Бесхозная сборная
Уже можно утверждать более или менее достоверно, что преемником Леонида Слуцкого у руля главной команды страны почти наверняка станет Станислав Черчесов. По большому счёту, набор возможных опций априори был довольно ограничен. Было понятно, что, скорее всего, новым наставником сборной будет отечественный специалист. По крайней мере, это вытекало из высказываний главы РФС Виталия Мутко. К слову, возведение в приоритет национального критерия при выборе наставника сборной вызвало в спортивной общественности довольно противоречивую реакцию. Мол, в первую очередь кандидатуры на должность тренера сборной должны рассматриваться через призму их чисто профессиональных достоинств. И всё же, как мне кажется, РФС действительно должен следующим рулевым сборной назначить именно российского тренера. И отнюдь не в угоду модному нынче импортозамещению. Хотя и это, конечно, фактор. А если серьёзно, то против варианта с иностранным тренером есть как минимум два аргумента. Во-первых, подобный опыт в нашей сборной себя по большому счёту не оправдал. Да, можно возразить, что был2008 г. и бронзовая сказка Гуса Хиддинка. Но, начнём с того, что на само то Евро мы попали по чистой случайности – спасибо хорватам, победившим в последнем туре англичан. Сами-то мы в той отборке играли неважнецки. Да и на самом первенстве Европы не сказать, чтобы блистали (четвертьфинал против голландцев тут стоит особняком). Про Дика Адвоката и Фабио Капелло вообще сказать особо нечего. Если при голландце была хоть худо-бедно неплохая игра, то при итальянце и её не стало. А вот в финансовом плане эти специалисты обошлись нам, мягко говоря, весьма недёшево. Эпопея со вторым контрактом Капелло, я думаю, надолго отвратила наших футбольных начальников от повторения подобных историй. Во-вторых, по большому счёту, персона тренера сборной вообще не имеет какого-то решающего значения. Выше пояса мы всё равно не прыгнем, пока не устраним ряд фундаментальных изъянов в нашем футбольном хозяйстве.
Наверное, с учётом всех обстоятельств Черчесов действительно оптимальный вариант. Но, опять-таки, конкретная фамилия тренера здесь большой роли не играет. Круг возможных кандидатов довольно узок – Черчесов, Бородюк, Бердыев, Карпин, Рахимов. Вот пожалуй и всё. Конечно, между этими специалистами есть довольно большие тактические, стилистические, в некотором смысле даже философские различия, но применительно к сборной они не играют решающей роли. В конце концов, все они будут пользоваться примерно той же самой обоймой футболистов. Той же, что и их предшественники. Ну, возможно, с какими-то косметическими модификациями. Если перефразировать известную фразу не менее известного человека – других футболистов у нас для вас нет. Понятно, что каждый из этих тренеров упирал бы в работе со сборной на свои сильные качества: Карпин – на мотивацию, Бердыев – на организацию обороны, Черчесов – на физическую подготовку и т.д. Но на выходе, плюс-минус, мы получим всё равно примерно один и тот же результат. Просто достигнутый немного разными путями. Применительно к домашнему мундиалю потолком будет выход из группы, вполне возможный в случае удачной жеребьёвки. Но дальше всё равно стена, которую не пробить. При этом я отнюдь не умаляю роль личности главного тренера, не свожу её к пресловутым 10%. История мирового футбола полна примеров успеха сравнительно скромных по составу команд, ведомых сильным тренером. Просто в данном случае, как кажется, корень наших бед лежит отнюдь не в персональной плоскости.
Сегодня в первую очередь нужно говорить о системных, глубинных проблемах, недугах нашей футбольной системы. Весьма характерное проявление запущенности ситуации – петиция на сайте change.org за расформирование сборной с не менее характерным заголовком: «Мы хотим гордиться, а не стыдиться». Это, если угодно, своеобразный vox populi, общественная оценка не только фиаско на минувшем Евро, но и всего периода развития футбола в новой России. Понятно, что это в значительной степени стёб, прикол, но в каждой шутке есть и доля правды. Нашумевшая история с Мамаевым и Кокориным подлила масла в огонь, хотя, на мой взгляд, она не стала для нас чем-то принципиально новым или неожиданным. Просто картинка получилась уж больно трешевой, что и зацепило широкие массы. Провальный Евро лишний раз вскрыл те изъяны и пороки нашего футбола, которые его руководители старательно ретушируют, но которые всё равно так или иначе прорываются наружу. Можно сколько угодно говорить о «зажравшихся миллионерах», но они, в конце концов, порождение своей эпохи, и играют по правилам, придуманными не ими, но которые их вполне устраивают. Беда в том, что у нас порочна вся вертикаль нашего футбола – от системы детско-юношесокго футбола до премьер-лиги. В результате 140-миллионная страна не в состоянии подготовить 23 классных футболиста, которые будут достойно отстаивать её честь на международном футбольном форуме.
Отсюда и разговоры о необходимости внешнего, искусственного усиления состава сборной, т.е. натурализации. В принципе я не против подобных мер. В конце концов, это тренд современного мирового футбола. Да и тот же Марио Фернандес, лучший игрок РФПЛ в своём амплуа (оценка Леонида Слуцкого, да и не только его), нашей дружине явно не помешает. Скорее наоборот, существенно усилит. Другое дело, когда натурализация призвана прикрыть провал работы по взращиванию доморощенных кадров, направлена на подмену скрупулёзной, систематической работы показухой, возведение потёмкинских деревень. Пока, к сожалению, у нас происходит последнее.
Один из романов великого немецкого писателя Эриха Марии Ремарк назывался Zeit zu leben und Zeit zu sterben (время жить и время умирать). Эти циклы жизни и смерти применительно к нашим надеждам на нашу сборную всегда одни и те же. В преддверии крупных турниров мы лелеем иллюзии, строим воздушные замки, верим, что уж на этот раз наша команда обязательно выстрелит. Но затем, после очередного провала, все эти «бессмысленные мечтания» разбиваются о гранит суровой реальности. Сейчас же, похоже, что накануне домашнего первенства мира у большинства не осталось уже никаких иллюзий. И именно для такой ситуации безнадёги Черчесов подходит едва ли не идеально.
Станислав Черчесов идеальный кандидат как минимум по двум причинам. Во-первых, он не связан ни с каким клубом, а значит, не придётся решать вопрос с совмещением постов, возможно, даже платить компенсацию, о чём говорилось в случае со Слуцким. Во-вторых, он, будучи весьма харизматичной фигурой, слывёт довольно жёстким, в чём-то авторитарным тренером, который требует прежде всего дисциплины, максимальной самоотдачи и неукоснительного соблюдения поставленных задач. Кроме того, он привык принимать серьёзные вызовы судьбы. Для него они – неотъемлемая часть жизни. Вывести сборную из той беспросветной ямы, в которой она сейчас оказалась – задача архисложная. Но если Черчесов с ней справится, то, наверное, пройдёт самый сложный и ответственный экзамен на профпригодность в своей жизни.