе этого дети тренируются, как у нас в каких-нибудь ДЮСШ, и участвуют в массовых соревнованиях между командами средних учебных заведений. Сами школьники, их родители, учителя болеют за своих на трибунах школ, всё это популярно и распространено.
И потом это плавно перетекает на уровень спорта студенческого, а потом и взрослого. Вот так спорт и проходит через всю жизнь американцев, поэтому он так востребован и, в итоге, коммерчески успешен.
Для детей же с излишним весом физкультура просто превращается в источник постоянного стресса. Т.е. именно ровно отвращение прививается к предмету, хотя именно они больше всего в нем нуждаются.
Так что да, нормативы зло.
да не, не может быть. Взять стоковые фото или отправить фотографа в командировку по школам России? Конечно второе!
В США в средних школах сосредоточение районного спорта и там строят арены с многотысячными трибунами потому что они реально заполняются зрителями и это часть престижа школ, что, кстати, влияет и на отчисления им местного налога на недвижимость.
Металлические же конструкции с парой десятков пластиковых сидений, которые монтируют рядом с российскими школьными футбольными полями, нельзя и трибунами то считать, потому что устанавливаются они не для зрителей и развития локального школьного боления, а для "чиновничьей отчетности". Да и я не про поля написал в предыдущем комментарии, а про игровые залы. А у нас даже в специализированных ФОКах, которые строят в том числе для проведения соревнований разного уровня, зачастую трибун нет. Ну, может на пару сотен зрителей и есть, но это фактически словно их нет. Потому что они никому не нужны, ведь в реальности никому нет дела до развития спорта, до этой пресловутой популяризации и декларируемого вовлечения населения. Так проще бюджеты пилить...
А хайскул - это вообще совсем не школа в российском понимании)))