11 мин.

Павел Галкин. Директор, прошедший сквозь время

Он из тех, у кого получилось дважды войти в одну реку. В середине 80-х старший лейтенант Павел Галкин, будучи начальником спортивного клуба Белорусского военного округа курировал армейский гандбольный клуб из Минска — на ту пору лучшую команду в Европе. В 2011 году он вернулся в СКА уже полковником в отставке — чтобы возглавить клуб в должности директора.

— Павел Владимирович, а это красивая история. Прежняя команда, не менявшая ни названия, ни эмблемы. Все те же главные герои: Спартак Миронович, Александр Каршакевич. И снова — талантливое поколение молодых игроков. Вот только теперь они регулярно уезжают в топовые европейские клубы. Оставить бы всех дома, довести до ума и титулов, как в победную советскую пору…

— Увы, то время не вернуть. Для этого нужны хотя бы условия. В советские времена они, с определенной поправкой на специфику, все же создавались.

А теперь вот команда поехала на сбор в Словению, а новый мазовский автобус раз — и подвел. Вышел из строя кондиционер — в салоне пятьдесят градусов жары. И это уже не первая поломка. После каждой поездки навещаем фирменный центр.

Или еще. При открытии Дворца спорта в Уручье президент Лукашенко говорил, что он возведен прежде всего для нужд и развития гандбола. Но теперь задумываешься, где играть матчи чемпионата и еврокубков. Арена просто усеяна арендой. Уйма видов спорта, а гандбол — лишь один из них. Иногда играем, а из соседнего зала, где проходит чемпионат по танцам, музыка валит с такой силой, что не услышать судейских свистков.

Такие истории имидж клуба точно не украшают. И, конечно, влияют на результат.

— Ну и, само собой, ваш бюджет не сравнить с финансовыми возможностями чемпиона страны из Бреста.

— И не хочу сравнивать. Передо мной никто не ставит сегодня задачу выиграть Лигу чемпионов. Потому что, если она вдруг появится, то нам надо совершить ряд последовательных действий, подкрепленных, естественно, материально.

Конечно, здорово было бы вернуть из-за границы Артема Королька и никуда не отпускать Вадима Гайдученко, Влада Кулеша и Сашу Подшивалова. Мы совсем по-другому выглядели бы на международной арене.

В минувшем сезоне Кулеш сломался накануне решающих матчей против брестчан. И никто не знает, кто стал бы чемпионом, окажись наш лидер тогда здоров.

Лучшие ребята уходят, мы их не удерживаем. Ведь думаем еще и о национальной сборной. Здорово, что игроки получают практику в хороших европейских чемпионатах и приезжают в главную команду, обогащенные новым опытом.

— Не тоскуете по тем сезонам, когда плановой задачей СКА был выигрыш Кубка европейских чемпионов?

— Спортивный клуб Белорусского военного округа я возглавил осенью 1986 года, когда минчане брали старт в очередном еврокубковом розыгрыше. Весной они его победно завершили. И, скажу честно, был в шоке, когда после этого ко мне пришел Спартак Миронович с трудовой книжкой и сказал: ну, давай принимай меня обратно.

Оказалось, весь тот сезон он был откомандирован в распоряжение Спорткомитета Министерства обороны СССР. То есть, по сути, стоял на ставке тренера московского ЦСКА, куда в итоге вполне мог отбыть с несколькими минскими армейцами. Ему уже и трехкомнатную квартиру в столице показали. Против переезда была только супруга. Ну и, получается, наш СКА.

— В том Кубке чемпионов минчане уверенно обыграли финнов и шведов, разгромили в четвертьфинале югославскую "Црвену Звезду", потом в упорной борьбе победили немецкий ТУСЕМ, а в финале — польский "Выбжеже". С чего бы это у Спартака Петровича появились причины поглядывать на Москву?

— Это тоже специфика тех времен. Советскому человеку дозволялось купить в течение трех лет только одну машину. Миронович приобрел "Волгу", но та оказалась какой-то неудачной — вечно ломалась. Он ее продал и купил другую. А трех лет не прошло! Его сразу же потянули на всякие комиссии, дали взыскание по партийной линии, пошли разговоры за спиной. Все это тренера сильно задело. А москвичи воспользовались ситуацией, и вариант отъезда в столицу Союза стал актуален. Не сомневаюсь, он уехал бы, не возьми тогда, в 87-м, Кубок чемпионов вместе со СКА.

СКА с Кубком чемпионов, 1987 год

— Победа вышла знатной. У "Выбжеже" в Гданьске выиграли пять мячей. Перед этим дома — восемь...

