Перелёт Ткачёва
В 1977 году советским гимнастом Александром Ткачёвым в упражнении на перекладине был выполнен элемент, который в последствие получит название «перелёт Ткачёва» или махом вперёд контр-перелёт назад ноги врозь.
До 1977 года все элементы с фазой полёта были двух типов: подлёт сальто Егера и перелёты Воронина, или более простая форма его «предножка» и чуть позже разновидность – перелёт Маркелова. Все эти движения были исполняемы на махе назад. Александр Ткачёв показал принципиально новый тип элемента, выполнив перелёт махом вперёд, используя для этого контр движение. С таким способом выполнения элементов гимнасты ещё не встречались.
Но этот элемент станет в будущем определяющим в развитии всей полётной гимнастики в упражнении на перекладине. Его техника будет значительно улучшена и дополнена.
Сам Александр Ткачёв выполнил свой элемент на не очень большой амплитуде и не смог войти после него в большой оборот назад. Со временем гимнасты научатся выполнять перелёт Ткачёва в идеальном его исполнении. Вот так, например, на 1:21 мин видео:
Перелёт Ткачёва достаточно быстро начинает входить в комбинации гимнастов всего мира. К 1983 году он уже есть практически у всех ведущих мировых спортсменов. Более того, оказывается, что Ткачёв можно отлично комбинировать с другими полётными элементами. Так например Митцуаки Ватанабе исполнят связку из двух Ткачёвых подряд:
А в том же 1983 году Дмитрий Билозерчев включает связку из перелёта Ткачёва и сальто Гингера:
Хотя перелёт Ткачёва образца 1983 года ещё далёк от совершенства. Тем не менее, уже к 1985 году гимнасты уже уверенно выполняют перелёт на хорошей амплитуде с прекрасным контр-движением в большой оборот. Связки из двух Ткачёвых уже есть у многих гимнастов. На тренировках Дмитрий Билозерчев вообще исполняет по 7-8 Ткачёвых подряд.
Вообще 80-е годы – это были годы необычной бурного прогресса гимнастики на всех снарядах. В упражнении на перекладине стали очень популярны элементы с большим оборотом на одной руке в разных вариациях. С одной руки и в одну руку исполнялись сальто Егера и Гингера. Дошла очередь и до перелётов Ткачёва.
В 1987 году на чемпионате мира у целого ряда гимнастов есть уже связки перелётов Ткачёва с оборота на одной руки с другими элементами. Вот, например, у советского гимнаста Юрия Королёва:
Причём перелёт Ткачёва уже исполняется не только в положении ноги врозь, но и в положение согнувшись ноги вместе. Так, например, был выполнен уникальный перелёт Ткачёва согнувшись с одной руки с приходом в одну руку!
Ещё интересной модификацией Ткачёва является выполнение его не просто из большого оборота, а из оборота стоя или оборота Штальдера. Такой вариант получил название «Пиатти».
Гимнасты также пробуют поворачиваться в элементе. В конце 80-х годов уже исполняется связка из перелёта Ткачёва с поворотом на 180 с сальто Егера
Но у каждого элемента есть высшая форма его исполнения. И такая форма как правило – это исполнение в положении тела прогнувшись или прямым телом. Чтобы выполнить Ткачёв прямым телом, т.е. перелететь через гриф перекладины во весь рост, требовалась принципиально новая техника броска. Задача была очень не простой. И выполнение такого элемента стало бы совершенно новой вехой в развитии полётов на перекладине. И вот в 1987 году, на фоне «простых», усложнений перелёта Ткачёва, советский гимнаст Валерий Люкин демонстрирует совершенно новый элемент по своей сути – перелёт Ткачёва прямым телом! (видео 1988 года)
А чуть позже, Валерий ещё и добавляет к своему элементу и поворот на 360 градусов.
Пускай и в самом конце элемента, т.е. на спаде. В настоящее время перелёт Ткачёва прямым телом с поворотом на 360 градусов имеет имя «Люкин» и высочайшую группу «F» в трудности. Исполняется единицами лучших гимнастов.
