Белорусский новичок «Боруссии» Анастасия Сивуха: «Переживать не буду. Какой смысл себя накручивать?»
К своим 19 годам правая полусредняя успела довольно громко заявить о себе. Несколько сезонов она играет в "Берестье" и сборной Беларуси, а теперь готовится к переезду в бундеслигу.
— В субботу "Берестье" вышло против "Гомеля" под руководством правого крайнего мешковцев Никиты Вайлупова. О чем подумали, когда узнали об этом?
— Все произошло спонтанно. Наш украинский тренер Василий Козар по понятным причинам уехал. Все рассчитывали на его возвращение. Но так вышло, что Никита Вайлупов решил помочь нашей команде. Понятно, что у него своя система тренировок.
— До матча успели поработать под его началом?
— Да. Он привнес некоторые нюансы. Глобально ничего не менял, предлагал точечные изменения. У каждого тренера свой подход. Новые идеи приведут или к резкому подъему, или к спаду. Так везде, во всем мире.
Он может дать какие-то советы как действующий гандболист и видит некоторые аспекты не только как тренер.
— Как левша левше говорил вам что-нибудь персонально?
— Показал ряд интересных бросковых упражнений. Просил обратить внимание на определенные игровые нюансы. А так старается уделить внимание всем.
— Как команда восприняла такую смену тренера?
— Хорошо. Конечно, сразу все были шокированы такими изменениями. Но так получилось. Надеюсь, это приведет к хорошим результатам.
Сейчас Никита проводит тренировки вместе с Юрием Карпуком, который уже работал с "Берестьем" два года назад.
— Как новый наставник вел себя в поединке с "Гомелем"?
— Для Никиты, насколько понимаю, это первый тренерский опыт. Думаю, он переживал не меньше нас. Тем более первая игра — и сразу с сильным соперником. Считаю, мы как команда и он как наставник вместе справились неплохо.
— Расстроились уходу Василия Козара?
— По последней информации, он не с нами временно, а не окончательно. Поэтому пока не говорим о расставании.
— Что он дал вам как гандболистке?
— Он много в меня вложил, пытался научить новому, а где-то и переучить. В работе хватало нюансов, местами приходилось тяжело. Но понимала: если тренер не молчит, постоянно что-то подсказывает — значит, видит потенциал. Работа с Козаром пошла только на пользу. Рада, что встретила его на своем пути.
Тренер изменил систему нашей защиты. Мы привыкли немного к другой, и это было в новинку. На первых порах получалось далеко не все. Эта защита нарабатывается очень долгое время. И когда мы ее более или менее освоили, появились результаты. В частности, победили в прошлом сезоне "Гомель" и БНТУ-БелАЗ. Также наставник разбирал индивидуальные оборонительные действия, здесь у него тоже свое видение. По всему миру принята жесткость в защите. Он учил нас играть не только жестко, но и хитро, предугадывать действия соперников.
В нападении Козар привил каждому игроку "Берестья" индивидуальные умения. Например, тот технический арсенал, с которым я пришла в команду, был беднее имеющегося сегодня. Если конкретизировать, то тренер научил видеть больше возможностей для атаки в ситуациях, в которых раньше я не решилась бы на бросок.
Козыри Козара. Украинский тренер приехал в Беларусь и с ходу совершил переворот в женском чемпионате
— Как вы заметили, в прошлом сезоне у "Берестья" были победы над БНТУ и "Гомелем". Плюс финал Кубка Беларуси. В этом результаты ухудшились. Почему?
— Когда приходит новый тренер, это влияет не только на его команду, но и на соперников. Под нашу защиту им поначалу было сложно подстроиться. Возможно, за счет эффекта неожиданности у нас и получались удачные матчи. Но соперники тоже работают, не сидят на месте. Они наверняка проводили разборы. И нашли подход к нашей обороне.
— Вы ведь начинали в "Гомеле". Как оказались в Бресте?
— Первые шаги делала в ГОЦОРе. Тренировалась у Дмитрия Марченко, с которым очень много работали индивидуально. На девичьих соревнованиях всегда попадали в тройку. Параллельно с нами занималась взрослая команда "Гомеля" под руководством Томажа Чатера. Когда ходила в 9-й класс, он стал подпускать некоторых девочек к работе с основой. Мы начали совмещать: посещали и детские, и взрослые занятия, ездили на соревнования для молодежи и привлекались к играм главной команды.
