3 мин.

Искусственная самоизоляция

alt

Современный футбольный мир глобален и интернационален. Провозглашённый принцип открытых границ способствовал многократной интенсификации контактов между представителями разных футбольных школ, на стыке которых начали появляться абсолютно новые течения и направление, сочетающие в себе лучшие образцы мировых футбольных традиций. Всё это позволило самой популярной игре на планете выйти на качественно новый уровень. Особенно заметно всё это проявилось в последние 10-15 лет.

Российский футбол, как кажется, остался на обочине этого процесса. Мы оказались в определённом смысле в изоляции. И самое яркое подтверждение этого – почти полная невостребованность наших футболистов и тренеров в ведущих европейских чемпионатах. И если представители нашей тренерской школы в Европе по большому счёту никогда не ценились (за единичными исключениями вроде Станислава Черчесова или Рашида Рахимова, которые заканчивали играть в Австрии и там же начали свою тренерскую карьеру, добившись определённых успехов; уделом же большинства остальных было ближнее зарубежье да Африка с Азией), то наши футболисты в своё время представляли серьёзный интерес для ведущих команд Европы, и играли там далеко не второстепенные роли. Но сейчас картина совершенно иная. На сегодняшний день в топ-5 европейских лиг из россиян играет лишь Денис Черышев, который всё же является продуктом испанской футбольной школы и едва ли там  воспринимается как легионер. В отличие, скажем, от украинца Евгения Коноплянки, своей игрой заслужившего приглашения из днепропетровского «Днепра» в «Севилью», где, к слову, трудится ныне и Черышев-старший. Если же продолжить украинскую тему, то стоит ещё отметить Артёма Кравца, перешедшего по ходу текущего сезона на правах аренды из киевского «Динамо» в немецкий «Штутгарт», который вообще охотно приглашает игроков из бывшего Союза – ранее за швабскую команду выступали белорус Александр Глеб и россиянин Павел Погребняк.

В чём же причина такого положения дел? Конечно, можно сказать, что нынешние российские футболисты, имея тепличные условия на родине, сами не шибко рвутся за границу. И это отчасти правда. Но правда и то, что их туда особо никто и не приглашает. В первую очередь, по причине их неадекватной трансферной стоимости и завышенных зарплатных ожиданий. Если вспомнить 90-е гг., то тогда почти все мало-мальски стоящие футболисты уезжали за рубеж при первой возможности. С одной стороны, это обуславливалось низкими зарплатами да и вообще почти допотопной организацией всей нашей тогдашней футбольной жизни – о бытовых ужасах тех лет много рассказали футболисты, которым довелось в ту пору выступать на наших бескрайних просторах. Но, с другой стороны, уезжали действительно классные игроки, которые своими выступлениями в Европе подтверждали свой высокий класс и ковали славу всего нашего футбола.

Сейчас же мы имеем совершенно иную картину. За последние 10-15 лет у нас появились единицы мастеров европейского уровня, достойных приглашения в сильнейшие лиги мира. И некоторые из них подобные приглашения получали. Но проявить себя в Европе по-настоящему так толком никому и не удалось. А некоторые, как, например, Игорь Акинфеев или Роман Широков, предпочли синицу в руке и не отважились испытать судьбу, хотя предметный интерес к ним был. И именно в этом – сознательном отказе наших игроков от принятия новых вызовов – лежит, как кажется одна из основных проблем нашего футбола. Здесь мы в значительной степени имеем место с искусственной самоизоляцией, замыканием в замкнутом пространстве и нежеланием расширять свои профессиональные границы. Ведь даже сейчас, в нынешнее скудное на яркие таланты время, в нашем чемпионате можно насчитать десяток отечественных футболистов, которые не затерялись на европейских просторах, смогли бы заявить о себе. Это принесло бы пользу как им самим, так и всему нашему футболу, в том числе нашей национальной сборной.