Мой герой Жерар
В тот вечер, когда мы завоевали третий трофей в сезоне, подняв над головой кубок УЕФА, я был готов отрываться по полной. Но у Жерара Улье на этот счет были другие планы.
Оставалась еще одна игра – выезд к Чарльтон Атлетик и от этой встречи зависело, где мы будем выступать в следующем сезоне - в кубке УЕФА и отстаивать право обладать этим трофеем или же нам предстоит помериться силами с большими ребятами в Лиги Чемпионов. Поэтому времени на распитие пива и шампанского у нас не было. Жерар буквально огородил нас от окружающего мира. Он попросил потерпеть, и сказал, что праздновать будем потом.
В то время, мы с ребятами не понимали, почему именно так. Мы только что стали авторами знаменательной главы в истории Ливерпуля и мы были не против, чтобы нас «отпустили с поводка». Я думал, что наш тренер настоящий зануда и в тот момент даже не осознавал насколько была важно участие в Лиги Чемпионов. Без него, мы бы вряд ли вошли в футбольную элиту. И в этом я нисколько не сомневаюсь. Если бы все прошло так, как хотели мы, едва ли бы нам удалось выиграть на выезде у Чарльтона со счетом 4-0 всего через несколько дней после матча с Алавесом и вряд ли бы финишировали третьими в чемпионате. И как всегда профессионализм Жерара указал нам путь и вывел нас на новый уровень.
Когда действительно осознаете какую огромную роль Жерар сыграл Ливерпуля, то обязательно почувствуйте беспокойство и страх, узнав, что Жерар на протяжении трех месяцев страдал от болезни, которая угрожала его жизни. Это произошло в октябре 2001 года. Мы отправились в раздевалку на перерыв после первого тайма против Лидс Юнайтед на Энфилде и как всегда ожидали встретить там Жерара с порцией мудрых наставлений. Даже когда нас предупредили о том, что он заболел, я подумал, что ему предстоит пройти оздоровительные процедуры и все будет в порядке. Но я так считал до тех пор, пока мы не поговорили с клубным врачом Марком Воллером и только тогда нам стало ясно, насколько серьезным оказались его проблемы с сердцем.
Я начал переживать за Жерара, а позже и за нашу команду. Наши успехи росли по восходящей, мы выигрывали трофеи и двигались семимильными шагами и я задавался вопросом – может ли его болезнь пустить все под откос и привести к катастрофе. Но самым главным было, чтобы ему стало лучше. Не знаю, что было на душе у других игроков, но мне очень сильно не хватало Жерара. Он был со мной каждый день, с тех пор как я закрепился в первой команде и мне было спокойнее, когда он был рядом, когда он интересовался все ли у меня в порядке, делился советом, делал замечания о том, что я делал правильно, а что нет.
Как правило, Жерар отправлял нам смски о своем состоянии при любой возможности, даже раньше, чем об этом докладывали врачи. Обычно содержание сообщений было следующим: «Продолжайте в том же духе. Со мной все хорошо и я скоро вернусь». В духе Жерара было думать сперва об окружающих, прежде чем убедиться в собственном благополучии. Состояние команды волновало его больше, чем свое, что само по себе очень удивительно, ведь это его жизни угрожала опасность, а не наоборот. Вот, что поражает.
Мои опасения по поводу того, как будет складываться сезон без Жерара, оказались напрасными, ведь я не учел насколько компетентным в итоге окажется Фил Томпсон, исполнявший обязанности главного тренера.
У нас было много иностранцев – Сами Хююпия, Маркус Бабель, Владимир Шмицер – и помнится тогда я задавался вопросом – а сможет ли Томо поддерживать внутри команды ту атмосферу и порядок, что были так тщательно установлены между всеми нами?
Мы выиграли Требл в прошлом сезоне и к нашей растущей коллекции трофеев мы добавили Суперкубок Англии, выиграв у Манчестер Юнайтед, а так же Суперкубок УЕФА, победив мюнхенскую Баварию. Поэтому после успешного начала сезона, для Томо было серьезным испытанием в одиночку взять бразды правления командой, но у него получилось как нельзя лучше и он проделал фантастическую работу.
