Козыри Козара. Украинский тренер приехал в Беларусь и с ходу совершил переворот в женском чемпионате
В конце октября Василий Козар и его "Виктория-Берестье" взломали "турнир двух команд" — за полнедели обыграли и чемпиона "Гомель", и серебряного призера БНТУ-БелАЗ!
К громким инфоповодам, которые дает брестский мужской гандбол, все уже давно привыкли. А этой осенью в хедлайнеры неожиданно выбилась и местная женская команда.
Ей всего 13 лет — в первенстве Беларуси "Берестье" объявилось в сезоне-2007/08. За это время клуб лишь по разу попал в призы чемпионата (бронза-2016/17) и поучаствовал в еврокубках (Кубок вызова-2011/12). Тем удивительнее то, что устроил он сейчас. За 8 туров нынешнего розыгрыша взято лишь на очко меньше, чем за 24 предыдущего.
Женщины. Чемпионат Беларуси
1.БНТУ-БелАЗ — 14 очков (8 матчей). 2.Берестье — 14 (8). 3.Гомель — 10 (6). 4.Городничанка — 10 (9). 5.Березина — 8 (9). 6.Витебчанка — 6 (9). 7.Звезда — 2 (7). 8.РГУОР-сборная-2004 — 0 (8).
Нетрудно заметить, что по потерянным очкам БНТУ, "Берестье" и "Гомель" наравне. Причем у брестчанок эти потерянные пришлись на матч с середняком "Витебчанкой". А в числе найденных — баллы за победы над самими "политехом" (34:32) и гомельчанками (31:26). Причем конкурентам в первом круге еще играть "класико", перенесенное с октября на январь. А впереди у всех — по три интереснейших матча одного с другим.
Выросшие амбиции "Берестье" обозначило еще в межсезонных спаррингах, проиграв мяч "Гомелю" и три БНТУ. И вообще стремление команды развиваться проявилось еще в прошлом сезоне, когда Брест стал активничать в соцсетях. Но даже с поправкой на это такого старта от команды не ожидал никто.
Как же он стал возможен? Можно вычленить три главных фактора.
Во-первых, состав. Летом в Бресте с радостью приняли игроков сборной Беларуси — вратаря Лилию Бурдук, подумывавшую о завершении карьеры, и линейную Ирина Шинкарук (Тризно), вышедшую из декрета. Уже числились в клубе полусредние Анастасия Сивуха и Татьяна Петручик, универсал Алена Алексеюк, разыгрывающая Анна Бардиян (кстати, девушка мешковца Никиты Вайлупова), линейная Алена Тризно (центр защиты она крепит вместе с сестрой Ириной), крайние Елена Минушова и Ирина Пучко. Помимо молдованки Пучко, в команде еще две легионерки из Украины — полусредние Екатерина Валова и Зоряна Пташинская. В общем, неплохая, по белорусским меркам, заявка.
Ирина Шинкарук, Никита Вайлупов и Анна Бардиян
Во-вторых, состояние конкурентов — физическое и эмоциональное. В отличие от "Берестья" в еврокубки БНТУ и "Гомель" в этом сезоне не заявились — из-за коронавирусных рисков. Раньше тот же Кубок ЕГФ помогал им набрать и удержать форму, что давало выгоду и в чемпионате. Сейчас же с кондициями не все в порядке — в отсутствие причины нет и следствия. К тому же лидеры явно недооценили опасность, исходившую из Бреста.
В-третьих, тренер. Назначение украинца Василия Козара, работавшего в херсонской "Олимпии", киевском "Спартаке", львовской "Галычанке", молодежной сборной Украины, на Кипре и в Греции, было неожиданным — специалисты со стороны в Беларусь приезжают нечасто. Еще более неожиданной стала дискуссия на июньском заседании исполкома, допускать ли Козара, не имеющего необходимой тренерской лицензии "А", к участию в чемпионате. Допустили — и явно не ошиблись. В "чемпионате двух команд" появилась третья сила и сделала нынешний розыгрыш самым интересным за долгие годы.
Чтобы лучше узнать, в чем феномен "Берестья", мы пообщались с Василием Козаром, который в эти дни учится на тренерских курсах в Минске.
— Получаете ту самую "корочку", из-за которой вас могли не допустить до участия в чемпионате?
— Да. Хотя, наверное, эти семинары Master Coach гораздо выше по уровню. Обучение поэтапное, к концу сезона, если все сдам, должен получить лицензию.
