Елена Продунова
Ростовчанка Елена Продунова – заслуженный мастер спорта России по спортивной гимнастике, чемпионка Мира, чемпионка Европы, двукратный призер Олимпийских игр.
Становление
Занималась спортивной гимнастикой с 5 лет. Ее первым тренером была Елена Печенжиева. Потом на смену ей пришли Руслан Лавров и Вероника Якупова, а после них - Леонид Аркаев и Марина Булашенко. Хореографами спортсменки были Наталья Сергеева и Татьяна Мелкумян.
Девушка училась в училище олимпийского резерва, после – в педагогическом институте. Впервые приняла участие в международных соревнованиях на чемпионате мира 1995 года в японском городе Сабаэ, где стала 4-ой в командном первенстве. Буквально накануне Атланты гимнастка получила довольно серьезную травму голеностопа, из-за чего пропустила Олимпиаду 1996 года и хотела вообще завязать со спортом. После операции вновь очутиться в зале, а тем более в сборной – это что-то нереальное. Но ее вызвали на сбор, на Круглое. Главный тренер сборной Леонид Аркаев посчитал, что там ей будет легче восстановиться.
Подготовка
Лена вернулась в гимнастику на следующий год. Ее выступление на чемпионате мира 1997 года в Лозанне на вольных стало сенсацией и принесло 3-е место. В командном первенстве у нее серебро, в абсолютке - бронза. Тогда мало кто сомневался, что пройдет немного времени, и воспитанница Леонида Аркаева бросит вызов мировой гимнастической элите. Но, как это часто бывает в жизни, когда, казалось бы, цель уже почти достигнута, происходит что-то непредвиденное, и все планы рушатся.
В 1998 году Лена получила очередную травму (на этот раз лодыжки). Ростовчанка была вынуждена пропустить и чемпионат Европы, и Игры доброй воли. Не удалось Продуновой отличиться и в Париже. Из-за ошибки спортсменка не смогла даже пробиться в финал многоборья и вынуждена была со стороны смотреть за соперничеством Светланы Хоркиной и Симоны Аманар. Однако это не помешало ей выиграть в 1999 году на Универсиаде три золота и одно серебро. Именно там она сделала своё двойное сальто вперед на прыжке.
Путь наверх
Чемпионат мира 1999 года в Китае. Но гимнастка не собиралась сдаваться, и, подойдя к мировому первенству, подготовила суперсложные элементы. Уже на тренировках все стали отмечать ее готовность, предсказывая ей победу. Ведь в квалификации неважно, какое место занимаешь, в финале все с начала. Елена набрала в первый день лучшую сумму баллов, хотя допустила много ошибок, которых можно было вообще не делать. На первом снаряде - бревне - по жребию ей пришлось выступать первой. Новые вольные ей вообще пришлось делать впервые. Получилось неплохо, хотя избежать потерь нескольких десятых балла не удалось. И всякий раз она останавливалась в шаге от медалей, завоевав только серебро в команде (победили румынки). В принципе, все комбинации она сделала хорошо, ошибаясь в основном на приземлениях. Но в дело вмешались судейские интриги. По указанию председателя женского технического комитета Международной федерации гимнастики - американки Джеки Фай - за сложнейший опорный прыжок Елене поставили только 9,575 балла. Причиной послужили слишком открытая группировка на прыжке и непрямое положение тела на соскоке. По мнению Аркаева, Лену откровенно «задвинули». Во-первых, сальто два с половиной оборота вперед в мире никто, кроме нее, не прыгал. Во-вторых, слишком плотная группировка на сальто при прыжке опасна травмой, и тяжело приземляться, держа равновесие. Трудно обсуждать судейские дела, но, возможно, прыжок судьям просто не понравился.
К числу побед гимнастки из Ростова-на-Дону относятся чемпионаты и Кубки России, открытый кубок Америки (не только многоборье, но и финалы во всех отдельных видах), международный турнир «Звезды мира». Она оставляла позади Замолодчикову и Хоркину. Да, выигрывать у Хоркиной на внутренних турнирах почти никому не удавалось. Но в отличие от утонченных и артистичных упражнений Хоркиной, Продунова делала более мощные, силовые и сложные вещи.
Чемпионат Европы и Сидней
В 2000 году на чемпионате Европы российской сборной наконец-то удалось одолеть румынок и выиграть золото. Елена внесла свой вклад в эту победу со 2-ым местом на вольных и бронзой на бревне. Победа позволила ей попасть в олимпийскую сборную и давала шансы на первое место. Она буквально преобразилась. Словно второе дыхание вдруг открылось. За что бы ни взялась, все стало получаться. Наверное, в какой-то степени дело было в тренере, который сумел раскрыть лучшие качества, вселить уверенность.
Однако в Сиднее российская команда упустила победу, снова пропустив вперед румынок: Продунова была одной из немногих, не совершавших серьезные ошибки в выступлениях. Но ее старания были перечеркнуты падениями Светланы Хоркиной на брусьях, Елены Замолодчиковой и Екатерины Лобазнюк с бревна. После награждения в командном первенстве Продунова и Хоркина сняли с себя серебряные медали. Продунова параллельно стала третьей на бревне, исполнив свой именной прыжок вперед с полупереходом в сальто. В остальных видах удача ей не сопутствовала. В многоборье Елена не выступила из-за травмы. У нее был перелом плюстной правой стопы.
После спорта
В 21 год Елена Продунова завершила карьеру спортсменки. Окончила педагогический институт, продолжила работу тренера в Москве, тренировала сборную по спортивной гимнастике. В 2006 году вернулась в Ростов, заняв должность вице-президента Федерации эстетической гимнастики Ростовской области. В 2013 году переехала в Кабардино-Балкарскую республику (г. Нальчик) и является старшим тренером КБР по спортивной гимнастике.
