10 мин.

EURO-террор

В период с 10 июня по 10 июля сего года в десяти городах Франции (Париже, пригороде французской столицы Сен-Дени, Марселе, Лионе, Ницце, Тулузе, Сент-Этьене, Бордо, Лансе и Вильнев д`Аске) пройдет чемпионат Европы УЕФА по футболу. Поскольку в финальной стадии турнира участие отныне принимают 24 сборные, количество встреч и игровых дней увеличилось. В соответствии с регламентом соревнования, на групповом этапе будут сыграны 36 матчей, в плей-офф (начиная с 1/8 финала) – 15 (без поединка за 3-е место). Итого мы с вами за месяц можем посмотреть 51 встречу, на каждой из которой ожидается аншлаг, каждую из которых в прямом эфире будут транслировать десятки телекомпаний и сотни интернет-порталов по всему миру. По совокупности зрительская аудитория турнира должна превысить 2,5 миллиарда человек. 51 игра, 51 праздник футбола и 51… потенциальная мишень для миррового терроризма?

Градус напряженности по данному вопросу поднимается день ото дня. Высказываются различные предположения, полные опасений, эксперты по безопасности и антитеррору не перестают комментировать тот или иной узкоспециализированный сегмент глобальной проблемы, журналисты обмениваются домыслами, формально не лишенными оснований. И лишь главные участники EURO-2016 – футболисты и тренеры – демонстрируют завидную выдержку, осуществляя последние приготовления к играм, в том числе и через серию товарищеских матчей.

Насколько ее хватит? Не только непосредственным участникам континентального форума, но и болельщикам, журналистам, работникам стадионов, служащим, занятым в транспортной инфраструктуре и гостиничном бизнесе, владельцам и посетителям всевозможных кафе и ресторанов? А самое главное – сотрудникам силовых структур (и не только французских)? 51 потенциальная мишень – это только стадионы в дни проведения матчей EURO, а ведь есть еще авто- и железнодорожные вокзалы и аэропорты, морские и речные причалы, городской наземный и подземный транспорт, городские площади для просмотра игр в режиме реального времени на больших экранах, да просто музеи и прочие достопримечательности, начиная с Эйфелевой башни в Париже. Да много чего еще… Как все предусмотреть и перекрыть? Как за всем и всеми уследить при столь массовом скоплении народа?

Так, одной из целей возможных террористических атак популярное в Британии издание The Guardian назвало матч Англия – Россия (группа B, 11 июня). Состоится данная встреча, как известно, в неспокойном Марселе на стадионе «Велодром». Вторят The Guardian и прочие (и не только британские) масс медиа. Не остался в стороне от обсуждения кровоточащей проблемы и Госдеп США. Его официальные представители на своих брифингах и в ординарных беседах расширили тему до чемпионата в целом, не зацикливаясь на отдельной игре группового этапа. Так что вся заинтересованная общественность замерла в ожидании: футбол – оно, конечно, хорошо; EURO – еще лучше, немцы, понятное дело, – главные фавориты, а ну как бабахнет… И что тогда?

Чтобы не бабахнуло, на период проведения чемпионата Европы всем сотрудникам правоохранительных и силовых (вплоть до армейских) структур Франции отменены летние отпуска (так что кому – праздник, а кому и…). Для поддержания общественного порядка и предотвращения террористических угроз мобилизованы вся полиция, вся жандармерия Пятой Республики (спецназ которых, по словам президента Франсуа Олланда, давно не спит). В состояние предбоевой готовности приведены все службы Министерства внутренних дел и Министерства обороны, включая Генеральную дирекцию внутренней безопасности (по линии МВД) и Генеральный директорат внешней безопасности (по линии МО). На последние службы ложатся колоссальная нагрузка и ответственность. В это трудно поверить, но даже ведущее подразделение радиоэлектронной борьбы вооруженных сил Франции – EMERAUDE – также задействовано в по сути оборонительной операции. 

Не секрет, что помогать коллегам из Пятой Республики уже прибыли (и продолжают прибывать) специалисты из разных стран и спецслужб. Разумеется, не только из европейских. Поговаривают, что агенты ФБР уже «сканируют территорию». Ну, а эфир и интернет под особый контроль взяло часто недооцениваемое простыми обывателями Агентство национальной безопасности США (подразделение радиотехнической и электронной разведки Министерства обороны). В ряде североамериканских СМИ уже проскочила информация о том, что на время проведения EURO АНБ перенаправит контроль со своих орбитальных спутников (на разных орбитах у этих жандармов мировой демократии развернуты целые группировки таких аппаратов) на Францию. Круто? На словах, на бумаге и в голливудских блокбастерах – да. А на практике?

