5 мин.

Уругвай - Германия. Долг платежом красен

Смысл матча за третье место понять непросто, потому что его участники проиграли главный матч, так в нем и не сыграв. После такого вдруг травмируется полсостава, тренер с горя простужается, а играть не хочется даже капитану. Впрочем, возвращение в строй своей главной звезды и трех звезд соперника впечатление по идее должно скрашивать.

Тут бы и назад оглянуться, раз цели-то нет. Еще раз напоследок посмаковать немецкую атаку, как смещается в центр Подольски, как замыкает Клозе; восхититься стариной Ламом и юным Нойером. Благо и защита сборной Уругвая в изначальной комплектации не сильно хуже той единственной, что Германию остановила. Но нет — воротах Бутт (доигрывать), а на поле Аого, Янсен (всю игру ошибаться) и Какау (выпасть из игры).

Малый финал играется не для того, чтобы показывать все, что имеешь, да еще в лучшем виде, да еще стараться изо всех сил. Не для того, чтобы анализировать игру, делать выводы.

Нет, он играется для того, чтобы раздать долги.

Например, Томасу Мюллеру. Ставший символом новой бундестим, молодой, легкой и задорной, Мюллер был в ЮАР самым крепким звеном среди звеньев, от которых вообще не ожидалось толковой сцепки. Совсем, конечно, не факт, что Томас помог бы своей команде, лежа вместе с ней под катком самого сильного соперника. Но даже сыграй он, проиграй и сыграй свой худший матч на турнире, съеденный каким-нибудь Капдевилой, — никто у него не отнимет статуса главной звездочки чемпионата.

Но так нелепо получить вторую карточку (говорят даже, что незаслуженно), обессилив свою команду, когда команда-то не очень его — в том смысле, что он в свои 20 еще очень далек (о, счастье!) до такого статуса, а сборную Лева с ним самим ни за что не назвать механизмом, не функционирующим без одной детали… Не завершить свое начало — нет, будущим лучшим игрокам мира и ведущим в сборной Германии так начинать нельзя. Не выиграть сходу оба главных трофея в жизни, конечно, можно — но вот тебе, Мюллер, ошибка Муслеры после удара Швайнштайгера, лучшего, если по-честному, игрока твоей команды, и пустые ворота. Да, надо только выскочить из-за спин защитников и добить — но ты все равно победно вскинешь к небу обе руки. И, наверное, утешишься.

Надо отдать долг и Диего Пересу с Эдисоном Кавани. Первый — человек из такой милой сердцу уругвайской полузащиты — скуластой, бритоголовой, совсем не известной по именам. Перес заслужил в кристально чистом подкате отобрать мяч у того же Швайнштайгера, лучшего, кажется, борющегося на чемпионате мира (плюс к тому еще и самого бегущего — видали, а?) — да так, чтоб тот после гола хватался за голову и это заметили телекамеры.

Так вот Кавани отобрал, так же храбро пропихнул мяч на Суареса, а Луис выбрал, кому сравнять счет — и им стал Кавани, объеденивший в себе длинноволосость Форлана и брюнетство Суареса и оттеняемый в то же время ими обоими. Форвард с именем известного физика как раз и придавал своим знаменитым коллегам по атаке физики — вот только забить все не получалось. Получилось: причем не как-то там с метра добить-закатить, а в контратаке, пробежав, пробив как следует и счет сравняв. Кавайи, Кавани.

Заслужил ли возврат долга Диего Форлан — вопрос. Вот Суарес точно не заслужил: он уже и так герой, у него уже был подвиг, а тут еще и трибуны почему-то свистят при каждом касании мяча этим кроликом. А Форлан разбивал ЮАР, сравнивал счет с Ганой и открывал для «селесте» серию пенальти, давал своей стране надежду в полуфинале и уходил на замену: тренер почему-то решил, что еще один овертайм он не выдержал бы.

А сегодня он должен был сделать счет 3:3, реализовав штрафной на последней минуте добавленного времени. «Нет, затмить вратарский подвиг Суареса тебе не суждено», — прозвенела в ответ перекладина и затмила красавец-голешник Форлана в начале второго тайма (непонятно еще, что красивее: гол почти что ножницами или стенка Перейры с Суаресом). Это тоже много, но не слишком. Отдавать Диего Форлану ничего — они в последние годы с судьбой и так квиты.

Марселю Янсену отдавать тоже нечего, но по другой причине — изначально. Нелепость замены Подольски гамбуржцем стала апофеозом всех этих доигровок тех, кто не доиграл. Янсен не заслужил гол даже с учетом промаха кулака Муслеры мимо мяча после навеса Боатенга — уругвайский кипер уже не раз ошибался, в том числе и сегодня.

А вот совершенно точно было что вернуть Сами Хедире — он и так подобно всем чистым опорникам не очень виден во время игры, так тут еще Швайнштайгер под боком, такой весь хороший. Вместе они спокойно заменили Баллака с Фрингсом, добавив юношеской прыти. Забить победный гол в ничего не решающем матче должен был, наверное, как раз Хедира — полезность тунисца нужно было дополнить голом, который хочется назвать именно полезным, а не ценным.

Ну и, наверное, задолжали нам и по-настоящему куражный матч: такого, чтоб не просто на скоростях и с полной котомкой голов, но и без центра поля, с ошибками на каждом шагу, выходами вперед в счете когда ни попадя.

И, конечно, с прощанием с командами, которые уже проиграли. И если Уругвай нам, наверное, таким и запомнится — старательным, суровым сзади и стремительным впереди, забивающим — то Германия другая. И другая тем более, что еще будет другой — при том, что в ней все счастливо, кажется, и сейчас. Во только сменится еще и поколение защитников, а те, кто не дорос — дорастут. Думается, почему-то, что это пройдет безболезненно.

А вы думали, это пик? Там ведь еще есть, куда расти.

Уругвай – Германия – 2:3 (1:1, 1:2)

Голы: 0:1 – Мюллер (18), 1:1 – Кавани (28), 2:1 – Форлан (51), 2:2 – Янсен (56), 2:3 – Хедира (82).

УРУГВАЙ: Муслера, Фусиле, Лугано, Годин, М. Касерес, Перес (Гаргано, 77), Аревало, М.Перейра, Кавани (Абреу, 89), Суарес, Форлан.

ГЕРМАНИЯ: Бутт, Дж. Боатенг, Мертезакер, Фридрих, Аого, Хедира, Швайнштайгер, Озил (Ташчи, 90), Мюллер, Янсен (Кроос, 81), Какау (Кисслинг, 73).

Предупреждения: Аого (4), Какау (7), Перес (61), Фридрих (90+2).

10 июля. «Соккер Сити», 22.30.

Судья: Бенито Арчундиа.