Легенда двух столиц. Памяти Павла Садырина
Сегодня, 20 сентября, в Санкт-Петербурге состоится ретро-матч между легендами «Зенита» и ЦСКА, посвящённый памяти великого тренера и замечательного человека Павла Фёдоровича Садырина, ушедшего из жизни после тяжёлой болезни почти ровно 23 года назад.
В истории обоих клубов Павел Садырин занимает далеко не последнее место. Достаточно сказать, что и тех, и других он приводил к золотым медалям чемпионата СССР, и оба эти чемпионства были по-своему знаковыми.
Первое золото, добытое с «Зенитом» в 1984 году, и которому в этом году исполняется сорок лет, стало одновременно и первым золотом петербургского (на тот момент ещё ленинградского) клуба в истории отечественных первенств. В советском футболе «Зенит» был далеко не на ведущих ролях и никогда не причислялся к фаворитам чемпионата, поэтому то чемпионство стало если не сенсационным, то, во всяком случае, отнюдь не ординарным событием, подарившим небывалый праздник огромному городу. И заслугу Садырина в том триумфе трудно переоценить. Правда, конечно, нужно понимать, что возникло то золото отнюдь не на пустом месте – к началу 80-х «Зенит» являл собой вполне боеспособный коллектив и весьма грозную силу, с которой нельзя было не считаться. В этом контексте обязательно нужно отметить фигуру Юрия Морозова, который, по сути, заложил фундамент будущей чемпионской команды. К слову, чуть позже в значительной степени то же самое он сделает для своего младшего коллеги и ученика в ЦСКА.
«Зенит»-84 помнят и чтут до сих пор. О той команде написано и спето огромное число статей, стихотворений, песен. До сих пор в памяти легендарные голы Юрия Желудкова в ворота Рината Дасаева. Вообще весь тот «Зенит», состоявший из «ребят с нашего двора», вызывал исключительно тёплые, позитивные чувств, и если не любить, то, по крайней мере, не относиться к той команде с симпатией было просто невозможно. Желудков, Давыдов, Бирюков, Дмитриев, Веденеев, Баранник и прочие звёзды того «Зенита» играли за себя, за город, друг за друга, а также за тренера, который во многих отношениях был для них не строгим наставником, которого боялись, как многих советских тренеров, а скорее старшим товарищем. Главная сильная черта Садырина, кроме того, что он был, собственно, очень крепким, грамотным, знающим тренером, состояла именно в его человеческих качествах, простоте, душевности, непосредственности, резко выделявших его на фоне большинства тогдашних специалистов, как правило, предельно строгих, требовательных и застёгнутых на все пуговицы.
Чемпионство 1991 года с ЦСКА тоже получилось знаковым – армейцы стали последними чемпионами Советского Союза. А между этими двумя успехами были несколько не самых счастливых для Садырина лет, о чём сказано и написано немало. Как, впрочем, и о том, что произойдёт позже, после ухода Садырина из ЦСКА в сборную – «письме 14-ти» и провале сборной на ЧМ-1994. Максимально не хочется сегодня вспоминать все эти мрачные страницы из биографии Садырина, которые, к слову, сам тренер, по крайней мере, на словах, впоследствии вычеркнул из своей памяти. Невольно поражаешься тому, как тесно в жизни Садырина переплелись победы и поражения, взлёты и падения. В самом деле, за чемпионством 1984 года последовал развал той чемпионской команды, закончившийся письмом игроков «Зенита» против Садырина и его уходом. За чемпионством 1991 года – скандал в сборной и уход оттуда. Затем был второй приход в «Зенит», в ходе которого Павел Фёдорович выполнил два своих обещания – вернул клуб в высшую лигу и обыграл «Спартак». Да и в целом питерцы при нём смотрелись весьма и весьма достойно, а о любви города к своему легендарному тренеру и вовсе нет нужды говорить лишних слов. Затем – отставка имени Виталия Мутко, уведомление о которой Садырин получил от безвестного сотрудника клуба около мусоропровода в собственном доме. Эту вопиющую историю пересказали уже тысячи раз, и всё равно не перестаёшь поражаться – большего унижения придумать было просто невозможно.
Давно известно: наши недостатки – продолжение наших достоинств. Получилось так, что замечательные человеческие качества Пал Фёдоровича играли ему не только в плюс, но и в минус, косвенно провоцируя конфликтные ситуации что в клубе, что в сборной. Хотя, при всём том, насколько велика была в тех ситуациях роль характера Садырина, вопрос спорный. В конце концов, схожие письма писали и по адресу таких жёстких тренеров, как Валерий Лобановский и Валентин Иванов. В любом случае едва ли уместно сегодня давать какие-то оценки поступкам Садырина или его характера. Никакого права на это у нас нет, а сам Пал Фёдорович всё доказал своими победами и отношением к нему людей.
И в этом смысле сегодняшний ретро-матч – лишнее свидетельство масштаба Садырина и его величия не только в тренерском, но и человеческом измерении. И как же здорово, что подобные матчи у нас проходят. На мой взгляд, это действительно очень важно и ценно. Точнее – бесценно.
Полезно будет почитать всяким хейтерам, вопящим, что «у Зенита нет истории»