Василий Славин. Дебют в красно-белых тонах
Первый в биографии сезон гандбольный "Спартак" провел под началом Василия Славина. Генеральный директор московского клуба работал с размахом, но без всякой помпы. И потому знаковой приметности в российском гандбольном сообществе пока не обрел. Впрочем, это сделало еще более актуальным его взыскательный перекрестный допрос корреспондентами БЦ.
— Вас сильно огорчил серебряный итог дебютного сезона?
— Конечно. "Чеховские Медведи" — мощный соперник. Но ведь и надежда, что сумеем обойти его в споре за золото, жила до последнего матча. Поэтому очень огорчил.
Проигрыш чеховцам в кубковом "финале четырех" переживал уже не так остро. Наверное, был к нему морально подготовлен неудачей в суперфинальной серии чемпионата.
— Если вы скажете, что нацелились на золото сразу со старта, мы все равно не поверим. Не припомните, когда твердо почувствовали себя руководителем клуба, который может стать чемпионом?
— Могу точно назвать день — 24 марта. Тогда мы второй раз сыграли вничью с "медведями" — у них в гостях. Первый такой результат, январский в Лужниках, еще можно было списать на удачу. Но матч в Чехове выявил наши реальные шансы. Первый тайм мы выиграли там с перевесом в шесть мячей.
До финиша оставалось меньше двух месяцев. Казалось, команда может стать еще сильнее. Восстановился после травмы и очень хорошо заиграл Саша Деревень. А Саша Черноиванов вообще выглядел весной даже лучше, чем ожидали. Росли и радовали самоотдачей молодые Женя Трушин, Илья Рябов, Никита Никулин. Настоящим открытием сезона предстал Женя Цахариас...
— Но после той ничьей команда, на наш взгляд, так и не прибавила. Из этого и вызрела ваша неудовлетворенность серебром?
— Не скажу, что досконально разбираюсь в гандболе. И за те полтора года, что занимаюсь нашим клубным проектом, глубоким знатоком игры пока не стал. Но, наверное, могу оценить с трибуны как минимум самоотдачу игроков, соотнести ее с их потенциалом. Так вот, от опытных Олега Скопинцева, Димы Ковалева, Егора Евдокимова в решающих играх ждал большего. Если бы эти ребята выложились на сто пятьдесят процентов, как тот же Черноиванов, шансов на золото у нас прибавилось бы. Ну, или хотя бы разница в счете была другой.
— Но, справедливости ради, все названные вами игроки провели в целом хороший сезон.
— Согласен. Но дело в том, что весь сезон эти опытные игроки меня убеждали: наше положение в "регулярке" большого значения не имеет, все решит плей-офф — это главное. Иначе говоря, они же и определили планку моих ожиданий и требований к ним.
Когда потерпели первое в сезоне поражение в Ставрополе, я не высказал претензий никому. Бывает. Так сложились обстоятельства. Ничья с "Каустиком" была обидна тем, что потеряли первое место и преимущество домашней площадки — с ним, наверное, было бы больше уверенности. От четвертьфинальных матчей против "Саратова" ожидал большего. А вот в полуфинале против "Невы" все уже реально выкладывались по максимуму. Но в финальной серии предельной самоотдачи снова не увидел...
— До "Спартака" у вас был опыт работы в спортивном менеджменте?
— Совсем небольшой. Лет пятнадцать назад был недолго причастен к организации в Москве академии футбола. Тот интересный проект затевал теперешний глава гандбольной федерации Сергей Николаевич Шишкарев. Идея была такой: собрать для обучения перспективных юных футболистов, обеспечить им полный пансион, учебу в школе, тренировки. Знаю, что потом этот столичный проект трансформировался в школу бразильского футбола в Новороссийске.
А к организации в Москве нового гандбольного клуба я подключился в феврале прошлого года. К теперешнему брэндовому статусу "Спартака" мы пришли не сразу. Поначалу обсуждались разные идеи, подходы и названия. Первоначально все было гораздо прозаичнее: УОР-2, МАИ...
— Заполучить спартаковскую поддержку и официально оформить принадлежность к звучному брэнду было сложно?
— Первая встреча со спартаковскими руководителями Темуром Абидовым и Наилем Измайловым была хорошо подготовлена. Коллеги обрисовали нам идею клубного сообщества с участием команд разных игровых видов. С отлаженной системой взаимопомощи, обмена опытом, внеспортивного сотрудничества, соблюдением спартаковских традиций. Концепция нас полностью устроила.