А на практике дикий симбиоз всевозможных спецслужб и спецагентов только мешает. Сотрудников подобных органов всегда больше, чем террористов, правда, число терактов на единицу времени от этого не уменьшается. В ночь с 13 на 14 ноября прошлого года под прицелом оказался Париж. Три группы террористов почти одновременно нанесли удары по «Стад де Франс» (рвануло совсем рядом), концертному залу «Батаклан», а также посетителям одного из столичных кафе. Если бы такое произошло в России, да еще рядом с «Лужниками», право проведения чемпионата мира по футболу у нас бы точно отняли. Но вернемся к основной теме исследования… Через несколько дней французские власти «уточнили» число жертв: 129 убитых и 352 раненых (часть из них скончалась позже). А ведь террористы даже не прошли на трибуны «Стад де Франс», где в тот момент проходил товарищеский матч между местной и немецкой сборными. Позже всему миру было объявлено: террористы обезврежены, то есть, уничтожены, в том числе и за пределами Парижа. Разумеется, вся террористическая сеть, включая истинных заказчиков преступлений с их ФИО и номером страхового свидетельства, в СМИ, в интересах следствия, отражена не была. Вину, конечно, свалили на ИГ («Исламское государство», организация, запрещенная в России). Правда, как всегда происходит в подобных случаях, пропало несколько свидетелей, а от ведения расследования были отлучены некоторые специалисты, которые, по-видимому, «копали» уж слишком глубоко и не там… С ними потом было сложно связаться. Впрочем, в таких случаях происходят и более драматичные истории – как, например, с заместителем директора региональной полицейской службы Эльрика Фреду, который был найден мертвым в собственном кабинете через несколько часов после нападения на редакцию скандально известного сатирического журнала Charlie Hebdo, в результате которого погибло 12 человек. Эльрика Фреду расследовал ту трагедию, пообщался с родственниками погибших, отправился в офис готовить доклад и, «будучи подавленным и испытывая социальную апатию к окружающему миру», покончил жизнь самоубийством. Если возникнет желание, покопайтесь в истории любых мало-мальски известных терактов. Наткнетесь и не на такое… Ну, а силовикам, которые совершенно честно и искренне будут охранять EURO и миллионы людей, остается пожелать здоровья, выдержки и удачи.

Довольно-таки популярным в наше время является представление о том, что вся планета находится под тотальным электронным контролем. Это не совсем так. Тотальным он пока не стал. Бесспорно, мы постоянно оставляем следы пребывания в интернете, определить нашу текущую локацию для специалиста – пара пустяков. Ну, а сотовая телефонная связь – ежесекундная зона для слежения и анализа всевозможных угроз. Но и террористы (прежде всего, их покровители) так же, как и мы живут в эпоху глобальной научно-технической революции. Вот только не все из них доверяют современным средствам связи, хотя, конечно, подорвать что-то в центре Парижа можно и пребывая за много километров от него – посредством банального звонка на мобильный. Теракты, сродни парижским, готовятся не один день и не один месяц. Террористы (пусть даже смертники) вживаются в мегаполис, растворяются в толпе. Многие из них и не пользуются тем, что оставляет улики в медийной сфере. Старые способы – тайники, система мимики и жестов, иносказания, пароли и шифры, используемые при письме, да даже банальная голубиная почта – по-прежнему в ходу. А что – ничего смешного… Прилетел к вам голубь, минуя полицейские, пограничные и таможенные кордоны, и принес с собой флешку, на которой записана вся необходимая и конфиденциальная информация.

Возможности спецслужб формально безграничны. Но на самом деле они лимитированы пространственно-временными и количественными факторами. Это фермер в Техасе может вживить чипы в своих коров, чтобы те ненароком не перебежали к соседу или на шоссе их случайно не задела проезжающая машина. Во Франции в дни EURO правоохранителям предстоит иметь дело с десятками миллионов людей. А датчики на каждый столб или куст не повесишь. Одновременно всех на такой громадной территории, которую занимает Пятая Республика, проконтролировать невозможно. У всех отпечатки пальцев или скан сетчатки глаза не возьмешь. Да и не все будут проникать во Францию на самолетах, поездах, пароходах. Это же Европа без границ – перепрыгнул через овраг и вот она – Франция, вот оно – EURO!

