Что дальше?
Переоценка элементов, спецтребований, надбавок и другие изменения в спортивной гимнастике происходят каждые четыре года. Они могут пройти практически незаметно для зрителя, не посвященного в тонкости Адлеров, Цукахар, Бедуинских, Хейли и.т.д., но при этом быть ощутимыми для самих гимнастов.
Всякие правила, претерпевая изменения, заставляют менять программы. Поэтому я бы сказала, что скорее правила диктуют направление, в котором должен двигаться дальше наш спорт. Конечно, прежде, чем новшества вступают в силу, проходит время. В спорте ничего не делается просто так. В общем, это все не так просто: за один день вдруг взяли и поменяли.
После каждых соревнований - чемпионаты мира и Европы, Кубки мира и Олимпиады – готовят выводы. Указывают, например, как делали перелёт Ткачева, сколько сделали наскок с разбега на прыжке. Потом принимаются решения по перемене групп трудности. Есть элементы, которые способна выполнить любая гимнастка. Например, одному из них присвоили группу D. Надо опустить ниже, потому что очень легкий. Есть вещи на взгляд слишком травмоопасные. Тогда их стараются вывести из правил. Как прыжок Радивилова. На том же уровне, что и в женской гимнастике два с половиной сальто вперед Продуновой. За такие прыжки берутся только самые подготовленные спортсмены. Такое никто сразу не сделает. Нужны и смелость, и готовность мышц, и кураж. Чтобы выкрутить тройное сальто, надо высоко взлететь с мостика и с тела коня. Мало кто по своим физическим показателям в состоянии этот прыжок сделать. Лишь опытные гимнасты могли бы его делать, и даже их, думаю, были бы единицы. Оксана Чусовитина, например, рискнула: два с половиной сальто вперед. И на одних соревнованиях ей удалось. Это было её решение: «Я хочу медаль, и этот прыжок может мне её принести, поэтому попробую». Это перестраховка, боязнь травм и недоверие к человеческим возможностям. Если за Юрченко 2.5 винта база была 6,3, то Продуновой давали 7,0. А самые сложные прыжки, которые до этого исполняли мужчины, два вперед с поворотом и два цукахара согнувшись, были 6,4. Добавляем семь десятых, получается 7,1.
Хотя, честно признаться, логика присуждения групп трудности утратилась. Раньше было очень легко готовиться судить. Самые сложные элементы, которые существовали в гимнастике (на брусьях их было всего четыре и четыре соскока) легко запомнить. Потом E и D было 13 и 21. Группы С уже, конечно, больше. А дальше смотрим, например, кувырок на бревне - это группа А, кувырок вперед без рук - это уже В. Делаешь переворот темповой или какой-то полетовый элемент, и он переходит в С, потом в D. И ты можешь по логике определить стоимость элемента. Поэтому сложно сейчас сказать, от чего отталкиваются, определяя базу.
Очень сильно ужесточили повороты на брусьях. Китайцы набирали базу вертушками. У них все комбинации строились на поворотах 360-540. И сразу это группа Е. Надбавка в две десятых. Многие судьи просто не успевали посчитать количество оборотов. Или, например, есть хват снизу, а есть итальянский хват, но если ты не работаешь в зале, проследить это очень трудно, поэтому часто случались судейские ошибки. Принятые изменения стали серьезным ударом по китайской гимнастике на брусьях, но они хотя бы логичным. Раньше прослеживалась тенденция развивать на одном элементе более высокие группы. Например, на брусьях поставить-снять в стойку, поставить-снять на 180, потом 360-540, поставить-снять Шапошникова или Ткачев. Комбинации выглядели очень однообразно. В новых правилах есть пункт, по которому судья будет засчитывать в трудность только 3 таких элемента. Думаю, это пойдет на пользу гимнастике, потому что оно сделает упражнения более разнообразными и они не будут больше строиться на одной базовой группе.