Первые шаги были очень важными, и я сделала их в "Гомеле". Понятно, что между детским и взрослым спортом разница огромная. Благодарна, что моим первым клубом стал амбициозный "Гомель". Команда боролась только за первое место, в ней выступали игроки высокого уровня. На тренировках поначалу многое не получалось. Но смотрела на людей рядом — и понимала уровень, к которому нужно стремиться.
Здорово, что Томаж не только приглашал тренироваться, но и доверял место на площадке в матчах чемпионата и Кубка Беларуси. Начинали с двух-трех минут. Получалось — игровое время возрастало.
— Почему тогда решили уйти в "Берестье"?
— Тогда "Гомель" считался топовым, и на каждую позицию было по два исполнителя. В Брест поехала за игровой практикой, хотелось наработать опыт. Руководствовалась таким посылом: пока шишки не набьешь — ничего не будет.
Что ни делается — к лучшему. Считаю, провела три хороших года в Бресте. Переход пошел на пользу, сделал меня самостоятельнее. Окунулась во взрослую жизнь, когда родители далеко и заботиться о себе нужно самой.
— В целом вам не скучно в чемпионате Беларуси?
— Мы участвовали в еврокубках два года подряд. Также я играла в сборной своего возраста на турнирах в Литве, Северной Македонии (на чемпионате Европы в дивизионе "В" белоруски заняли третье место — прим. БЦ). Скучно не было, потому что внутренние соревнования разбавлялись международными.
— Расскажите про переход в "Боруссию".
— Безусловно, это большой шаг вперед. Интересно попасть в другой чемпионат, узнать и увидеть что-то новое. В каждой стране особая школа, и она сильна по-своему. Но не хочется забегать вперед и говорить громкие слова. Посмотрим, как будет развиваться ситуация. Надеюсь, все получится.
— Сомневались перед принятием решения?
— Были и иные предложения, в том числе вариант перехода в другой белорусский клуб. Нужно было подумать. Не сказать, что долго определялась с выбором, но какое-то время понадобилось. Это новый этап карьеры, другая страна, языковой барьер…
— Нет опасений по поводу резкой смены курса? Все же чемпионат Беларуси не сравнить с бундеслигой. К тому же "Боруссия" — участник Лиги чемпионов.
— Не хочу загадывать. Но бояться и переживать точно не стоит. Какой смысл себя накручивать? Будем работать, работать и еще раз работать. А там посмотрим.
— У вас немало личных наград с разных турниров. Есть самая ценная?
— Нет. Гандбол — командный вид спорта. Скорее, есть памятные игры, а не награды.
Например, летние матчи сборной U-19 в Северной Македонии. Рассчитывали на большее, два раза уступили с разницей в один мяч. Но показали достойный уровень. Те важные встречи были весьма показательными. Еще отмечу прошлогодний полуфинал Кубка Беларуси, в котором мы обыграли БНТУ-БелАЗ. Впервые в истории нашего женского гандбола брестская команда пробилась в финал.
Кубок Беларуси. "Гомель" взял трофей без реванша над БНТУ. "Берестье" снова спутало все карты
— Когда сборная Беларуси готовилась к матчам квалификации ЧЕ-2022 с гречанками, пришла весть о ее отстранении от международных турниров. Как отреагировали внутри команды?
— Мы очень серьезно готовились, проделывали большую работу, смотрели много видео. Было множество собраний, обсуждений. Если что-то не понимали, подходили к тренеру, и он объяснял еще раз. Кропотливо и точечно трудились, чтобы все прошло идеально.
До последнего надеялись, что матчи квалификации с нашим участием состоятся. Очень расстроились их отмене. Получается, зря выкладывались на сборе. Но что поделать, двигаемся дальше. Надеемся, в скором времени представится возможность сыграть за сборную.
— Руководство и главный тренер национальной команды говорили что-нибудь по этому поводу?
— Нет.
— Как думаете, были бы шансы выйти на топ-турнир, если бы не технические поражения?
— Думаю, да. Ведь мы сыграли со сборной Германии вничью в гостях. Приобрели важное очко. Рассчитывали на победы над гречанками, были уверены в своих силах.
— Что сами думаете по поводу решения ЕГФ?
— Считаю, спорт должен оставаться вне политики. Как это было всегда.
— В гандболе левши имеют преимущество в плане перспектив. А в повседневной жизни это плюс или минус? Приходилось ли сталкиваться с трудностями?
— Ха, мы живем так же, как и правши. Соглашусь, что в гандболе левая бросковая рука — подспорье. Но это явно не основной фактор. Самое главное — то, что у тебя в голове, твои работоспособность и желание.
Андрей Рапопорт
Фото: пресс-службы "Берестья", БФГ
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com