Наталья Никитина: «Неприятный осадок от 4-го места есть, но всё равно чувствую гордость за команду»
Полусредняя звенигородской "Звезды" Наталья Никитина, которая провела уже 6 сезонов за клуб, остаётся защищать цвета "молниеносных" ещё как минимум на один год.
А для начала лучший бомбардир подмосковной команды по итогам чемпионата (121 гол) отправилась на свою вторую родину в Казахстан, где когда-то и начала заниматься гандболом.
— Перед тем, как всех отпустить, вас в команде как-то собрали вместе, чтобы подвести итоги?
— Да, прямо в Тольятти после игры у нас был финальный банкет в ресторане. Отметили окончание сезона. Конечно, неприятный осадок от упущенной бронзы ещё не развеялся, но я всё равно чувствовала гордость за команду. Раз мы вышли в полуфинал, значит, идём в правильном направлении.
— Особенно обидно, наверное, что всё решило так называемое "правило выездного гола"? Пора его отменять уже?
— Да. Дело не только в нас: и для зрителей было бы интереснее сыграть дополнительное время или просто сразу провести серию пенальти.
Но на самом деле винить нужно не только правила, но и себя. Моя личная статистика оставила желать лучшего. А ведь каждая потеря, выброс или контратака, которую прозевали — всё это превращается в мячи соперника. Да, был момент, когда проигрывали три мяча, но и вели ведь в счёте, а отрыв удержать не смогли. Виной тому нервы, торопливость… Нужно уметь сохранять задел, если претендуешь на медали.
— Но у вас и скамейка не самая длинная…
— Это так, последние матчи мы играли практически одним составом без ротации. Как пример: заднюю линию закрывали Надя Осипова, Настя Церковнюк, я и юная Юля Бабенко. Аня Николаева выбыла. Устали мы очень, особенно в защите.
— Ещё вас сразу 4 игрока покидают. А ведь, оценивая "Звезду", многие говорили перед матчем с вашей командой: её главная сила — в сыгранности!
— Самая главная потеря — правая крайняя Альбина Мурзалиева. Она основной игрок. Ира Антонова заканчивает карьеру, тут всё понятно.
"Боли не чувствовала, а только повторяла: лишь бы не "кресты"…"
— Вы стали в команде лучшим бомбардиром сезона, хотя на старте много пропустили…
— Да, на предсезонном турнире опять же в Тольятти я получила надрыв боковой связки. Девочка одна большая на меня упала, а я не успела сгруппироваться, колено неестественно согнулось. Но я легко отделалась! Боковая связка не требует инвазивного лечения, зарастает сама, просто нужно время.
Боль была резкая, но секундная. А дальше я поняла, что не чувствую ничего. Сижу и повторяю: лишь бы не "кресты"! Иначе это история на целый год. В подтрибунке даже старалась наступать на повреждённую ногу, чтобы успокоить себя. Если получается, то не всё потеряно… Потом колено, конечно, распухло, и меня там же, в Тольятти, повезли к врачу. Он потрогал, покрутил колено и безо всякой МРТ поставил диагноз: надрыв боковой, ничего страшного.
— Помнится, мы с вами общались в конце января. Тогда вы напрямую не стали рассказывать о причинах зимних неудач "Звезды". А потом тренеры признали: ковид.
— Да, это так. Грубо говоря, почти вся команда переболела, хотя все привитые были. А потом и по второму кругу пошло. Он же ещё у многих вообще незаметно протекал. Но тесты-то положительные! Обращались с просьбой о переносе, а нам соперники не пошли навстречу. Против "Астраханочки" в календарном матче вышли те, кто уже переболели, но ведь эта штука отнимает силы, и игра, по сути, получается не в помощь команде…
День рождения свой 20 января я уже встретила, будучи в порядке, прилетела родня. Но мы не рискнули тогда в кафе праздновать, помню. Поужинали дома.
"За июнь планирую три места посетить"
— Лето гандболиста короткое. Есть идеи, как воспользоваться каникулами?
— В четверг я улетаю в Алма-Ату. Увижу родных и отдохну там. У меня ещё по плану Бийск, моя родина, где тоже родственники. А потом на море планирую. Вариантов не так много, но они есть. Краснодарский край или Балтика даже. Вообще хотела съездить в Грузию, но как назло — у меня загранпаспорт до июля действует. Отложим на потом…
— Как вы в юности оказались в Казахстане, где и окончили школу?
— Я родом из Алтайского края. А папа родился в Талды-Кургане, это в Казахстане. И ещё ребёнком переехал с родителями в Сибирь. И когда обзавёлся семьёй, а уже были мы, три сестры, он предложил маме переехать в Казахстан. Ему там нравилось. Поехали надолго. Причём парадокс: мама там так и осталась, как и средняя сестра. А папа, наоборот, теперь живёт на Алтае, там же старшая сестра и огромное количество родни.