— На наш взгляд, гандбол удачно вписался в красно-белые декорации.
— Да, мы получили хорошую имиджевую и информационную поддержку футбольного и хоккейного клубов. Но главным плюсом оказался интерес к гандболу спартаковских болельщиков. В другой ситуации так быстро подобную многочисленную и лояльную аудиторию заполучить в Москве было бы невозможно.
— И без большого опыта спортивного управленца вы добились важного достижения: в мужской Суперлиге "Спартак" почти сразу сделался лидером в сфере маркетинга...
— Нашей основной изначальной задачей стала работа по популяризации гандбола в столице. Важно, что это учитывалось и при формировании клубного бюджета.
Мне же при руководстве клубом на первых порах сильно помогали. Очень важны были советы и инструкции работников национальной федерации: в выборе направлений и методов работы, в формировании офисной команды.
Мы собрали ее прошлым летом за две-три недели. Не все из стартового состава идут с нами дальше. Но за вклад в ту непростую начальную работу я благодарен и тем, кто потом ушел. У нас было мало времени на разгон. Мы учились и притирались на ходу. Приходилось порой пренебрегать чьими-то личными интересами, поступать жестко.
Первым медиадиректором клуба была Ольга Братухина. Со времени мы немного разошлись во взглядах и подходах к работе. Однако на стартовых этапах — при организации презентационной пресс-конференции и матча открытия — она потрудилась замечательно.
Кирилл Фигуркин отвечает у нас за организацию матчей. Опыт такой работы у него был. Плюс постарались заимствовать лучшее из практики хоккейного "Спартака", гандбольной федерации и "Ростов-Дона". За ростовчанами следили сначала по трансляциям, а весной командировали к ним Кирилла на матчи Лиги чемпионов. Там можно многое позаимствовать — есть отличная программа по работе с болельщиками. Но у нас в этом плане слабее финансовые возможности. Да и публика в Ростове не так "разбросана" по разным спортивным брэндам, как в столице.
Еще у ростовчан интересно позиционирование клуба в социальных сетях. Впрочем, у нашего медиадиректора Елены Помигаловой тоже большой опыт такой работы и своя концепция, немного отличная от ростовской.
— Кстати, о соцсетях. Вы ощутили имиджевый ущерб от страстей, разгоревшихся там вдогонку полуфинальному соперничеству с питерской "Невой"?
— Нет. Какой там ущерб, если на решающем суперфинальном поединке в Чехове собрался аншлаг? Причем, по моим оценкам, добрую половину публики составили болельщики с нашими символами и атрибутикой.
А тот взрыв страстей в интернете я с интересом изучил. Его устроили подписчики двух сетевых групп — "Невы" и "Чеховских Медведей". В лидерах осуждения арбитров были девушки и жены игроков из Питера. На таком фоне очень странно смотрелись комментарии к матчу некоторых игроков из Чехова.
Скажу прямо, я тогда даже созвонился с чеховским коллегой Александром Сафоновым. У нас с ним налажено неплохое общение, и есть принципиальная договоренность: бои ведем только на площадке. Призвал ее соблюдать и не нарушать этикет. Этого оказалось достаточно, чтобы напряженность снять.
При желании мы вполне могли бы поднять встречную волну обсуждений в соцсетях. А на письмо болельщиков "Невы" в федерацию могло бы прийти встречное — от спартаковских поклонников с тысячами подписей. Но заниматься ничем подобным мы не стали. Так за имидж и популярность не борются.
Сам я никакую игру по горячим следам не оцениваю. Особенно работу арбитров. Стоит посидеть на трибуне рядом с фан-сектором своей команды, как стразу невольно поддаешься его настроениям и подозрениям. В таком случае всегда стараюсь собрать мнения людей, которые в игре действительно разбираются. И потом часто приходится остывать, корректировать настроения и оценки.
— Вы жесткий управленец? Предпочитаете руководить директивно?
— Нет. Мы раз в одну-две недели собираемся в клубном офисе для различных мозговых штурмов. Обязательно делаем это после больших матчей. Обсуждаем событие, анализируем ошибки. Я уже отошел от контроля буквально каждого вопроса. Уровень компетенции наших сотрудников позволяет принимать решения самостоятельно и отвечать за их исполнение. Но вместе мы обязательно утверждаем медиаплан на месяц, иногда на два вперед. Потом четко по нему идем. Это важно. Вот здесь стараюсь вникнуть в каждый нюанс.