Как только появился такой уникальный элементы, гимнасты других стран начинают его изучать. И еже достаточно скоро он появляется в программах многих лидеров мировой гимнастике. Но всё таки, нет так часто. Т.к. 90-е годы – это начало эпохи популярности перелётов Ковача.
К примеру, в 1996 году американский гимнаст Чейней Умхрей демонстрирует сложнейшую связку из четырёх элементов Ткачёв в положении тела полусогнувшись/полупрогнувшись + Ткачёв + Ткачёв + Гингер.
К 1996 году он доводит первый элемент до положения почти прямым телом и исполняет полноценную уникальную связку:
И лишь в далёком 2004 году в Афинах эта связка принесёт Алексею Немову неимоверную популярность и поддержку зала:
Ещё следует обязательно сказать о уникальном советском гимнасте Сергее Харькове. Он в 1995 году выполнял уникальный эксперимент по соединению сальтового перелёта Ковача с перелётами Ткачёва. Получилась такое сложнейшее соединение из четырёх элементов:
Также обязательно вспомним и о ещё одном направлении развития перелёта Ткачёва. Это выполнение не перелёта, а контр-сальто вперёд в вис на махе вперёд. Этот сложнейший элемент был впервые выполнен советским гимнастом Виталием Мариничем и китайским спортсменом Сяо Руизи в 1987 году. И по сей день — это направление элементов не встретишь в комбинациях гимнастов. Уж очень сложно после него выйти в стойку на руках и не получить сбавку за между мах. А ведь можно выполнить «Сяо Руизи/Маринич» и с поворотом на 180, например.
Казимиро Суарез также включал в свою программу перелёт Ткачёва прогнувшись, но из Штальдера. Чуть позже этот элемент исполнялся и испанцем Иисусом Карбалло:
Ещё один интересный вариант перелёта Ткачёва был выполнен в 1992 году американским гимнастом Джэфом Бэндером. Он исполнил Ткачёв из чешских оборотов. Но т.к. данный элемент имеет только группу С в сложности, как и обычный Ткачёв, то больше никто его и не выполнял.
Следующая модификация перелёта Ткачёва появилась только в 2008 году в исполнении Марио Мозника. Он сделал Ткачёв прогнувшись с поворотом на 180 в смешанный хват. Элемент получит огромное распространение в дальнейшем. Т.к. имея группу «Е» в сложности станет отличным конкурентом перелётам Ковача.
Чуть позже будет выполнен как «Пиатти» Адамом Кержсковски.
Следующая модификация Ткачёва была выполнена польским спортсменом Романом Кулешей. Роман выполнил Ткачёв ноги врозь с приходом в обратный хват сразу обоими кистями. Это сложнейший рискованный трюк так в будущем практически никем не исполнялся.
Готовясь к Олимпийским играм 2012 года американец Джон Орозко на тренировке исполнил и Ткачёв с поворотом на 540 градусов в смешанный хват. Но так и не показал этот элемент на международной арене. До сих пор этот элемент ждёт своего первого исполнителя.
И наконец с 2017 года изменились правила проведения соревнований и прибавки за связки стали даваться только перелётам. Поэтому гимнасты в массовом порядке стали изучать связку Ткачёв прогнувшись + Ткачёв с поворотом на 180.
Ну и наконец, если есть истребитель пятого поколения, то можно так сказать есть и перелёт Ткачёва совершенно нового порядка. Он пока никем ещё не выполнен, но его исполнение откроет совершенно новую страницу в истории гимнастики! Это перелёт Ткачёва с контр-сальто вперёд через гриф. Элемент по сложности выше всех существующих перелётов и равен только сложнейшим модификациям перелёта Ковача. Принципиально новая схема выполнения, сочетающая гладкий лёт назад с контр-техникой сальтового вращения. Пока выполнен только в соскок, но в будущем должен быть исполнен и полноценно.