Работая в Украине, я постоянно принимал участие в еврокубках, два раза доходил до полуфинала Кубка вызова, выступал в европейских соревнованиях с молодежной сборной. Достаточно было сертификата. В прошлом году правила поменялись. Я в это время с командой мастеров уже не работал — был занят только в училище физкультуры. Приехав в Беларусь, попал в такую ситуацию.
— Как восприняли те обсуждения на заседании исполкома?
— Меня там не было. А по слухам ничего не буду говорить. Но в курсе, что большинство оказалось за. Люди знали меня, мою работу. Я тридцать пять лет в гандболе. Всю жизнь трудился в училище, есть опыт за рубежом.
Давно уже знаю команду из Бреста. Помню, какой она была еще лет двенадцать назад, когда только начинала. Мы много играли на турнирах. Спустя время меня пригласили посмотреть условия, в которых клуб живет и работает. Увидев их, я понял, что могу что-то сделать. По сравнению с условиями в Украине...
— В Бресте они лучше?
— Да, конечно. Вообще очень удивляет и импонирует количество у вас дворцов спорта. Просто в шоке, сколько вы настроили. Проработав во Львове двенадцать лет и выиграв все, что можно, я не имел своего спортзала. Прихожу в Минске в РЦОР — и мне плакать хочется.
Я тренировал на футбольных полях и в коридорах. И умудрялся выигрывать чемпионат Украины, дать около двадцати человек в сборную. Мы ходили по институтам, нас выгоняли, мы выбегали голые на снег, кричали-верещали, звали журналистов... Все время борьба. А в Бресте есть все необходимое, чтобы реализовать знания и опыт.
— Как вообще стало возможным ваше появление в Бресте?
— Повторю, видел команду и игроков раньше. Последний приезд "Берестья" во Львов на турнир был года три назад. Знал потенциал команды. Но видел, что что-то не идет в плане результата. Честно говоря, понимал, что мог бы сделать с ней немножко больше. Когда поступило такое предложение, я год думал, особенно не планировал что-то кардинально менять. Но потом принял решение поехать, о чем не жалею.
— Все удивились такому старту "Берестья" в чемпионате. А вы сами?
— В Балтийской лиге видел уровень "Гомеля", БНТУ и "Городничанки". И понимал, что при определенной работе с ними можно бороться на равных. Но, конечно, не думал, что это будет так быстро. Потому что у нас есть проблемы с комплектованием. Катастрофически не хватает игроков задней линии. Когда пришел, было много травмированных, оперированных. К сожалению, те, на кого рассчитывал, после операций пока не восстановились.
Потеряли Екатерину Валову, до сих пор не может полностью залечить травму Зоряна Пташинская. Вернули наших девочек постарше, которые были в декрете: Таню Петручик (Пекун), Алену Алексеюк, Ирину Шинкарук... Понимал, что они долго не тренировались. А форсировать — это всегда чревато травмами.
Ирина Шинкарук
Очень благодарен девчонкам, что есть понимание между ними и тренером. Они хорошо, на подъеме отработали подготовительный период. В частности, мы провели сбор на песке в Малорите. Это дало позитивный результат.
— Сами как-то поучаствовали в комплектовании команды летом?
— Планировал привезти некоторых игроков. Скажем так, "своих", на которых я мог бы опираться, показать, что я хочу от белорусок. Но, к сожалению, с этой пандемией не получилось. Эти гандболистки не стали долго ждать, уехали в Европу. А может, они были слишком дорогими для Бреста.
— Назовете фамилии?
— Например, Тамара Смбатян. У нее закончился контракт в Румынии. Она хотела годик побыть у меня, чтобы я ее немножко подтянул. Валерия Кириллова вернулась свободным агентом из Финляндии. Когда-то училась у меня в училище физкультуры. Еще девчонки, игравшие в Баку. Например, Влада Космина. Не получилось — уехала в Израиль. Надо было решать быстрее. А мы, пока тыкались-мыкались, упустили игроков.
Думал привезти и молодых девчат, которые закончили училище и играют во львовском "Политехнике". Но опять же проблемы с переездом. Хотя я правильно сделал, что их не привез. Потому что, поработав в Беларуси, оказался приятно удивлен количеством хорошей и перспективной молодежи. Она у вас есть. Многие говорят, что нет. Но все хотят готовых игроков, ищут уже картинку.