— Что из последних находок порадовало, дало результат?
— Мне нравится задумка приглашать болельщиков на совместные просмотры выездных матчей в московские бары. Приятно, что в этом с нас стали брать пример другие гандбольные клубы: ставропольский, чеховский...
Потихоньку стали продавать билеты на домашние игры. Взяли это за принцип при проведении их в больших залах. Начинаем приучать публику к тому, что гандбол — это интересно, но не обязательно бесплатно.
— До прибыли далеко?
— О ней не стоит и думать, пока у клуба не появится своего "дома". Наличие постоянной собственной площадки играет очень важную роль в любой маркетинговой стратегии.
— Ведете поиски такого места для игр?
— Пока определенности нет. Футбольный чемпионат мира передвинул все переговоры на конец июля. Крепко рассчитывали на арену "Дружба" в Лужниках, но там задержки в реконструкции, ее завершат только к концу года. Лужниковская Малая спортивная арена и ледовая ВТБ готовность сотрудничать пока не подтверждают.
— Назовите главную для вас удачу прошедшего сезона?
— Если рассматривать в совокупности спортивный результат и общий итог работы клуба, то это — игра команды. Мы ставили цель — привлечь внимание москвичей, о гандболе прежде не знавших. И главным условием здесь было, чтобы эти новые люди, однажды придя на игру, не разочаровались. Для этого очень важны были победы.
Игра команды эту задачу позволила нам успешно решить. Сам не раз был свидетелем, когда зрители прямо с трибун или после игр звонили друзьям или знакомым: слушай, а я на гандболе — реально крутая игра, в следующий раз вместе пойдем!
Отдельный пункт из раздела удач — взаимодействие с главным тренером Василием Филипповым. Для нас обоих это был первый сезон в новых должностях. Он получился непростым, но очень плодотворным. Мы притерлись и через четыре-пять месяцев стали понимать друг друга с полуслова. Это не отменяет противоречий и споров. Но в новом сезоне взаимодействовать будет гораздо проще.
Спортивной задачей были призовые места в чемпионате и Кубке России. Эти задачи команда тоже решила, в первый же сезон став дважды второй.
— Что стало для вас самым полезным уроком?
— Это вывод: не надо напрямую проецировать свои ожидания на возможности команды. Повторюсь: на ребятах лежала в большей мере имиджевая задача, нежели спортивная.
Не было бы так, можно было бы не стремиться выигрывать непременно. И исход чемпионата мог быть другим, не предшествуй финишу эта гонка за победами. Мы с Василием это понимаем. Думаем о стратегии на будущий чемпионат. Возможно, теперь она претерпит изменения.
Осечка на финише не должна заслонить понимания, как непросто было игрокам вытащить весь этот сезон. Людям свойственно уставать — такой вот простой главный урок.
— Какую задачу на новый сезон услышит команда? Каких изменений в ней ждать?
— Будем бороться за призовые места. Обновим состав. О пополнении говорить не стану до вступления контрактов в силу. Представлять новичков будем на пресс-конференции в начале августа.
Одно из главных событий лета — подписание договора о сотрудничестве с УОР-2, создание молодежной команды "Спартак-2". Мы год к этому шли и прилагали большие усилия. Нашли общий язык с руководством училища, Московской федерации гандбола и Мосгорспорта, за что всем большое спасибо. Теперь можно готовить резерв для команды, начиная даже не с дубля, а с детей. В УОРе — прекрасная база. Владислава Космодемьянского, уже назначенного главным тренером второй команды, нацеливаем не просто на тренировочную работу, а на отеческую опеку парней. Надо контролировать их быт, здоровье, режим питания.
— Дебют в Кубке ЕГФ — особая сфера забот?
— Само собой. Заявочные документы в Вену уже отправлены. Волнуемся и готовимся. Это будет новый экзамен для всех подразделений клуба.
— Другие летние планы?
— Возможно, сменим поставщика экипировки. Вопрос сейчас в стадии тендера. Из отпуска команда выйдет 10 июля. Подготовительные сборы пройдут в Москве и Серебряных Прудах, в белорусской Малорите и в Швейцарии.
Новиков + Приголовкин