С самого начала не стоило сомневаться в его профессионализме, ведь ему удалось поднять над собой Кубок Чемпионов будучи капитаном Ливерпуля в том самом матче в Париже в 1981 году, кроме того он завоевал множество других трофеев, которые позволили ему впитать в себя все то, ради чего существовал клуб. Те, кто искали как бы сильнее нас поддеть и хотели, чтобы отсутствие Жерара послужило нам оправданием в возможных провалах, остались ни с чем, в то время как мы продолжили добиваться успехов.
Однако, без трудностей не обошлось. Барселона прибыла на Энфилд. Это был второй групповой этап Лиги Чемпионов и мы проиграли им по всем статьям, не смотря на то, что мы первыми вышли вперед, благодаря голу Майкла. Было невероятным, то, как они катали мяч и как сильно их игровой стиль отличался от нашего. Тогда на поле вышел Хави, но игру сделали Патрик Клюверт и Марк Овермарс.
После подобных матчей теряешь веру в команду и в собственные силы. По окончанию той игры на Энфилде я задумался: «Могу ли я играть еще лучше, ведь, похоже, эти парни находятся на совершенно другом уровне?»
Но затем мы просто продолжили пахать на тренировках и все негативные мысли прошли, ведь сезон был в разгаре и мы боролись за титул в Премьер лиге и Лиги Чемпионов.
Когда Жерар вернулся, это был очень трогательный момент. Это произошло в матче против Ромы, когда нам была необходима «сухая» победа в два мяча. Пожалуй, сейчас бы он признал, что его возвращение произошло гораздо раньше запланированного, что в лишний раз доказывает, как для него важен был клуб. Он жаждал быть у бровки, подсказывать и вести за собой команду. И все-таки, его присутствие в тот вечер помогло нам одержать верх. Мы выиграли благодаря реализованному пенальти Яри Литманена и голу Эмиля Хески, упрочившему наше преимущество. После матча Жерар провозгласил, что мы «в десяти матчах от величия». Но все закончилось гораздо раньше.
Наша капания в Лиге Чемпионов закончилась в четверть-финале – по сумме двух матчей со счетом 4-3 нас обыграл леверкузенский Байер, а в Премьер лиге мы завершили сезон на втором месте после Арсенала, отстав на 7 очков от подопечных Арсена Венгера. Чувство разочарования просто сковало нас, особенно после всех достижений, к которым мы так привыкли.
Я же переживал еще и по другому поводу. На протяжении всей моей карьеры, у меня неоднократно возникали проблемы с травмами.
Мое первое серьезное повреждение я получил как раз в последнем матче сезона 2001/2002. Тогда я проходил восстановление от травмы паха, но сама важность последних игр заставила меня выйти на поле и играть через боль.
Так же на носу был чемпионат мира в Японии и Южной Корее и мне посоветовали потерпеть до окончания мундиаля, после которого и решили провести операцию.
Давление, которое на меня оказывалось, лишь подталкивало к принятию тяжелого решения. Я задумывался о том, стоит ли лучше уделить внимание себе, полностью восстановиться от травмы и вернуться тем футболистом, которым я хотел себя видеть до старта следующего сезона? Или отправиться на чемпионат мира не выздоровев до конца, без возможности проводить полноценную подготовку и выходить на матчи готовым лишь наполовину, вдобавок получив порцию критики за блеклые выступления и пропустив добрую часть предстоящего сезона?
Когда задумываешься об этом как следует – кажется, принять нужное решение не составляет труда. Вдобавок в свете произошедших событий – от меня уже ничего не зависело.
Как я уже говорил, я получил серьезную травму и это произошло как раз в последнем матче сезона в игре против Ипсвича на Энфилде. Тогда мне стало понятно, что выступить в составе национальной сборной для меня теперь не вариант и это далось мне нелегко. Но зато на протяжении всего лета я не сомневался, что мы теперь сможем побороться за победу в чемпионате.
В духе Жерара было думать сперва об окружающих, прежде чем убедиться в собственном благополучии.
Особое противостояние
На фотографии ниже невидно, как я высунул язык во время забега вдоль трибуны Булленс Роад на Гудиссон Парк до сектора с фанатми Ливерпуля у углового флажка. А все, потому что всю игру я трепел нападки со стороны болельщиков Эвертона. На меня вылили кофе, швыряли понаткусанными хот-догами и однажды даже кто-то попал мне в переносицу монетой. Было больно, но единственное, что можно сделать в подобных ситуациях – это заставить их команду страдать. Так я и сделал, забив мяч в девятку и затем отправившись праздновать гол, как я и хотел. Я передал послание: «Бросайте что хотите – а я буду продолжать забивать».