— Наутро после выигрыша я по спецсвязи из нашей военной части в Польше дозвонился до начальника штаба Белорусского военного округа Валерия Сергеевича Соколова — сына тогдашнего министра обороны. Доложил, что СКА стал лучшей командой Европы. Генерал-лейтенант приветствовал успех в своем стиле — матерщинник он был знатный. Так что представьте его реакцию на мой следующий пассаж: "Нам теперь возвращаться домой автобусом или поездом как-то несолидно, можем ведь и кубок потерять". Сокрушался он долго и красочно. Но через пять минут сам перезвонил: "Высылаем за вами специальный борт! Все подробности у оперативного дежурного!"

Домой мы вернулись на "Ту-134". Единственный автобус "Икарус", который был тогда в распоряжении командования округа, подрулил прямо к трапу. Там же был военный оркестр в белых рубашках.

— Уверен, команда это оценила. Ее тогдашний "пазик" болотного цвета был очень похож на жегловский из популярного сериала и традиционно служил поводом для подначек...

— Все это вроде бы мелочи. Но они влияли на отношение игроков к клубу. Ну, или вот еще случай. Еду на тренировку — смотрю, замерзшую в сугробе "Волгу" Мироновича с помощью буксира на том самом "пазике" пытается реанимировать начальник команды. Но неудачно. Подключил свой "уазик", вытащили машину из снега. Спрашиваю у Мироновича: "А у вас что, гаража нет?" — "Да откуда ему взяться?"

Через два дня он въехал в новый гараж. Когда человек видит заботу и понимает, что ему создаются условия для работы, то он задумывается, стоит ли куда-то уходить. Вот так трудовая книжка Мироновича и вернулась в СКА вместе с заявлением о приеме на работу.

— Вообще-то у Спартака Петровича сложный характер.

— Ему и сегодня с ним тяжело. Мнение высказывает прямо, может любого покритиковать. Рулевой сборной Шевцов исключением не является. Но, несмотря на это, Юра своим учителем восхищается и считает, что и сегодня никто не может подготовить игрока индивидуально лучше, чем Спартак Петрович.

Бывая в гандбольных академиях за рубежом, сам вижу, как там адаптировали нашу советскую методику подготовки юношей.

— Что же вы не берегли такие ценные секреты?

— Как-то после очередного золота в чемпионате СССР мы поехали во Францию. Выиграли там все двенадцать матчей турне — тогда французы еще не были такой силой, как сейчас. Помню, с каким вниманием они относились к тем встречам и нашим тренировкам: снимали, записывали, расспрашивали. Выходит, не зря так старательно учились…

Сегодня уже мы их догоняем. И, если не создадим таких же академий, то вечно будем вдалеке от призовых позиций. Любого игрока, начиная с четырнадцати лет, надо готовить индивидуально. Чтобы параллельно тренировкам работали физиотерапия и фармакология, чтобы нагрузки дозировались для каждого индивидуально согласно рекомендациям медиков. Важна возможность восстановления. А то, скажем, в нашем училище олимпийского резерва поспать днем спортсменам невозможно. А надо бы.

— Вы не слишком многого хотите?

— До назначения в Минск служил в Группе советских войск в Германии. И по роду деятельности интересовался, как готовились в ГДР пловцы. Вся система у них была налажена еще в 70-х.

Девочка тринадцати лет вставала утром, очень легко завтракала, потом тренировалась. В середине занятия выпивала стакан с витаминизированным овсяным отваром и плыла дальше. После тренировки выходила в вестибюль к огромной вазе с фруктами. Брала пару бананов, шла переодеваться в номер. Затем завтракала. Шла на уроки. Потом обед, сон. И вторая тренировка — самая напряженная. В завершение — обследование у врача — чтобы назавтра тренер мог корректировать пульсовые режимы и род нагрузок. Молодые спортсмены тренировались у них ровно столько, сколько нужно — ни меньше, ни больше. Думаю, такой подход актуален и сегодня.

— Состав СКА объединял людей одаренных. Их самобытность не всегда вписывалась в рамки армейской уставной дисциплины. Предположу, вас это касалось напрямую. Кто доставлял хлопот больше других?

— Первым в голову приходит Тучкин. Сложный, конфликтный характер. Это особенно проявилось тогда, когда Саша получил контрактное приглашение из Германии. Но, когда ты в погонах, то выйти из подчинения министерству обороны не так-то просто.

Или возьмем Александра Каршакевича. Уровень дисциплины у него был невысок — назовем это так.