Помимо брусьев, о которых я уже говорила, новые правила отразились сильнее всего на вольных. Раньше разбегаешься, два вперед делаешь - это уже одна линия. Разбегаешься и делаешь два вперед согнувшись - это вторая. Теперь же надо выполнить сальто и вперед, и назад, это спецтребование, и они должны быть в одной линии. Если вы следили за вольными упражнениями раньше, то наверняка знаете, что для гимнастки трудно найти элементы группы Е вперед. Это может быть к примеру, два с поворотом Подкопаевой, два согнувшись или двойной твист. Гораздо легче элементами назад набирать группы F и G. Поэтому все диагонали делали с одним направлением вращения. А для того, чтобы закрыть спецтребование сальто вперед, добавляли легенькое маховое с поворотом или маховое прогнувшись. Теперь так нельзя, потому что нужно выполнять элемент только в линии, например, вперед - вперед - два вперед, или даже простой винт вперед, но с переворота. Или можно выполнить сальто вперед в переход и в какую-то длинную связку, в общем обязательно в соединении еще с какими-то элементами. И это большая перемена по сравнению с предыдущими правилами. Также в мужской гимнастике запретили, к примеру, полтора сальто в кувырок. На всех снарядах, кроме прыжка, убрали пятое спецтребование, осталось четыре. Спецтребование - это 0,5. На прыжке какие-то элементы на пять десятых понизили, какие-то - на три, четкой градации нет. Помимо этого еще и бонусы сделали меньше, и и трудность элементов изменилась.
Есть изменения в системе отбора на Олимпийские игры. Теперь участвовать в них можно через Кубки мира. Берутся четыре этапа в 2019-м году и четыре - в 2020-м. По четырем лучшим результатам из восьми будет определен победитель в общем зачете Кубка мира, который и получит путевку на Олимпиаду. Это в отдельных видах. Но есть еще и Кубок мира по многоборью. Там тоже будет разыграна олимпийская лицензия, но не именная, а для страны. Национальная федерация получит право заявить дополнительного участника. То есть с учетом того, что команда из четырех человек, сильные сборные смогут повезти до шести гимнастов. Единственно, пока непонятно, что будет, если спортсмен станет победителем Кубка мира на двух снарядах. Потому что по идее выступить он имеет право только на одном из них. Кто будет решать на каком именно, в правилах ничего не написано. Это, на мой взгляд, больше лотерея, чем показатель уровня развития гимнастики. Для командного результата, если есть четыре многоборца, это, конечно, лучше. Потому что в квалификации все четыре оценки важны и трудно составить команду, если кто-то в одном виде, втором и третьем. Тот же Юрий Ван Гелдер, трехкратный чемпион Европы никогда не попадал в команду, так как он ей был просто не нужен. Когда же голландцам удалось получить командную путевку в Рио, они взяли туда с расчетом на медаль и ван Гелдера. Но ему не удалось.
Выступать действительно нелегко. Допустим, вольные упражнения, которые делала я, и которые делают сейчас, просто нельзя сравнивать. Добавить даже одну-две десятые в сложности для высокой базовой оценки очень сложно. Приходится вставлять в программу рискованные элементы, которые не прощают ошибок. Но это спорт. Ну прямо такого чувства страха не должно быть. Это недопустимо. Страх съедает человека изнутри. Если ты пошел на элемент, то передумывать уже нельзя, нужно выполнять. Но есть переживания за себя, за свою жизнь. Нужно настроить себя. Ведь, если не будешь рисковать, не будешь выигрывать. Ошибка, которая приводит к травме, на всю жизнь остается. Сложно снова делать это упражнение как ни в чем не бывало. Но бывает и по-другому: лень на тренировку, и всё тут. Это обратная сторона медали, которую никто не видит. Вот надо рано вставать и ехать на пробежку в 8 утра. Лежишь и думаешь: «Еще только пять минуточек полежу и встану». Приходится себя заставлять. Или другой пример - ссора с тренером. Не разговариваешь с ней целый день. А потом все равно понимаешь, что без неё никак. Приходится идти на контакт. Ожидание. Это настроение – самое отвратительное состояние. Отдыхать полгода себе иногда и олимпийские чемпионы не позволяют… Конечно, даром ничего не проходит. За самые сложные снаряды – брусья, прыжки – люди берутся, и это радует.