![alt](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/d6/63f10509f4df181216f85c88b272d.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Мастерство передач
Делая передачу, я взвешиваю множество факторов и стараюсь предать мячу нужное ускорение. Я могу подать в нужную часть поля 10 из 10, если не нужно никуда торопиться или если мощь удара не так важна, но я же стараюсь отдать передачу так, чтобы мяч летел быстрее. Я вкладываю в подачу силу и злобу, но, в то же время важно, чтобы адресат смог принять мяч. Конечно, иногда заброс не проходит, но сейчас я знаю, если одна подача не получилась – следующая точно будет точнее. В этой связи, умение сделать длинную передачу – один из важных компонентов моей игры. Всегда можно найти адресата, если вовремя сделать передачу и вложить в нее достаточно силы.
Посещение тренажерного зала
На фотографии ниже запечатлен момент, когда я бью по воротам Эвертона, но если вы приглядитесь получше, то увидите как разительно изменилось мое телосложение со времен моих первых выступлений. И все благодаря Жерару Улье. Я не любил спортзал и считал, что заниматься там скучно. Но, к сожалению, из-за травм, полученных по ходу предыдущего сезона, за тот год мне пришлось посещать тренажерный зал чаще, чем за 6 последующих лет.
Из-за проблем со спиной, полученных на ранних этапах моей карьеры, я посещал спортзал не так часто. Но когда я приступил к физическим нагрузкам, Улье тут же сказал, что если я хочу играть центрального полузащитника у него в команде, то мне лучше немного подкачаться. Посмотрите на размер моих квадрицепсов. Они стали такими, благодаря приседанием со штангой. Так я начал становиться мощным футболистом, готовым для выступления в Премьер Лиге.
Великий игрок и наставник Джейми
У Джейми Реднаппа было именно то телосложение, которое я хотел, при том, что мы были одного роста. И когда я начал выступать за основной состав, я увидел насколько он был хорошо сложен для игры на высшем уровне и мне захотелось того же. Тогда я стремился выглядеть как он. Играя за Ливерпуль, он получал множество травм, но тем не менее ему удавалось забивать замечательные голы, например Чарльтону на Вэлли. Я очень уважаю его и как игрока, и как человека. Мы всегда были на связи друг с другом и я всегда могу рассчитывать на то, что он будет честен со мной. Когда мы обсуждаем футбол, все не сводится к тому, что он просто похлопывает меня по спине и говорит, как я был хорош. Мы обсуждаем все, что было сделано правильно и неправильно и это касается не только меня, но и всей команды.
![alt](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/48/0abce870942408ef5d865e9e356ee.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Вкус Лиги Чемпионов
Выступление в кубке УЕФА сложилось для меня удачно. Я поднимал над головой этот трофей и осознал, каково это – принимать участие в еврокубках. Но вкусив атмосферу Лиги Чемпионов, уже не хочется довольствоваться меньшим. Я осознал насколько здесь выше уровень скоростей и борьбы, чем, то к чему я привык. Здесь становится ясно, чего ты стоишь как футболист. Либо пан, либо пропал. Имея за плечами пару сезонов в Ливерпуле, думаешь, что все в твоей карьере складывается неплохо, но в Лиги Чемпионов нет времени перевести дух. Здесь всегда есть место новым вызовам, интересным противостояниям и победам. Фотография ниже была сделана во время матча против дортмундской Боруссии в сезоне 2001/2002 и это было наше первое появление в ЛЧ нового формата. Тогда я и полюбил все, что связано с этим состязанием. В тот момент я и не посмел мечтать о том, что участие в этом турнире даст мне возможность пережить лучший момент в моей карьере.
![alt](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/32/7aa6891d9439bb1d4688e5f755e3a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Готовность к силовой борьбе
Начиная играть в футбол на профессиональном уровне, подобный стык закончился бы тем, что я бы врезался в рекламный щит. Я был не из робкого десятка, но я, все же, не был готов сходу крушить и ломать всех и вся, выступая в Премьер Лиге. В наши дни требования к физической подготовке для футболистов достаточно высоки. Каждый матч – это битва. Мне нужно было стать мощнее, чтобы выходить из подобных эпизодов победителем, ведь необходимо было демонстрировать весь спектр своих возможностей. На фото ниже я толкаюсь плечо в плечо с защитником Блэкберна и, надеюсь, это один из тех эпизодов, в котором я оказался лучше соперника.