— Это и помешало ему стать преемником Мироновича во главе СКА?

— Саша — талантище необыкновенный. Но беда в том, что за рамками площадки у него не было целеустремленности и большого желания брать роль лидера. А это обязательно для главного тренера. Он отрабатывал занятие, садился в машину и уезжал. Только ведь проведение тренировки — лишь малая толика тренерской работы. Попутно возникает множество других задач. Команда — это сложное объединение очень разных людей, которыми надо управлять. Миронович этим умением владеет профессионально.

— Юрий Шевцов — человек совершенно иного склада, нежели его партнер по всем сборным СССР.

— Вот кто умел уходить от конфликтов, на рожон не лез. В быту проблем с ним не было никаких. Юра увлеченно занимался самообразованием. Скажем, много читал, в том числе и газеты, что на моей памяти для спортсменов было редкостью.

Шевцов сам не раз подчеркивал, что всего в спорте добился упорным трудом. А такие люди, как правило, последовательны и в других видах деятельности. Так что его успешная тренерская карьера меня не удивляет.

— Сегодня со спортсменами надо работать уже по-новому. Советская резьба враз сорвется...

— Игроки нынешнего поколения даже не представляют, чем был раньше выезд за границу. Сколько всевозможных комиссий надо было пройти, чтобы получить не него разрешение. А потом к нам еще приставляли человека "молчи-молчи", как мы его называли. Он наблюдал за тобой зорким оком и внимательно слушал. И поэтому все вели себя примерно и дисциплинированно — ведь посмотреть мир так хотелось.

Сегодня мы куда более свободны и раскрепощены. Больше дозволено. Не стало той советской зашоренности.

— Но слишком "незашоренного" по-прежнему можно отправить на воспитание в армию. Как, например, Никиту Вайлупова в начале его карьеры в СКА.

— К Никите очень хорошо отношусь, он отличный парень. Но в то время в силу совсем юного возраста повел себя неправильно. И в результате походатайствовать, чтобы игрок отправился не в часть, а остался тренироваться с командой, оказалось некому. И, как показывает жизнь, любой опыт идет человеку на пользу.

— Вы наверняка знаете бесковский афоризм о том, что бывшим вратарям не дано стать успешными тренерами. Теперешний главком СКА Игорь Папруга был в прошлом хорошим голкипером…

— Думаю, прежнее игровое амплуа для тренера значения не имеет. Скажем, Юрий Соломко тоже был вратарем, но это не мешало ему в свое время успешно возглавлять гандбольный ЦСКА.

Каждый случай индивидуален. Игорь Папруга — человек честолюбивый и стремящийся к совершенствованию. Разве что чрезмерно ранимый. Но это поправимо, броню он еще нарастит.

— Что отличает теперешний СКА от прежнего — это созданная вами отличная детская школа, где молодыми тренерами работают в основном бывшие игроки клуба.

— И многие ими еще станут. Олег Шарейко, которому доверены уже и сборные страны младших возрастов, — очень толковый парень, учится и берет все положительное у Мироновича, Шевцова, Папруги.

Василий Островский недавно отказался идти тренером во взрослый СКА. Ему хочется довести ребят, которых он набрал еще в младших классах, до выпуска и определенных высот. Мне очень интересно, какими эти высоты окажутся. Не скрою, нравится это желание тренера пройти все ступеньки, начав с элементарного набора.

Нашей армейской школе уже пять лет. 17 тренеров работают в 24 средних школах, разбросанных по всему Минску, что очень удобно для детей и их родителей. Тренируемся везде, куда только можем проникнуть. Включая залы военной комендатуры и следственного комитета.

А самое большое достижение — созданная в школе аура принадлежности к славному клубу. Команды всех возрастов переживают одна за другую. Тренеры растут в конкуренции друг с другом и с коллегами из разных регионов страны. Регулярно пополняем международный опыт. О победных традициях СКА знает в школе каждый мальчишка.

— Вы, наслышан, неукротимый победных дух тоже не утратили. Это правда, что в бадминтон обыграть Галкина в его шестьдесят с лишним по-прежнему не под силу даже самому шустрому из армейцев?

— Ну, года три назад на сборе в Одессе состоялся матч против Вадима Гайдученко и Артура Карвацкого. Накануне они как раз выиграли в бадминтон чемпионат команды. Так их я в одиночку обыграл. Потом Артем Королек вызвался — он парень заводной: "А давайте со мной теперь!" — "А давай!"

— Выиграли?

— Спрашиваешь…

Щурко

Фото: Александр Добриян, Геннадий Козловский.