— Вам самой нравится бывшая столица Казахской ССР?
— Очень красивый город! Про каток Медео весь мир знает. Есть ещё БАО: Большое Алма-Атинское озеро. Горы, природа потрясающая. Яблоневые сады в низине. Климат летом очень тёплый, даже жаркий. Есть искусственное водохранилище, где все купаются. Его морем называют. Там большая рекреационная зона. Я сама мечтаю туда поехать, искупаться вдоволь. Заработки меньше, чем в России, но это компенсируется тем, что и цены ниже. Прожить на местные доходы вполне возможно.
Фрукты и овощи отдельная тема. Они настоящие, а не "резиновые", как в гипермаркетах порой встретишь. Всё своё, домашнее. Единственная проблема: шашлык только из баранины, а я свиной люблю больше. Как-то маме сказала: надо искать. Она ответила: "Не вздумай здесь про свинину говорить!"
Очень много национальных блюд: бешбармак, плов, конечно… Ещё супы: наурыз коже или лагман. Или, например, нравится курт, это такой сушёный кисломолочный продукт в форме шариков. Солоноватый. Раньше не понимала, теперь очень люблю. Напитки в России известные: айран, тан, кумыс верблюжий…
"Казахский язык освоила за полгода, даже выступала на мероприятиях"
— Вы в Алма-Ате начали заниматься гандболом?
— Да, с пятого класса, как только переехала и пришла в местную школу. Кстати, училась я очень хорошо и до 9-го класса была круглой отличницей. Казахский язык за полгода освоила. Мне так нравилось, я даже сама по книгам училась. Единственная сложность: в казахском ведь 42 буквы. И поначалу бывают ошибки.
Помню: когда новенькой оказалась в классе, ко мне обратилась учительница. Я не отреагировала, так она как давай на меня орать! А я не понимаю ничего. Соседка по парте шепчет: "Встань…" Я встаю, а учительница мне по-русски: "Ты что, казахский не знаешь? Садись, двойка тебе!" Я опешила: "Да как же так? Только что из России приехала!" Она сразу извинилась, двойку отменила, а потом стала меня учить языку. Я даже выступала в школе на всяких мероприятиях, говорила бегло…
Моя тренер Вера Минеева была очень строгой, её вся школа боялась. Но при этом была нам как мама. На выездах она заставляла брать с собой тетради и учебники, проверяла домашние задания. Так что даже на соревнованиях мы учились.
— Соревнования были по Казахстану?
— Да, первый выезд был в Павлодар. Мы третье место заняли вслед за Кустанаем и хозяевами. Но там не только 1996-й год выступал, но и девочки на год старше... А дальше роль в моей судьбе сыграла Ольга Ворона (Травникова), ростовская гандболистка.
У нас тогда Наталья Кубрина играла, так они с ней лучшие подружки. Ольга говорит: нам в Ростов игроки нужны. Наташа отвечает: мол, так есть Никитос, она же россиянка! И меня пригласили на просмотр.
В Казахстане тренеры не любят беготню из клуба в клуб, ругают нехорошими словами. Но меня отпустили вполне спокойно. И первый раз с ростовчанками я оказалась именно в Звенигороде! Потом вернулась домой, закончила 11-й класс, попрощалась и стала тренироваться с ростовским дублем. Обидно, конечно, пахать на равных со всеми, но знать, что играть тебя никто не выпустит. Такая же история была с молодёжными чемпионатами Европы (Испания-2015) и мира (Москва-2016), где я получила медали, но внутренне отношусь к ним не как к заслуженным наградам, а скорее, как к памятным значкам. Ну раз есть, пусть будут.
— Напомните, как оказались в Звенигороде…
— Как раз после московского чемпионата мира, а контракт клубный у меня был на исходе, тренер Ольга Карпенко предложила отправиться в Подмосковье.
Алексей Гумянов мне сам позвонил, и мы всё решили. Я подошла к тренеру ростовчанок в то время, Яну Лесли, и честно объяснила, что при изобилии таких игроков, как у него, я буду вечно сидеть на скамейке. Он не стал меня удерживать, всё прекрасно понимал.
Так до сих пор в Звенигороде и остаюсь. Я человек общительный, быстро нахожу со всеми общий язык. Общаюсь со всеми, но особенно дружу с Марианной Егоровой и Альбиной Мурзалиевой.
С Альбиной Мурзалиевой
И вообще в Звенигороде чувствую себя как дома. Уютный город, воздух чистый, много храмов. Впрочем, и Ростов-на-Дону остался в воспоминаниях как один из любимых... Наверное, потому что это был первый город в самостоятельной жизни. Хотя, знаете, я всегда была самостоятельной. И решение прийти в гандбол принимала сама.
Дмитрий Любимов
Фото: пресс-служба "Звезды"
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com