Это только в старом кино про разведчиков типичной является ситуация, при которой группа небритых диверсантов подозрительной наружности, в форме армии противника, несет что-то тяжелое в неподъемных рюкзаках или ящиках, шагая по лесам и полям, однако выследивший их законопослушный крестьянин откатывается от служившего ему укрытием стога сена, добегает до соседа (а только у него в деревне имеется телефон) и докладывает об увиденном куда положено. В наше время в реальной жизни все обстоит иначе. Террористические группы действуют в мегаполисах, а не в полевых условиях. Им незачем перемещаться как джамааты в горно-лесистой местности или гурты в лесостепной. Каждый знает свои места и маневр. По городу они передвигаются поодиночке. Им нет необходимости, привлекая всеобщее внимание, гнать шахид-мобиль с Елисейских полей до Сен-Дени. К месту проведения акций они отправляются заранее и по-тихому.

Пот ходу EURO спецслужбы не вправе полностью заблокировать во Франции интернет (включая wi-fi) и сотовую связь. Обычно к таким шагам прибегают по факту совершенного теракта, при введении в действие плана «Перехват». Медийное пространство – это вообще палка о двух концах. Оно и лечит, и калечит. Оно способно как помочь в предотвращении преступления и успокоении общественного сознания, так и посеять панику. Увы, но медийный эффект от сообщений о девяти предотвращенных терактах и одном успешно реализованном, крайне неодинаков. Публика в принципе запоминает то, что породило кровь и страдания, а не то, как было споко йно совсем еще недавно.

К сожалению, у адептов террора стало нормой проведение побочных операций или акций прикрытия. Они привыкли использовать «подсадных уток». Спецы их хватают и если и не расслабляются, то не ожидают в дальнейшем удара в спину. Так не просчитываются основные акции, которые и приносят больше жертв и разрушений, горя и скорби.

Когда 28 мая 2010 года в Женеве экс-президент УЕФА Мишель Платини праздновал с соотечественниками выбор Франции в качестве хозяйки EURO-2016, он явно не отдавал себе отчет в том, в какой плавильный котел превращается (а теперь уже  и превратилась) его страна. В социально-экономическом и религиозно-этническом планах Пятая Республика – это Помпея перед извержением вулкана, эдакий людской Йеллоустоун. Помимо общетеррористической проблематики, на повестку дня вышли вопросы с беженцами из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Их поток в Европу вроде бы снизился, но те, что пересекают Средиземное море, следуют строго на северо-запад. Во Франции и так полно разных негласных анклавов, возникших по этническому и конфессиональному признакам. В каждом городе полно неблагополучных районов, куда полиции и прочим службам безопасности в дни EURO все же придется сунуться (из таких мини-агломераций, прежде всего, и исходит террористическая опасность; все давно уже месте, элементы СВУ через границу с Германией тащить не надо). Теперь эта неблагополучная среда усилена мигрантами. Сколько в их массе потенциально незаконопослушных товарищей? А состояние французской экономики – оно, как, идеально? Именно в 2016 году по всей стране усилились массовые протесты. Нам по телевизору в основном показывают столкновения демонстрантов с полицией в Париже. Но подобное время от времени возникает и в других городах. Народ, в первую очередь, студенты, недоволен реформой трудового законодательства, которая была разработана министром труда Мириам Эль-Комри. То там, то здесь к забастовкам прибегают шахтеры и фермеры, авиадиспетчеры и докеры, таксисты и полицейские, ну и так далее…

И вот теперь на эту благодатную почву для большого геополитического и социального взрыва ступят болельщики из двадцати трех европейских стран. Среди них окажутся и откровенные хулиганы, радикалы, на которых Интерполу и иже с ним «уже негде ставить иксы». Прибудут очень интересные ребята из Польши, Турции, Албании… Хочется верить, что силы безопасности не допустят массового пересечения ирландцев с англичанами, турок с немцами или русскими, поляков вообще без разницы с кем. Да и надо прямо сказать: русским с украинцами желательно тоже избежать рандеву – такие теперь времена.

И как бы цинично, даже омерзительно, но в то же время справедливо это ни прозвучало, самым безопасным местом в дни EURO для подавляющего большинства любителей футбола окажется комната с телевизором или компьютером за пределами страны-организатора. Те же, кто будет находиться во Франции в период с 10 июня по 10 июля (а это, повторимся, миллионы людей), по инерции попадут в группу риска.

Такие теперь времена…