5 мин.

Аномальные элементы в спортивной гимнастике

Всем известно, что в упражнении на перекладине большой оборот назад выполняется хватом сверху.

А большой оборот вперёд выполняется хватом снизу или обратным хватом:

Но если попытаться выполнить большой оборот вперёд хватом сверху, то каким бы сильным ваш хват не был, кисти всё равно оторвутся от грифа турника, и вы упадёте. Это всё так, если не предпринять никаких мер к предотвращению падения.

Аномальными в гимнастике называют элементы, при которых гимнаст проходит вертикальную стойку (верхняя точка траектории) в неестественном хвате. Т.е., например, выполняет большой оборот вперёд, но хватом сверху.

Это возможно только в том случае, если после прохождения стойки на руках на время ослабить хват (отпустить кисти от грифа на короткое время), а потом сразу перехватиться. Безусловно, такой способ выполнения большого оборота вперёд значительно более сложный.

И вот с 1993 по 1996гг в гимнастике был проведён следующий эксперимент. Аномальные элементы на перекладине были повышены в трудности. И гимнасты массово стали их выполнять. Причём не просто обороты, но и их усложнения. Этот экспериментальный период можно назвать «временем аномальной гимнастики на перекладине». Аномальные обороты пришли на замену оборотам на одной руке, столь популярным в 80-е годы.

Виталий Щербо, например, начинает свою программу с аномального оборота вперёд с последующим оборотом ноги врозь в стойку на руках. Т.е. по сути исполняется оборот Эндо, но аномальным способом.

Или Юрий Кеке исполняет на 0:38 секунде два подряд «аномальных Эндо» ноги вместе, второй с поворотом на 180.

С двух аномальных Эндо начинал и Иисус Карбалло.

Вот небольшая подборка аномальных оборотов на перекладине.

Аномальные элементы использовались и до 1993 года, но реже. Самый уникальный пример таких элементов показал Гильермо Пинте.

Эта комбинация просто фантастическая! Практически вся она исполняется хватом снизу. Если большие обороты вперёд хватом сверху мы видели, то обороты назад хватом снизу, а также Штальдер и сальто Гингера – совершенно невероятно смотрятся.

После 1996 года прибавки за аномальные элементы были убраны, т.к. их исполнение в программах было спорным. В настоящих правилах проведения соревнований сказано, что элементы, выполненные нестандартным хватом или в такой хват, приравниваются к классическому элементу.

Не только в упражнении на перекладине исполнялись аномальные элементы. К примеру в упражнении на брусьях у мужчин. В настоящих правилах остались только обороты вперёд в упоре. Эти элементы можно считать аномальными, т.к. придётся на время отпускать кисти, чтобы потом опять возобновить уверенный хват.

Самый сложный аномальный оборот был исполнен американским гимнастом Брианом Гинсбергом.

Гинсберг выполнил большой оборот вперёд из стойки в стойку на руках. В настоящее время элемент отсутствует в правилах по неизвестным причинам. А ведь элементы махом назад из виса – это целое огромное направление, которое можно развивать. Добавлять разные сальто и повороты.

Также хочется рассмотреть «околоаномальный» элемент на вольных упражнениях. В нём нет совсем уж неестественного способа выполнения, но элемент очень оригинален. Это выбив в стойку на руках из высокого горизонтального угла.

«Околоаномальные» элементы на брусьях демонстрировал и Иисус Карбалло. Он является автором двух таких элементов. Первый из них. Это вкручивание в плечах со стойки на руках в упор. Не все знают, но на брусьях помимо классического хвата есть ему обратный. Если кисти изначально «выкрутить» на 180 градусов, то появится возможность вкручиваться в плечах.

Второй элемент представляет собой из упора мах вперёд до предельного положения в плечах с последующим выходом в стойку перестановкой кистей. Как бы сальто назад в стойку, но не за счёт фазы полёта, а за счёт работы кистями и плечами.