Не на силу, а на исполнение
Когда у Юси Яскелайнена дела идут не к черту – у меня наоборот. В его ворота я забил семь голов – это больше, чем любому другому вратарю. Гол, который я забиваю на фотографии, был не из тех пушечных ударов, которые люди привыкли видеть в моем исполнении. По мере того как я набирался опыта, я научился забивать голы разными способами. Став опытнее, более спокойно и сдержанно действуешь, оказавшись на ударной позиции, чем во времена дебютных выступлений. В таких случаях помогает подготовка, но мне все равно надо уделять этому аспекту больше внимания – ведь сколько раз мне пришлось оставаться после тренировок и проводить дополнительные занятия. А всему виной полученные травмы. В подобном аспекте важнее качество, а не количество.
Решение хорошего друга
На сегодняшний день я нечасто общаюсь с Майклом Оуэном. И считаю, что это естественно, ведь он покинул Ливерпуль в 2004 году, перебравшись в Реал Мадрид. Я прекрасно понимаю, зачем он сделал это. Реал – один из самых больших клубов в мире. И у него там неплохо сложилось, хоть он и провел всего сезон на Бернабеу. Хочу признаться, я был сильно удивлен, когда он решил выступать Манчестер Юнайтед. Майкл был легендой Ливерпуля, но все стало иначе после этого перехода. Только одному Майклу известно, правильным ли оказалось это решение.
Битва за место под солнцем
В том сезоне Челси начал становиться сильнее. Они подписали множество иностранных футболистов высокого класса и теперь все понимали, что если будешь играть против них, то тебя ждет тяжелое противостояние с обилием силовой борьбы. Как на той фотографии, где изображены мы с Вильямом Галласом. В те времена Челси, Арсенал и Манчестер Юнайтед были больше и сильнее остальных клубов Премьер Лиги. Ведь уровень и качество игроков, которые к ним переходили, говорили о том, что они борются за самые высокие места. И не думаю, что вы могли бы остаться в стороне, когда играли Челси и Ливерпуль. Матчи с их участием часто были очень зрелищными. Как и очень интенсивными, ведь каждый играл только на победу.
Растворившиеся мечты о мундиале
Вот так, уходя с поля с опущенной головой в сопровождении физиотерапевта Дейва Галли, я уже знал, что мне не удастся поехать в составе сборной на чемпионат мира 2002 года. Только посмотрите на обеспокоенное лицо Жерара позади меня. В последнем туре чемпионата мы играли против Ипсвича и именно этот матч поставил точку. Травм, полученных в конце сезона стало слишком много.
Я получил повреждение паха и на следующий день было принято решение, что необходима операция, а это означало одно – все лето будет потрачено на восстановление. Я был опустошен, ведь по настоящему большое соревнование проходило мимо меня, и если бы я попытался скрыть серьезность полученного повреждения – я бы не принес пользу ни себе, ни своей сборной. И справедливо, что я этого не сделал.
Урок футбола
Это фото уникально – ведь на ней запечатлено одно из 5 или 6 касаний мяча, которые мне удалось сделать на Ноу Камп. И даже сейчас в моей памяти отчетливо запечатлились некоторые детали одного из первых моих матчей на этом стадионе. Помню, кто-то из нашей команды вынес мяч подальше за пределы поля, а Сэмми Ли, один из членов тренерского персонала Жерара Улье, прокричал: «Вот и правильно!». Обычно, одна только мысль, что нас могут зажать в тиски на своей половине поля, вызвала бы незамедлительный укор о стороны тренерского штаба Ливерпуля. Но в тот момент тот вынос был неплохой идеей – ведь он дал возможность прийти в себя и занять свои места, согласно расстановке. А тот крик, что был после, просто врезался мне в память. Стиль игры Барселоны – это то, что с корнями уходит в их философию. Еще будучи детьми в академии, для них является постыдным просто потеря мяча и именно поэтому сейчас мы наблюдаем, как сильно они стараются сохранить владение мячом. Играя против Барселоны, вечера становятся длиннее.