6 мин.

Скауты должны выйти из тени

Мало-помалу ухудшающаяся экономическая ситуация в стране, снижение уровня жизни населения, ослабление национальной валюты вкупе с ростом цен прямо или косвенно приводят к вынужденному секвестированию бюджетов профессиональных спортивных организаций, в том числе и футбольных клубов (в первую очередь, тех, что тяжким бременем лежат на балансе местных органов власти). Как следствие, последним приходится экономнее и целенаправленнее расходовать пока еще имеющееся средства, пытаться что-то заработать самим, но при этом неминуемо сокращать текущие и ближайшие расходы. Нередко в период кризиса первыми «под нож» попадают офисная или административная составляющая организации, PR-проекты, фарм-клубы (они же – вторые (или дочерние) команды), все меньше дотаций, что в корне неверно, получают внутренние структуры по подготовке молодых игроков. Затем дело доходит и до основного состава команд мастеров, которому, при достижении всеобщего или частичного консенсуса, приходится урезать ежемесячную заработанную плату – в противном случае следует распродажа недешевых профессионалов, причем работодатель в лице профессионального клуба нередко остается в материальном проигрыше: трудовой договор-то разрывается по его инициативе.

К сожалению, отличительной чертой богатейших футбольных клубов мира (прежде всего, конечно, европейских) является снижение качества селекционной деятельности. Нет – скаутинг как таковой никто не отменял, клубные академии как центры по работе с детьми и молодежью тоже функционируют, работа в них, как и в дочерних и молодежных командах, продолжается, однако, из-за огромного финансового превосходства над остальным миром, поиск и отбор, обучение и «обкатку» новичков толстосумы подменяют скупкой более или менее раскрученных, что-то уже умеющих и кое-что уже выигравших футболистов. Создание суперзвезд уровня Лионеля Месси на базе одного суперклуба встречается все реже. Времена, когда целая плеяда собственных воспитанников, выступающая к тому же за свою команду (пример – амстердамский «Аякс» под руководством Луи ван Гала двадцатилетней давности), оказывалась конкурентоспособной на международной арене, ушли в прошлое. Да и аналог лондонского «Арсенала», ставшего в сезонах-2001/02 и 2003/04 чемпионом Англии, засветившего уйму выдающихся футболистов, после чего выгодно продавшего их в еще более обеспеченные клубы, нынче тоже практически не встретишь. Богатые уже почти «не шерстят» мировое футбольное «дно», их представители не заглядывают в каждый мало-мальски приличный чемпионат – для этого имеются клубы рангом и бюджетами ниже; они попросту снимают готовые «сливки». Причем, существенный процент от стоимости перехода перепадает агентам.

Опять-таки, к сожалению, в плане проведения селекционных мероприятий не только зарубежные, но и относительно успешные и финансово-устойчивые российские клубы поразила какая-то лень. Тренеров-селекционеров, скаутов зачастую подменяют агенты. Последние, по известным причинам, тоже нужны, но чаще всего, помимо юридического сопровождения игроков, отстаивания их интересов и т.д., они фактически «окучивают грядку», прикрепляют к себе кучу молодых футболистов, которых потом рассовывают по разным командам. Тут мы сталкиваемся с подменой понятий, переиначиванием сути явления. Не клубы ищут замену ушедшим футболистам, не клубы сами себя пытаются усилить, а агенты приходят в профессиональные спортивные организации с готовым списком клиентов, их паспортными и медицинскими данными, их анкетами и рекламным видеоконтентом. В какой-то степени клубы становятся даже не столько клиентами, сколько заложниками футбольных агентов, которые, как правило, действуют как на аукционе: кто больше заплатит, тому и продам… «Придут/не придут, предложат/не предложат, какие у них списки, кто в них, не обманули бы… а если опять «кот в мешке»… – подобные мысли, когда действующий состав команды надо усиливать, причем срочно, проносятся в головах спортивных директоров клубов, под руководством которых не всегда даже наличествуют тренеры-скауты. «Не предусмотрено по штатному расписанию»… Да-да, случалось слышать и такие отговорки.