Почему меня соблазнил Брест? Знаю, что здесь есть училище олимпийского резерва. Как во Львове. В свое время распалась та известная "Галычанка" с Настей Лобач, Лилей Артюхович... И я восстановил команду за счет воспитанниц училища. Пошел тренером в отделение гандбола, набрал деток и потихоньку довел команду до победы в чемпионате. В ней выступали такие известные игроки, как Ира Стельмах, Леся Смолинг, Наталья Стрюкова, Тамара Смбатян, Наталья Савчин, Наталья Воловник.
Но, к сожалению, в брестском училище ничего у меня не получилось. Потому что система работы не предполагает там утренние тренировки. Девочки не могут доехать, они учатся. У нас есть два игрока оттуда. Но все проблематично. Хотя мы работаем над этой ситуацией.
— То есть вы хотели поработать в Бресте и детским тренером?
— Ну да. В брестском ЦОРе я помогаю в работе с детками. Люблю это дело и понимаю. Имел в виду учащихся старших классов, которые могли бы тренироваться с командой. У меня всегда так было. Девочки 2002-2004 годов рождения, закончившие училище, сейчас составляют костяк "Галычанки". Считаю в шестнадцать-восемнадцать лет уже нормальные, зрелые игроки.
Можно взять для примера Настю Сивуху из "Берестья". К сожалению, выпала Валерия Кузьменкова. Прекрасные девочки. Очень приятно с ними работать. А еще, честно говоря, зависть берет, когда мы играем со сборной 2004 года рождения, "Звездой". Вижу хороших молодых гандболисток.
Анастасия Сивуха
Даже девчонки говорили мне: где вы были в прошлом году? Мол, столько игроков хотели работать, но в конце концов бросили гандбол. Понимаю, что выпадает среднее звено, переход от детского во взрослый гандбол. Это большой этап работы. Но если в него не вникать, само собой ничего не вырастет.
— За счет чего удалось обыграть БНТУ и "Гомель"?
— Для начала вспомню наше поражение от "Витебчанки" — там не Витебск выиграл, а мы проиграли. Были готовы не хуже, чем к матчам с БНТУ и "Гомелем". Меня кое-что поразило. После игры был расстроен. Девчонки тоже. Но я что-то спросил, а мне в ответ сказали: "Ну и что, мы и раньше им проигрывали".
Я по характеру такой человек, что не понимаю, как это — проигрывать. Для чего тогда работать? Есть те, кто говорят, что не любят проигрывать. А я ненавижу это делать. Девчонки где-то не верили. Понимал: чтобы дать почувствовать дух победителя, надо удивить их.
Знаю, что у меня есть хороший костяк. Ира Шинкарук, Лиля Бурдук — с такими людьми можно горы свернуть. Есть прекрасная Настя Сивуха, капитан Алена Алексеюк, Таня Петручик... Многих могу отметить. Когда в последних играх выпала Анна Бардиян, остались вообще ни с кем. Но в этих матчах с "Городничанкой" и "Витебчанкой" увидел, что команда почувствовала вкус победы, ложится ради нее костьми. Это очень важно.
Самый короткий путь в плане результата — что-то поменять в обороне. Кое-что показал игрокам в этом плане. Они приняли с энтузиазмом, и это сработало. Где-то подработал в плане техники-тактики. Вижу много проблем, ошибок. В основном это изъяны еще из детства. Есть над чем работать. Главное — чтобы было с кем.
— Готовы к тому, что "Гомель" и БНТУ теперь будут настраиваться на вас по-другому?
— Честно скажу, в какой-то степени это случайность, что мы их обыграли. Использовали свой шанс на все сто процентов. Мы это прекрасно понимаем. Мне было важно, чтобы и руководство, и девчонки поверили, что мы можем. Пытаюсь убедить: давайте укомплектуем команду лучше, применим серьезный подход и будем дальше удивлять. Сформируем хорошую команду, которая могла бы бороться за чемпионство. Пока же это такой укол. Мы только раздразнили своих соперников. Но и это хорошо.
Вот почему БНТУ и "Гомель" дрогнули? Они не были готовы к нашим сопротивлению, наглости. Сейчас уже будут. Вы же понимаете, что и в технико-тактическом плане, и в плане комплектации эти команды на голову выше.
