Между прошлым и будущим
В минувшую субботу на стадионе «Олимп-2» мы стали свидетелями поединка, который, если слегка удариться в символизм и метафоризм, можно представить как столкновение прошлого «Спартака» с его будущим. Прошлое олицетворял Дмитрий Аленичев, а будущее – Курбан Бердыев, как бы странно это ни звучало, учитывая двадцать лет разницы между этими специалистами, один из которых – всё и всем доказавший мэтр, а другой – по большому счёту новичок в тренерском деле. Аленичев – это «Спартак» 80-90-х гг., по которому сегодня так ностальгируют фанаты и ветераны красно-белых, а Бердыев, который уже этим летом может возглавить 9-кратных чемпионов России, это «Спартак» будущего – без пресловутых «стеночек-забеганий», но зато с трофеями, которых детище Николая Старостина не видело уже без малого 13 лет, если не считать всерьёз межсезонный Copa del sol.
Ещё прошлым летом перед руководством «Спартака» стояла дилемма Аленичев vs Бердыев, но тогда, во многом под давлением околоспартаковской общественности, прежде всего наиболее авторитетных ветеранов команды, вошедших в так называемый Попечительский совет, выбор был сделан в пользу Аленичева. Немало этому способствовали и информационные кампании в прессе, в которых подвергался остракизму прежний наставник Мурат Якин и восхвалялся Аленичев как истинный спартаковец, который возродит былые славные традиции. На поверку же всё оказалось иначе. То, за что больше всего критиковали швейцарского тренера – расставание с Широковым, которое в широких массах воспринималось как желание Якина играть в примитивный футбол, для которого Роман не подходит, вынужден был сделать и его преемник. И то, что сейчас Широков не является игроком основы ЦСКА, подтверждает верность тогдашнего решения.
Да, при Якине игра красно-белых мало напоминала лучшие бесковские образцы. Но и нынешний тренерский триумвират в этом плане пока по большому счёту не преуспел. При этом и игра в обороне «Спартака» оставляет желать лучшего, да и в целом общая структура игры команды оставляет больше вопросов, чем ответов. Зачастую крайне сложно понять, что «Спартак» хочет сделать на поле, каков его план на игру. Отсутствует цельная картина, а вместо неё мы имеем набор разрозненных фрагментов, не складывающихся в единое целое. В результате в большей части матчей команды мы видим на поле «сумбур вместо музыки», отдельных исполнителей, которых тренерский штаб пока не в состоянии превратить в слаженный ансамбль. Да, есть вопросы по качеству самих игроков. По большому счёту, в нынешнем составе команды от силы пара-тройка человек соответствуют уровню клуба, борющегося за самые высокие места. Но, с другой стороны, в том же «Ростове» состав по именам отнюдь не сильнее. В конце концов, это одна из составляющих тренерского искусства – раскрыть потенциал даже весьма средних игроков, заставить их прогрессировать, использовать по максимуму их сильные стороны. В «Спартаке» же мы видим обратную картину: даже такие весьма неплохие футболисты, как тот же болгарин Попов, скорее регрессируют в стане красно-белых, теряют свои бьлые качества. И это повторяется из года в год.
Минувший поединок, в котором Бердыев как тренер очевидно переиграл своего визави, наверняка должен был заставить призадуматься владельца «Спартак» Леонида Федуна, правильный ли выбор он сделал прошлым летом, сделав ставку на своего человека, заслуженного в прошлом футболиста, но пока ничего не продемонстрировавшего как тренер. Так что вновь возобновившиеся слухи о приходе в «Спартак» Бердыева грядущим летом, возможно, отнюдь не лишены оснований. Другое дело, что по ряду причин такой сценарий видится маловероятным. Во-первых, это позиция спартаковской общественности, довольно жёстко проводящей демаркацию по принципу «свой-чужой», и туркменский тренер для неё – абсолютный чужак, носитель совсем другой футбольной культуры. Во-вторых, есть большие сомнения, что сам Бердыев летом сорвётся из «Ростова», где он чувствует себя вполне комфортно, наделённый весьма широкими полномочиями, в проблемный «Спартак», отягощённый кучей негативных факторов, в котором он, к тому же, окажется в довольно узких рамках, попадёт в атмосферу настороженности и враждебности. Особенно если ростовский клуб пробьётся в Лигу чемпионов, в то время как «Спартак» рискует и вовсе остаться без еврокубков.
На этом фоне идеальным сменщиком Аленичева выглядит Рашид Рахимов. Во-первых, он в своё время поиграл в «Спартаке», и до некоторой степени может считаться своим. Во-вторых, на протяжении своей уже довольно долгой тренерской деятельности, начиная ещё с австрийских времён, он зарекомендовал себя грамотным специалистом, умеющим ставить своим командам внятную игру, чего как раз «Спартаку» остро не хватает все последние годы (здесь можно вспомнить знаменитую пикировку между журналистом Тимуром Журавелем и Муратом Якином). Главный минус Рахимова в том, что он в большей степени специалист по «физике», и его вряд ли можно отнести к наследникам Бескова-Романцева. Но, как говорится, с чего-то надо начинать. А сейчас «Спартаку» во многих матчах не хватает как раз «физики», команда из раза в раз заметно проседает в концовке игр. Плюс к тому, Рахимов – поборник жёсткой игровой дисциплины, который очевидно не потерпит, чтобы его футболисты превращались на поле в стадо заблудших овец, что регулярно имеет место при нынешнем наставнике, чья тренерская рука если и не совсем отсутствует, то, во всяком случае, едва ощутима. Пожалуй, ещё одна его слабая сторона состоит в том, что Рахимов большую часть своей тренерской карьеры работал с клубами-середняками, не решавшимися глобальных турнирных задач. А его единственный опыт во главе топ-клуба – «Локомотива» - оказался неудачным. Но с тех пор много воды утекло, да и сам Рахимов с той поры несомненно вырос как тренер и наверняка готов к серьёзным свершениям.
Конечно, можно сказать, что ещё рано делать окончательные выводы. Действительно, серьёзные команды не строятся за день или даже за год. Спартаковская легенда Никита Симонян едва ли не в каждом интервью любит повторять, что тренеру нужно доверять, как в своё время ему самому доверился Николай Старостин, давший ему время и возможность спокойно работать. Отчасти, может, это и верно. Но сейчас на дворе не 60-е, а совсем другая эпоха. Владельцы клубов вкладывают огромные деньги и хотят видеть сиюминутную отдачу. Может, это и не совсем правильно, но, как говорится, c’est la vie. Кто платит, тот и заказывает музыку. Но руководство «Спартака» пред началом нынешнего сезона решило несколько пересмотреть этот жестокий закон капитализма. Аленичев приглашался в «Спартак» как человек, который вернёт славные традиции прошлого, возродит легендарный «спартаковский футбол». За это ему руководство клуба и фанаты готовы были простить временное отсутствие результата на первых порах. Но пока нет ни игры, ни результата. Тренеру можно дать карт-бланш, если у его команды виден хоть какой-то прогресс, поступательное движение, понятны его цели и методы, с помощью которых он планирует их достигать. Пока в «Спартаке» ничего этого нет. И не факт, что появится. В любом случае, у Аленичева есть ещё чуть больше месяца на то, чтобы убедить Леонида Федуна в своей состоятельности. В случае, если это ему не удастся, скорее всего, последуют оргвыводы. А дальше – новый заколдованный круг надежд и разочарований, разорвать который красно-белые пока не в состоянии.