Обычный спортсмен - гениальный тренер. Парадокс или закономерность?
Проблема, заявленная в заголовке, давно крутится в голове. Могу привести масса примеров, когда именитые спортсмены брались за воспитание чемпионов, а в итоге получалась дорога в никуда. На самом деле, у каждого из нас своё предназначение. Помните, как в "Герое нашего времени"? Печорин вот не выполнил свою миссию. Хотя возможностей было предостаточно. Правда к чему это я?
Хороший тренер – это прежде всего хороший педагог. Учитель. Наставник. И так как спорт не стоит на месте, тренер должен заниматься самообразованием, постоянно идти вперёд: посещать конвенции, различные мастер - классы и т.д.и.т.п. Что? Спортсмен делает то же самое? Спортсмен пашет за себя. Ну и за страну, понятное дело. А тренер о себе вспоминает в самую последнюю очередь. Неблагодарное дело, конечно. Но все-таки нет момента лучше, чем твой подопечный на вершине пьедестала/ мира. Понимаешь, что в сплаве металла есть процент твоих заслуг.
Психология спортсмена и тренера разная. Пусть и цель одна – победа. Чтобы самому блистать, нужно максимально концентрироваться только на себе. Своеобразная форма нарциссизма. Чтобы стоять за линией соревновательного ковра, нужно быть открытым. Открытым по отношению к людям, по отношению к подопечным, по отношению к самому себе.
Татьяна Покровская – золотая женщина синхронного плавания. Правда до начала тренерской деятельности к этому виду она не имела никакого отношения. Татьяна Николаевна мастер спорта по художественной гимнастике, но, согласитесь, что дисциплины всё-таки разные. Однако что-то свыше помогало и подсказывало как быть. Предназначение угадано. Чемпионы растут. Китай близко, но всё-таки между нашими девушками и китайцами бассейн в 10 лет.
Она уже давно вписала свое имя золотыми буквами в летопись художественной гимнастики. Но наслаждаться достигнутым пока никто не собирается, год от года только усложняя себе задачи. Вторая мама для всех девушек Новогорска, авторитетная и успешная женщина, главный тренер сборной Росси по художественной гимнастике - Ирина Александровна Винер. Железная леди. И тренер от Бога.
В 11 лет она пришла в художественную гимнастику и трижды стала чемпионкой Узбекистана. Поступив в физкультурный институт, для диссертации она собрала контрольную, экспериментальную группу, с помощью которой проводила нужные исследования. И в тот момент будущее было предопределено. Надо было зажигать. Звёзды, разумеется.
С 1972 года Ирина Винер работала тренером сборной команды Ташкента и Узбекистана по художественной гимнастике. В 1992 году переехала в Москву и начала работать главным тренером Центра олимпийской подготовки, а с 2001 года является главным тренером сборной России по художественной гимнастике. Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия».
Она как никто другой знает, что сестра таланта - работоспособность. А синоним к слову прогресс – конкуренция. Её мама, Зоя Зиновьевна, научила Ирину Александровну любить свое дело, целиком и полностью ему отдаваться, но при этом не забывать о семье. Если трудишься от зари до зари, то любую способность можно развить до невероятных масштабов. Это подтверждает практика, это подтверждает жизнь.
"Я всю жизнь на личном примере демонстрирую своим воспитанникам - детям, как я их называю, что работать можно много и с удовольствием. Мало одной только нацеленности на результат, надо наслаждаться и самим процессом, и, разумеется, если ты тренер, надо обязательно любить своих подопечных - иначе ничего не выйдет."
В начале своего пути Ирина Винер столкнулась лицом к лицу с завистью. Она выступала новатором в своей области - соединяла традиционную российскую хореографическую школу с рискованными трюковыми элементами, которые придумали болгары. И это вызвало в обществе огромный резонанс. А сколько проблем пришлось пережить, когда в художественную гимнастику Винер предложила внедрить эффектные, расшитые камнями купальники. Это сейчас все стало нормой. Но она всегда помнила правило: если тебя ругают, значит, ты что-то из себя представляешь. Безразличие, по-моему, хуже ненависти.
"Я нытья не люблю. Поэтому, чтобы его не было, говорю: "Тяжело? Тогда в спортивную гимнастику прошу. Будете делать сальто на бревне с приземлением ноги врозь. Или в фигурное катание, в парное, чтобы на пять метров, как эту китаянку в Турине, вас бросили и темечком об лед. Или в синхронное плавание, на семь часов под хлорную воду с закрытым носом. Просто прелесть!.. Нельзя роптать. Надо делать!"
У неё в жизни не бывает неожиданностей. Она заранее знает, кто и в каком году станет олимпийской чемпионкой.
"Я приехала в Москву с Аминой Зариповой и на свои деньги арендовала зал в Новогорске на двух человек: на себя и на нее, работала с ней. Амина стала бронзовым призером чемпионата мира. До этого меня не принимали с распростёртыми объятиями - таких условий, как сейчас, не было. Чуть позже приехала Яна Батыршина, и двое этих детей показали, на что способны - они были лучшими в мире. Мне начали передавать других спортсменок и шаг за шагом мы достигли всего того, что имеем на сегодняшний день."
Подобные истории так и шепчут тебе: "Соберись,тряпка! Встань со стула и начни работать!" Всё-таки таким тренером даже родиться нельзя. Это дар свыше. Это стальной характер.
Всем, кто прочитал и оценил статью - спасибо! Верьте в себя. Каждый день и каждую минуту.
Ну это так, если в подробности вдаваться, а так конечно в пафосных тонах - великий человек, от бога и за стразы спасибо:)
Нет, ну лично для меня теория, которая в заголовке, на практике применяется и является истиной.
Насчёт закрытости-открытости. С жёсткостью не путайте. Только на днях посмотрела "Легенду № 17". Каков Тарасов,а? Порой изверг. Но вспомните сцену, когда ребята побежали к нему на вокзале. Доверие. Вот эта самая открытость. Какие-то внутренние связи между тренером и спортсменом, которые просто необходимы, чтобы добиться результата.
Спасибо за мнение.