Но я не умаляю заслуг своих девчонок. Очень хорошо проявили себя Шинкарук, Бурдук, Бардиян, да все.
Анна Бардиян
— Если объективно, в этом сезоне побороться за золото шансов мало?
— Ну, мы будем бороться. Почему мало? Шансы всегда есть. Импонирует, что команда теперь уже не хочет по-другому, хочет доказывать, что мы сделали это неслучайно. Все возможно, потому, что вижу, как девушки относятся к работе. Пока такое настроение, рост у нас будет.
— Что вам ответили руководители на предложение доукомплектоваться?
— Дали согласие. Я объяснил причины и проблемы. Основная: при таком количестве игроков мы можем их загнать. Нам идут навстречу. Понятно, это не так просто. Ищем игроков, разговариваем. Даст бог, нормально пройдем Косово в Кубке ЕГФ. А к следующему этапу постараемся доукомплектовать команду. Также возвращаем еще двух игроков из декрета.
— "Берестье" — единственный женский клуб в Беларуси, заявленный в еврокубки. Как это стало возможно?
— Когда мы встречались с руководством, встал вопрос, заявляться или нет. Для меня здесь все однозначно. Если строить имидж команды, серьезно работать, то зачем замыкаться, отказываться от еврокубков? Меня удивляет, что остальные отказываются. Это как если бы я сказал: мы не хотим чемпионства, хотим быть третьими или какими-то еще. Нет, мы сделаем все, чтобы побороться, раз есть такой шанс.
Когда с детским садом в "Галычанке" дважды доходил до полуфинала Challenge Сup, видел, что это не так затратно и проблемно. Да, в условиях пандемии это сложно. Но раньше мы часто играли на выездах, много не тратя. В Европе видели моих игроков. В итоге многие выступают сегодня в хороших зарубежных командах.
— Цель в Кубке ЕГФ — добраться до полуфинала, как когда-то с "Галычанкой"?
— Смеюсь: мы можем далеко зайти. Начали с третьего этапа. Сейчас сыграем с командой, которую можно побеждать. Хотя не знаю, как все сложится. А там почему бы не попасть, например, на "Галычанку" и не обыграть ее?
— Хотели бы встретиться со своим бывшим клубом?
— Ха, очень. Это было бы вообще замечательно.
— Есть что доказывать?
— Есть. Но это уже другая история.
Еврокубки — это обмен опытом. Когда был в той же Швеции, с удовольствием ходил смотреть, как там работают с детскими командами. В Голландии лет семь-восемь назад запомнил несколько молоденьких девчонок, которые потом стали чемпионками мира. Видел, какими техническими приемами они уже тогда владели.
Считаю, в Беларуси этого немножко не хватает. У гандбола — женского и мужского — в стране хорошие традиции и школа. Игра Александра Каршакевича и Александра Тучкина до сих пор перед глазами. Я на ней учился. Как и вся Европа. Многое из того, что там взяли, мы потеряли. Например, хорошие броски с опоры. А в целом — школу. Смотришь — и трудно разглядеть несколько хороших технических приемов. А это то, с чего начинается гандбол.
— Почему решили провести два матча с "Истогу" в гостях?
— Играть с косоварами — это вообще очень трудная история. Я соприкоснулся с ними еще во Львове. На границе их не пустили в Украину. Пришлось нам срочно ехать туда. Они вили из нас веревки, требовали кучу денег. Мы заплатили, чтобы сыграть и избежать конфликта. Плюс на границе потерялся один из паспортов. Специально спрятали, хотели создать прецедент.
В такой период нерационально играть и дома, и в гостях. Предлагали провести оба матча или у нас, или у них. Сошлись на том, что поедем к ним. Конечно, было бы лучше встретиться в прекрасном зале в Бресте. Но они уперлись, не захотели.
— Расскажите про ваш опыт работы на Кипре и в Греции.
— В Греции пробыл недолго. Родители жены из понтийских греков, жили в Одесской области. По программе выехали в Грецию, получили гражданство. Потом отправились мы с женой. На Кипре было легче с работой. Предложили должность тренера. Сначала был на мужских командах, потом на женских. Кстати, с женской приезжал в Гродно на еврокубковый матч и познакомился с Серегой Камбуром. Работал и с молодежными сборными Кипра.
Федерация поступала интересно. Направляла меня в школы, где я начинал с нуля. Набирал деток и старший возраст, делал команду низшей лиги. Через год с этими хлопцами доходил до какого-то уровня. Но мне предлагали: Василис, вот там лучше, мы тебе будем больше платить, плюс тебе ближе к дому.