Именные элементы
Великолепная гимнастка, обладательница стройной фигуры с изящно выраженной мускулатурой демонстрировала виртуозное искусство на снарядах. Она была просто создана для гимнастики. Несмотря на слова критиков, что она могла рассчитывать больше на силу, чем на технику и ловкость, Лена была исключительной гимнасткой, одной из самых интересных спортсменок в мире. В честь Елены Продуновой назван ряд новых элементов в гимнастике, многие из которых даже мужчинам не удавались.
На опорном прыжке - прыжок переворот вперед в 2,5 сальто вперед, которые больше никто не умел делать.
От старта больше половины расстояния до «коня» - бег «со всех ног», скорость и импульс для успешного выполнения прыжка. Перед прыжком Елена близка к максимальной скорости человека вообще. Вход в прыжок требует, чтобы Елена ударила по «мостику» ногами, с наибольшей силой. Удар о «мостик» дает ей необходимый вертикальный импульс, который несет ее ноги в воздух, в то время же время, в том же самом движении. Ее руки достигают поверхности коня для опорных прыжков. Сначала она опускает свою левую руку для создания вращения. Ее правая рука остается прямой и используется главным образом, для толчка. Мощный контакт с гимнастическим конем - также чрезвычайно тонкий момент. Это - критический момент опорного прыжка: переход от начала до второй фазы полета. Теперь все силы удара, вращения и поднятия связаны и прибывают вместе. Удар силен, во много раз больше веса ее тела. Вся сила удара приходиться на ее запястья. Но Елена хорошо приспособлена и натренирована. Она выполняет это достаточно непринужденно. Левой рукой, дающей мощный толчок, Елена поднимает себя в воздух, достигая большой высоты. Она должна оставить достаточно времени в воздухе для исполнения крутки в два полных оборота. Прыжок происходит быстро, но можно увидеть форму тела в полете. Наиболее важно хорошо выполнить приземление - заключительное впечатление на судей.
Ее второй опорный прыжок также был очень трудным (стартовая оценка на тот момент 9.900).
Снова разбег Елены к гимнастическому коню со всей силы. Прыжок на мостик, и она летит к гимнастическому коню, руки выпрямлены над головой. Только в самый последний момент появляется визуальный контакт, руки на гимнастического коня. Первая фаза полета выполнена, ноги продолжают двигаться вверх, они вместе. Елена теперь отталкивается, преобразовывая всю свою скорость в восходящий импульс. Снова ее запястья принимают на себя всю силу удара. Тонкой игрой мышц рук, плеч и груди она начинает вращение на 720, подтягивая руки для сохранения вращения и выполняя 1,5 сальто назад. В полете все мускулы напряжены, ее выпрямленное тело рассекает воздух, сам прыжок слишком быстр для человеческого глаза. Когда она приземляется, гимнастический мат страхует ее. В заключительной стадии перед приземлением она изящно распространяет свои руки, чтобы остановить вращение, и делает прыжок на гимнастический мат подобно стреле, амортизируя энергию небольшим изгибом в коленях. Это - то, что называют «липким приземлением». Даже самые сильные гимнасты едва ли имеют достаточно времени во второй фазе полета, чтобы закончить вращения и выпрямиться для приземления. Елена приземлялась вслепую, спиной к гимнастическому коню, весь расчет только на память и «инстинкт» самой гимнастки.
За десять лет именной прыжок гимнастки никто не повторил так, как исполнила Продунова на Универсиаде. И до сих пор относительно удачными были попытки, когда девушки приземлялись в очень низкий присед. Все остальные попытки - это замедленная съемка того, какая часть человека попала на мат первой. Тут конечно уместны споры, что и Елена не всегда делала прыжок хорошо, и что ей везло (хотя сомнительное утверждение, не те времена были), но никто ведь лучше так ни разу и не сделал:
Ямилет Пенья Абреу
Дипа Кармакар
Оксана Чусовитина
Опорные прыжки делали Лену одной из лучших гимнасток. Благодаря идеальному телосложению, оптимальному соотношению силы и веса, владению техникой и храбростью от природы.
Брусья Елены - комплекс, который кажется одним мощным водоворотом без какого-либо усилия. Помогали ей очень гибкие плечи и сильные мышцы. Ткачев согнувшись, комбинации с тремя фазами полета - под силу только самым сильным людям. Елена делала их без видимого усилия.
На бревне она первой выполнила двойное сальто вперёд в группировке в соскок, а также прыжок вперед с поворотом на 180 прямым телом + сальто назад. Работа Елены на бревне выглядела захватывающе, полной риска, стремительной, с большим количеством сложных элементов. Ее мышцы словно «высечены из твердой скалы», так сильно они напряжены во время упражнения. И все же, она работала на бревне почти тихо - признак ее техники. Акробатические элементы имели превосходную и большую трудность, особенно в комбинациях.
На вольных она впервые исполнила двойной твист в группировке - сальто вперёд в группировке; и сальто вперед прогнувшись - двойное вперед в группировке.
Здесь спортсменка использовала свою безграничную энергию в мощных пробегах и приземлениях. Тщательная хореография соответствовала ее характеру и способностям.
Сейчас любая гимнастка может делать не очень сложный элемент, а он формально относится к такой же группе, как тройное сальто, хотя ведь на самом деле это разные уровни сложности. Получается, подобные суперсложные элементы можно обойти... Но Елена доказала миру, что может соревноваться и под большим давлением, как это было на Чемпионате Мира в 1999 году или Чемпионате Европы в 2000 году, где она доказала, что может быть стойкой соперницей самым опытным представительницам мировой гимнастики.