Никто не отрицает необходимость наличия агентов и ведения ими соответствующей  деятельности в профессиональном спорте. Просто профессиональные клубы не должны идти у них на поводу и выплачивать своеобразную дань за никчемного, но отменно пропиаренного футболиста. Многие кадровые пробелы должен закрывать полноценный штат скаутов, которых, по причинам юридического характера, в России именуют селекционерами. В серьезных клубах за собственно поиск и нахождение молодых талантов (не путать с уже состоявшимися звездами, которых и искать-то не нужно, они всегда на виду) должны отвечать не один-два человека (а в некоторых, даже очень популярных российских футбольных клубах, дело обстоит именно так), а целая группа людей, за каждым из которых закреплен конкретный ареал деятельности – лига, страна, континент… Таким образом, при отслеживании огромного числа потенциальных дарований, заметно повышаются шансы отыскать пока еще «не ограненный алмаз». И в таком случае в поле зрения клуба попадает не один-два перспективных футболиста, не несколько десятков, а много больше. Каждого из них – в своем ареале – и ведет «прикрепленный к нему» скаут (он же тренер-селекционер). Конечно, у каждого из этих игроков тоже имеется свой агент, вот только информация по футболисту на самый верх пойдет не от чужого, а от своего, т.е. клубного человека. И, наверняка, в таком случае она окажется более достоверной и объективной.

Особую роль в деятельности скаутов (селекционеров) играют мероприятия на местах, выездные сессии, в рамках которых производится отбор более или менее талантливых ребят из местной молодежи. В прежние времена подобная практика была распространена по всей территории СССР. Ярчайшим ее примером может служить выездная селекционная модель хоккейного клуба ЦСКА. За исключением южных республик Советского Союза, тренеры хоккейной СДЮШОР ЦСКА ездили по большей части страны, посещали уйму соревнований, проводили мастер-классы (их тогда еще именовали смотрами) и выявляли перспективных ребят, по каждому из которых впоследствии велась отдельная работа.      

Грядущее ужесточение лимита на легионеров (подробнее его последствия рассматривались здесь) вынуждает руководителей клубов обращать все большее внимание не только на селекцию извне, но и на подготовку собственных кадров изнутри. Инвестированию в клубные школы и академии разгрузка зарплатной ведомости игроков основного состава иной раз даже помогает. Средства есть, но их меньше, чем раньше – куда их теперь потратить? Лучше на детей, среди которых, если очень сильно постараться, впоследствии окажется пусть не новый Криштиану или Лео, но хотя бы условный Муса. И, кстати, что дешевле: вытащить из не самой футбольный страны молодого и потенциально одаренного игрока, которого в России еще предстоит довести «до ума», или создать что-то стоящее из группы своих или просто местных воспитанников (как в одно время это сотворил ФК «Зенит» из целой когорты выпускников ДЮСШ «Смена», трансформированной в 2009 году в Академию клуба)? Как правило, даже предварительный финансовый расчет предлагает следовать второму, более оптимизированному варианту.

В ближайшие годы тенденции к «затягиванию поясов» не исчезнут – просто в те или иные периоды времени они будут по-разному себя проявлять. Отечественным клубам, в том числе и тем, что формируют «дружную семью РФПЛ», так или иначе предстоит жить по средствам. К такому образу ведения дел на все сто процентов не один из них не готов. Но, как говорится, жизнь заставит и впоследствии выберет достойных. Легионеры в наши клубы станут приезжать все реже. Желательно, чтобы те, с кем все-таки будут подписывать контракты, оказывались не хуже Красича или Видича и т.д.. Чтобы здесь они по-настоящему раскрывались, после чего отправлялись покорять богатые клубы небедной Европы. Но по большей части основные составы команд мастеров, конечно же, придется формировать доморощенными кадрами. Скупать со всей страны сильнейших смогут лишь единицы, остальным будущих дзагоевых и кержаковых предстоит искать, приглашать и воспитывать в своих академиях и школах. И тот, кто все вышесказанное будет делать быстрее и целенаправленнее, тот и выживет в нашем вечно ухудшающемся мире – как в спортивном, так и в материальном плане.