Что импонировало — так это заседания федерации. Доклад президента: было одиннадцать команд — стало двенадцать. Все: ура! Спустя время: было двенадцать — стало тринадцать. Ура! Через два года кто-то развалился. Все, уже проблема.
Пытались с федерацией создать спортивные классы. Но с этим сложно. Все клубы непрофессиональные. Люди работают, как и во многих странах Европы. Хотя у меня были хорошие командочки и игроки.
Первый раз пришел на тренировку — был поражен. Собралось двадцать девочек двенадцати-тринадцати лет. Мне было тяжело говорить по-английски и по-гречески. Пытался что-то объяснить. А они все стояли и на меня смотрели. Было настолько непривычно, что люди так воспринимали... Думал, со мной что-то не так.
Оказывается, когда хочешь чему-то научить, они очень благодарны за это. Было легко и хорошо работать. Если их поместить в хорошие тренировочные условия, уверен, киприоты и греки обыграли бы весь мир.
"Приехав, увидел баскетбольное ведение, а шаги — как в гандболе 11 на 11". Русский тренер на Кипре
— С легендарным Игорем Турчиным в карьере пересекались?
— Да. Игорь Евдокимович всегда опекал меня как молодого и перспективного. Когда вернулся из Норвегии, позвал к себе в Киев. А потом умер.
— В какой-то степени вы его ученик?
— Нет, не хотел бы, чтобы так говорили. Потому что сколько детей у лейтенанта Шмидта, столько и учеников у Турчина. При нем я работал в училище. Когда он заходил в зал и видел, что у кого-то рука опущена, получали все. Было чему у него поучиться.
Многие говорят обратное. Но как он вел игру, как понимал гандбол, как видел... У него выступала Лариса Карлова, которая использовала напрыжки и финты. Корейцы взяли у Турчина эти финты. Они не вылезали из Украины, ездили на сборы, турниры, учились. А потом с этими финтами выиграли две Олимпиады, сделали прорыв...
Или возьмем Сташа Скубе из клуба "Мешков Брест". Все говорят: он такой быстрый... Но никто не видит, какая у него техника — броски с опоры, обыгрыш, передачи. Это игрок обученный. А Панич? Как он набегает, ловит мяч... Это тоже техника. На их примере надо учиться.
Вот приезжал "ПСЖ". Мне было интересно — пошел смотреть на Недима Ремили. Он так швыряет... А в Бресте — надо же, ни разу не бросил. Сегодня самый классный технический прием — бросок на фоле. То, что делает Карабатич. Вот и Ремили шел в контакт. То же самое — Криштопанс. А у нас говорят: ты бьющий игрок, куда ты лезешь?! Нет! Или возьмем броски Хансена и Сагосена. Говорят: движение руки при броске должно быть долгим. Но они бросают быстро и хлестко. Никто не успевает посмотреть. Интересно во всем этом разбираться.
Один из факторов моего приезда в Брест — наличие здесь БГК и возможность смотреть вживую матчи такого уровня. Наблюдаю за всем вплоть до разминки, поведения игроков. По телевизору этого не увидишь.
— На какой срок у вас в Бресте контракт? И сколько сами себе отмерили?
— Контракт на год. Но есть небольшая проблема. Во Львове у меня дом, за которым надо присматривать. Хотелось бы чаще туда ездить. А так есть желание довести работу до логического конца. Не считаю, что у нас уже есть сделанное. Только-только что-то стало лепиться. Все будет зависеть от ситуации с коронавирусом, задач и желания руководства.
Моя мечта — подсобрать в Беларуси молодых девчонок и на их примере показать другой подход в работе. Есть одна проблема. В прошлом году в "Берестье" было много серьезных травм. Причины вижу в неправильной технике. И немножко в подготовке. Игроки приземляются на одну ногу, неправильно перемещаются в защите...
Считаю, эти девчонки могут быть конкурентоспособными в Европе. Как это было раньше, когда украинских и белорусских игроков приглашали в лучшие клубы. А не так, как сейчас, когда мы ездим и просимся: ну возьмите хоть куда-нибудь. Той же Насте Сивухе говорю: ты должна играть в хорошем европейском клубе.
Сергей Мордасевич
Фото: Геннадий Козловский.
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com